Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "Флавия" (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 15145-ЭП/23 от 16.06.2023) на действия ФГБУ "Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг систем обеспечения безопасности (извещение N 0372100043023000115) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 24.04.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100043023000115.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 666 666, 66 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), согласно приложению N 1.
Постановлением N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно Положению, "критерии оценки" - предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (далее - расходы), качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки (далее - характеристики объекта закупки), квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее соответственно - квалификация участников закупки, характеристика квалификации участников закупки);
В соответствии с п. 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Согласно п. 16 Положения Для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с п. 17 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Пункт 23 Положения устанавливает, что если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Извещение содержит, в том числе следующие положения оценки заявок:
Для оценки по Характеристике N 1 "Качество товаров (работ, услуг)" показателя "Качественные характеристики объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в соответствии с пунктом 19 Положения Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: технология оказания услуг; контроль качества оказания услуг; обеспечение оборудованием, используемым при оказании услуг; обеспечение необходимым квалифицированным персоналом.
Оценка заявки участника по детализирующей Характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг) показателя "качественные характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному участником закупки предложению о качественных характеристиках объекта закупки.
Под технологией оказания услуг понимается совокупность методов для качественного оказания услуг, обеспечивающих надлежащее оказание услуг по Контракту в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение 1 к Извещению об осуществлении закупки) и проектом Контракта (Приложение 5 к Извещению об осуществлении закупки), а именно организационные методы, включающие организационные мероприятия процесса оказания услуг (инструктаж сотрудников, обеспечение необходимым инструментом) и мероприятия по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и распорядительные методы оказания услуг по Контракту.
Под обеспечением необходимым квалифицированным персоналом понимается перечень сотрудников, задействованных при оказании услуг по контракту, который заключается по результатам проведения настоящего конкурса, с указанием по каждому такому сотруднику в отдельности: должности, профессиональных задач и обязанностей, опыта работы в соответствующей должности, указание на работу по основному месту работы или по совместительству, номера трудовой книжки или указание на формирование информации о трудовой деятельности и трудовом стаже в электронной форме, указание на наличие согласий от сотрудников на обработку персональных данных, должностной инструкции, инструкции по взаимодействию с другими сотрудниками, планируемыми к привлечению при оказании услуг по контракту, который заключается по результатам проведения настоящего конкурса, а также необходимо перечислить по каждому специалисту (сотруднику) выполняемые им обязанности по охране труда во время исполнения контракта, определяемые с учетом специальности и занимаемой должности в объеме должностной инструкции, принятой участником закупки. При этом участник закупки должен учитывать, что наличие у участника закупки квалифицированного персонала в части специалистов-работников по обслуживанию и ремонту оборудования автоматизированных систем управления технологическими процессами в электрических сетях и специалистов-работников по организации эксплуатации водопроводных и канализационных сетей, который задействован при оказании услуг по контракту, заключаемому по результатам проведения настоящего конкурса, сведения о котором указаны участником закупки в первой части заявки, должно быть подтверждено во второй части заявки соответствующими документами, предусмотренными пунктами 3.2 - 3.3 Раздела III настоящего Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. В случае отсутствия указанного подтверждения во второй части заявки представленные сведения будут признаны недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Под контролем качества оказания услуг понимается методы, направленные на контроль качества оказания услуг, методы по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, методы контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, методы контроля за действиями непосредственных исполнителей.
Под обеспечением оборудованием, используемыми при оказании услуг, понимается совокупность оборудования, используемых непосредственными исполнителями при оказании услуг, с указанием по каждому такому оборудованию в отдельности: наименования, количества, формы право пользования, марки и модели (при наличии), реквизитов документов, подтверждающих соответствие установленным обязательным требованиям в соответствии с действующим законодательством РФ (если такие документы предусмотрены действующим законодательством РФ), минимальных характеристик и пояснений, позволяющих четко определить сферу их применения в процессе оказания соответствующих услуг.
Заказчиком будет производиться оценка заявки участника по Характеристике N 1 "Качество товаров (работ, услуг)", содержащей описание свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте, и заполненной в соответствии с инструкцией по ее заполнению, указанной в Приложении N 3 к Извещению об осуществлении закупки.
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки должно соответствовать действующим на момент подачи заявки Участником закупки следующим нормативным документам: Трудовому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Описание свойств объекта закупки должно отвечать всем требованиям, указанным в описании объекта закупки и приложениях к нему, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в описании объекта закупки, и нормативно-правовым актам, указанным в инструкции по заполнению первой части заявки.
