Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБНОУ Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Завод Светодиодной Продукции" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 15004-ЭП/23 от 15.06.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку комплекта фоновой декорации поплановой визуализации для обеспечения нужд ГБНОУ ДУМ СПб в 2023 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 07.06.2023 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200032923000023. Начальная (максимальная) цена контракта - 15 392 214, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению заявки;
Заказчик с доводами жалобы не согласился и счел жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявки в соответствии с потребностями Заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в извещении о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт извещения о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
В Разделе 2 приложения N 3 к извещению Заказчиком приведена инструкция по заполнению заявки.
Так, инструкция содержит следующие требования:
"1. Показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения в виде требований, содержащих указание на максимальность и (или) минимальность.
1.1 При указании Заказчиком в Приложении требований к показателю в виде словосочетаний ("не менее", "не меньше", "не ниже") и символов ("") Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое равно или более указанного в Приложении минимального значения показателя.
1.2 При указании Заказчиком в Приложении требования к показателю в виде слов ("более", "от", "превышает", "больше") и символов (">") Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое более значения показателя, установленного в Приложении, и не является при этом равным значению показателя, установленному Документацией.
1.3 При указании Заказчиком в Приложении требования к показателю в виде слов ("менее", "меньше", "до") и символов ("<") Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое менее значения показателя, установленного в Приложении, и не является при этом равным значению показателя, установленному Документацией.
1.4 При указании Заказчиком в Приложении требования к показателю в виде словосочетаний ("не более", "не больше", "не выше", "не превышает") и символов ("") Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое равно или менее указанного в Приложении максимального значения показателя.
1.5 При указании Заказчиком в Приложении требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием слов и символов, перечисленных в п. 1.2 и п. 1.3 настоящей инструкции, разделенных союзом "и" или знаком ";", Участник закупки обязан указать конкретные значения показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в отношении каждого числового значения в соответствии с требованиями настоящего пункта.
1.6 При указании Заказчиком в Приложении требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием слов и символов, перечисленных в п. 1.1 и п. 1.4 настоящей инструкции, разделенных союзом "и" или знаком ";", Участник закупки обязан указать конкретные значения показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в отношении каждого числового значения в соответствии с требованиями настоящего пункта.
1.7 При указании Заказчиком в Приложении требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием слов и символов, перечисленных в п. 1.2 и п. 1.3 настоящей инструкции, без использования союза "и" или знаком ";", а также при использовании знака "-", Участник закупки обязан указать конкретное диапазонное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
1.8 При указании Заказчиком в Приложении требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием слов, словосочетаний и символов, перечисленных в п. 1.1 и п. 1.4 настоящей инструкции, без использования союза "и" или знаком ";", а также при использовании знака "-", Участник закупки обязан указать конкретное диапазонное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
1.9 При указании Заказчиком в Приложении требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием слов и символов, перечисленных в п. 1.1 и п. 1.3 настоящей инструкции, разделенных союзом "и" или знаком ";", Участник закупки обязан указать конкретные значения показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в отношении каждого числового значения в соответствии с требованиями настоящего пункта.
1.10 При указании Заказчиком в Приложении требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием слов и символов, перечисленных в п. 1.2 и п. 1.4 настоящей инструкции, разделенных союзом "и" или знаком ";", Участник закупки обязан указать конкретные значения показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в отношении каждого числового значения в соответствии с требованиями настоящего пункта.
1.11 При указании Заказчиком в Приложении требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием слов, словосочетаний и символов, перечисленных в п. 1.2 и п. 1.1 настоящей инструкции, без использования союза "и" или знаком ";", а также при использовании знака "-", Участник закупки обязан указать конкретное диапазонное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
1.12 При указании Заказчиком в Приложении требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием слов, словосочетаний и символов, перечисленных в п. 1.1 и п. 1.3 настоящей инструкции, без использования союза "и" или знаком ";", а также при использовании знака "-", Участник закупки обязан указать конкретное диапазонное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
1.13 При указании Заказчиком в Приложении требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием словосочетаний и символов, перечисленных в п. 1.2 и п. 1.4 настоящей инструкции, без использования союза "и" или знаком ";", а также при использовании знака "-", Участник закупки обязан указать конкретное диапазонное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
1.14 При указании Заказчиком в Приложении требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием слов, словосочетаний и символов, перечисленных в п. 1.3 и п. 1.4 настоящей инструкции, без использования союза "и" или знаком ";", а также при использовании знака "-", Участник закупки обязан указать конкретное диапазонное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
1.15 При указании Заказчиком в Приложении требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием слов и символов, перечисленных в п. 1.2 и п. 1.3 настоящей инструкции, без использования союза "и" или знаком ";", Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
1.16 При указании Заказчиком в Приложении требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием слов и символов, перечисленных в п. 1.1 и п. 1.4 настоящей инструкции, без использования союза "и" или знаком ";", Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
1.17 При указании Заказчиком в Приложении требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием слов и символов, перечисленных в п. 1.1 и п. 1.3 настоящей инструкции, без использования союза "и" или знаком ";", Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
1.18 При указании Заказчиком в Приложении требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием слов и символов, перечисленных в п. 1.2 и п. 1.4 настоящей инструкции, без использования союза "и" или знаком ";", Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта".
Анализ установленной Заказчиком инструкции свидетельствует о том, что она не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения, поскольку содержание в пунктах 1.5 - 1.18 инструкции практически одинакового текста с незначительными различиями, не позволяющими разграничить порядок указания значений характеристик, а также отсылки к повторяющимся пунктам, значительно усложняет и не позволяет однозначным образом определить порядок заполнения сведений в отношении необходимого параметра.
Указанное обстоятельство также подтверждается содержанием протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.06.2023 NИЭА1, согласно которому на участие в рассматриваемой закупке была подана только одна заявка.
Более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию отдельные положения инструкции не определяют порядка заполнения заявок, а дают разъяснения, трактовку относительно тех или иных значений, установленных Заказчиком, что не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Принимая во внимание совокупность вышеуказанных обстоятельств, а также необходимость указания участниками закупки в составе заявки сведений о товарах, требования к которым составляют значительный объем текста, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Завод Светодиодной Продукции" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 июня 2023 г. N 44-2455/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2023