В случае, если при описании технологии оказания услуг участник закупки указывает действия специалистов Исполнителя, то такие действия должны быть отражены в должностной инструкции сотрудника.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под "Предложением о наличии характеристики объекта закупки" понимается предоставление в составе заявки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки), и инструкцией по заполнению первой части заявки; по каждому представленному описанию свойства объекта закупки начисляются баллы согласно шкале оценки; в случае, если соответствующее описание свойства объекта закупки не предоставлено или предоставлено несоответствующим требованиям, установленным в настоящем пункте и в инструкции по его предоставлению, указанной в Приложении N 3 к Извещению об осуществлении закупки, то такое описание объекта закупки считается отсутствующим и по данному свойству объекта закупки начисляется 0 баллов согласно шкале оценки, указанной в настоящем пункте.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг) показателя "качественные характеристики объекта закупки" соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям, установленным в настоящем порядке оценки и инструкции по заполнению первой части заявки, вне зависимости от степени детализации таких сведений. При этом, информация, содержащаяся в рамках описания одного свойства объекта закупки, но относящаяся к другому свойству объекта закупки, не учитывается при оценке заявки участника.
Непредоставление в составе первой части Заявки на участие в электронном конкурсе предложения о качественных характеристиках объекта закупки не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако такое предложение не будет оцениваться Комиссией.
Значение количества баллов по Характеристике N 1 "Качество товаров (работ, услуг)" присваивается заявке, подлежащей оценке по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", по шкале оценки:
Значение характеристики N 1 |
Количество присваиваемых баллов |
Наличие в предложении о качественных характеристиках объекта закупки всех свойств объекта закупки, подлежащих оценке: технология оказания услуг; контроль качества оказания услуг; обеспечение оборудованием, используемым при оказании услуг; обеспечение необходимым квалифицированным персоналом в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте и в инструкции по его предоставлению, указанной в Приложении N 3 к Извещению об осуществлении закупки |
100 баллов |
Наличие в предложении о качественных характеристиках объекта закупки только любых трех свойств объекта закупки, подлежащих оценке в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте и в инструкции по его предоставлению, указанной в Приложении N 3 к Извещению об осуществлении закупки |
75 баллов |
Наличие в предложении о качественных характеристиках объекта закупки только любых двух свойств объекта закупки, подлежащих оценке в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте и в инструкции по его предоставлению, указанной в Приложении N 3 к Извещению об осуществлении закупки |
50 баллов |
Наличие в предложении о качественных характеристиках объекта закупки Характеристики N 1 "Качество товаров (работ, услуг)" описания свойства объекта только одного любого свойства объекта закупки, подлежащего оценке в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте и в инструкции по его предоставлению, указанной в Приложении N 3 к Извещению об осуществлении закупки |
25 баллов |
Отсутствие в предложении о качественных характеристиках объекта закупки описания всех свойств объекта закупки или несоответствие описания всех свойств настоящему пункту и/или инструкции по их предоставлению, указанной в Приложении N 3 к Извещению об осуществлении закупки |
0 баллов |
Согласно ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Пунктом 24 Постановления N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 30 Постановления N 2604 в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
При этом подпунктом "б" пункта 27 и подпунктом б" пункта 30 Положения установлен перечень документов, подтверждающий наличие у участника закупки оборудования, материальных ресурсов, специалистов и иных работников.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что положение порядка оценки заявок участников закупки о принятии к оценке предложений по свойствам объекта закупки "Обеспечение необходимым количеством квалифицированного персонала" и "Оснащение квалифицированного персонала участника закупки надлежащим оборудованием, инструментами и иными необходимыми средствами" в рамках критерия оценки "Характеристики объекта закупки" является необъективным, поскольку не позволяет выявить лучшее предложение участников Конкурса путем сопоставления представленных сведений участниками закупки.
При этом, Комиссия УФАС отмечает, что Постановлением N 2604 не предусмотрена возможность подмены оценки показателя "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" свойствами "обеспечение необходимым количеством квалифицированного персонала" и "оснащением квалифицированного персонала участника закупки надлежащим оборудованием, инструментами и иными необходимыми средствами" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
При установленных обстоятельствах, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закон о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В целях реализации требований закона Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 29 декабря 2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов правительства российской федерации" (далее - Постановление N 2571), в котором в том числе установило, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
В соответствии с подпунктом а пункта 3 Постановления предусмотрено, что положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 1 - 5, 16, 22 и 41 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тыс. рублей.
В силу пункта 5 Постановления предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки на работы, услуги, связанные с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Соответствие указанным дополнительным требованиям подтверждается наличием у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
Наличием опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Цена выполненных работ, оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается такой опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа). Предусмотренные приложением в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора, акт приемки объекта капитального строительства, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что дополнительные требования к участникам закупки установлены:
Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену выполненных работ, оказанных услуг.
В соответствии с доводами Заявителя, Заказчиком неверно установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Перечень объектов, виды систем на объектах и их состав приведены в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки.
Согласно Описанию объекта закупки (Приложение N 1 к Извещению):
"В рамках оказания услуг по Контракту Исполнитель будет допущен к системам безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда, имеющихся у Заказчика.
В объединённом Архиве Заказчика хранятся истории болезни с 1997 г., журналы регистраций, входящей и исходящей корреспонденции, приказы генерального директора, научно-исследовательская документация разработанная Заказчиком и аналогичными организациями.
В объединённом Архиве Заказчика хранится часть научно-исследовательской литературы со сроком хранения "постоянно" с последующей передачей в Государственный архив РФ.
Количество экземпляров хранящихся архивных документов: в объединенном Архиве находится 192 485 единиц документов. Площадь, занимаемая объединенным Архивом: 160 м2. В состав Архива входят следующие помещения: кабинет заведующей, 8 архивных помещений.
В библиотеке Заказчика размещены диссертационные работы, учебная, научная литература, журналы выпущенные Центром и аналогичными организациями в т.ч. ВАК, отчеты и методическая литература, по реабилитации, выпущенная за всю историю ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России с 1986 года: диссертационные работы - 130 шт., учебная и научная литература - 10 570 шт., журналы - 1 300 шт. В состав Библиотеки входят следующие помещения: хранилище, читальный зал, рабочий кабинет сотрудников с общей площадью 120 м2.
Самый крупный музей истории протезов находится в ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России. В музее представлена большая коллекция протезов верхних и нижних конечностей, ортопедической обуви, корсетов. Общая площадь музея составляет 92,7 м2.".
Согласно представленным возражениям Заказчика, Заказчик установил в Извещении об осуществлении закупки дополнительные требования согласно п. 5 Раздела I Приложения Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571): наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Целями деятельности Заказчика согласно п. 3.1.3 Устава Заказчика, утвержденного Приказом Минтруда от 19.07.2017 года N 583 (Приложение 1 к Возражениям, далее Устав), является в том числе подготовка высококвалифицированных научных и практических кадров для следующих сфер деятельности: научное и организационно-методическое обеспечение функционирования системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, оказания протезно-ортопедической помощи, разработка, апробация и проведение самостоятельных и комплексных реабилитационных, диагностических мероприятий гражданам, в том числе инвалидам в стационарных условиях, включая восстановительные медицинские мероприятия: восстановительную терапию (включая лекарственное обеспечение), реконструктивную хирургию (включая лекарственное обеспечение); социально-средовую, социально- педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию, профессиональную ориентацию, протезирование и ортезирование.
Согласно п. 3.3.20 Устава Заказчика предметом деятельности Заказчика является в том числе реализация основных образовательных программ послевузовского профессионального образования (аспирантура, клиническая ординатура, интернатура) и дополнительного профессионального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация и проведение учебной и производственной практики студентов высших и средних специальных медицинских учебных заведений на базе Учреждения.
Согласно пункту 3.8 Устава Заказчика Учреждение осуществляет организацию профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников Учреждения, аттестации и переаттестации медицинского персонала Учреждения.
Заказчик обладает лицензией на осуществление образовательной деятельности, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 20.12.2017 N 2694 (Приложение N 2 к настоящим Возражениям).
Таким образом, Заказчик является организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно части 2 ст. 2.1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (в том числе библиотеки, музеи и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).
Согласно п. 3.5.20 Устава Заказчик имеет право оказывать услуги (работы), связанные с функционированием музея истории протезирования и средств реабилитации в Учреждении.
Таким образом, функционирование музея истории протезирования и средств реабилитации, как структурного подразделения, а не отдельного юридического лица предусмотрено Уставом Заказчика и Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и не требует включения в реестр музеев, предусмотренный Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", так как согласно последнему музей создается как отдельное некоммерческое учреждение культуры.
Приказом от 21.07.2022 года N 165а-орг. Заказчиком назначен материально-ответственный за имущество музея.
Создание библиотеки Заказчиком также определено Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Библиотечный фонд научной библиотеки Заказчика располагает 630 изданиями на русском и иностранных языках, которые изданы до 1917 года.
Архив создан у Заказчика согласно Уставу, в предпоследнем абзаце пункта 4.5 которого указано, что Заказчик осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Учреждения.
На основании вышеизложенного Заказчиком правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Заявителем в материалы дела доказательств обратного не представлено, в связи с чем довод жалобы не нашёл своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Исходя из изложенного, Комиссией УФАС в соответствии принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 33, 42, 48, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Флавия" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 июня 2023 г. N 44-2489/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2023