Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "Стрела" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности, по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 15479-ЭП/23 от 20.06.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048823000384),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 04.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048823000384) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 9 089 308,80 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.04.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Стрела".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Стрела" заключен государственный контракт N 0372100048823000384 от 02.05.2023 на сумму 6 440 000,00 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник принял на себя обязательство поставить изделия медицинского назначения (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, пр.и условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 4.2, 9.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 07.06.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Стрела".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п. 4.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком партиями. Количество партий не более 10 (десяти). Срок поставки Товара (период поставки) составляет 6 (шесть) рабочих дней, с учётом ограничений, установленных настоящим пунктом Контракта. Срок поставки Товара начинает течь со следующего после даты получения Поставщиком соответствующей заявки на поставку Товара рабочего дня и заканчивается в 15:00 (по московскому времени) последнего рабочего дня, входящего в период поставки.
Заявка на поставку Товара от 15.05.2023 N ИС-05-07/3175 была направлена в адрес Участника и получена последним 15.05.2023. Срок исполнения обязательств Участника по Контракту истек 23.05.2023.
Претензией от 25.05.2023 N ИС-05-07/3460 Заказчик уведомил Участника о нарушении срока поставки и потребовал незамедлительно выполнить свои обязательства по Контракту.
Вместе с тем по состоянию на 07.06.2023 Участник не исполнил обязательства по поставке Товара в количестве и ассортименте, предусмотренными заявкой на поставку Товара.
В связи с существенным нарушением Участником условий Контракта, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 07.06.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Стрела" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 20.06.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
05.04.2023 ООО "Стрела", имея намерение принять участие в Аукционе и произвести поставку, провело изучение рынка - подготовило и направило по средствам электронной почты запросы, о возможности поставки необходимых ИМН, в 3 (три) организаций, занимающиеся оптовой продажей изделий медицинского назначения, о возможности приобретения товара, являющегося предметом поставки в рамках электронного аукциона N 0372100048823000384, а именно:
- ООО "МедЛинк Расходные Материалы" (e-mail: info@medlinkrm.ru):
- ООО "МЕДЛАНА" (e-mail: info@medlana.com):
- ООО "ИРВИН" (e-mail: a.strelnikova@irwin.ru).
Поскольку в разумные сроки ответов на вышеуказанные запросы не последовало, 10.04.2023 ООО "Стрела" обратилась с запросом в ООО "Алкомед".
12.04.2023 ООО "Стрела" получена информация от ООО "АЛКОМЕД" о том, что поставка возможна, однако, ООО "Алкомед" не отвечает за сбои в поставке в связи с возможными задержками со стороны производителя.
14.04.2023 ООО "Стрела" подало заявку на участие в Аукционе.
В силу пункта 4.1. Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком партиями. Количество партий не более 10 (десяти). Однако, 15.05.2023 от Заказчика в адрес ООО "Стрела" поступила заявка N 05-07/3175 на поставку всего объема Товара в рамках Контракта.
Согласно тому же п. 4.1. Контракта срок поставки Товара (период поставки) составляет 6 (шесть) рабочих дней, с учётом ограничений, установленных настоящим пунктом Контракта. Срок поставки Товара начинает течь с первого рабочего дня следующего за днем получения Поставщиком соответствующей заявки на поставку Товара.
16.05.2023 ООО "Стрела", с учетом ранее имеющей место быть переписки и подписанного 19.07.2022 с ООО "АЛКОМЕД" договора N 71 на поставку медицинской продукции, обратилась к указанному юридическому лицу с просьбой выставить счет на оплату.
18.05.2023 от ООО "Алкомед" получен счет на оплату и письмо, согласно которому имеют место быть задержки поставок продукции.
В соответствии с условиями п. 3.2. договора ООО "Стрела" с ООО "Алкомед" договора N 71 на поставку медицинской продукции от 19.07.2022 условия оплаты Покупатель осуществляет оплату путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика, в течение 30 календарных дней с даты отгрузки. В результате чего, ООО "Стрела" получив счет - принялось ожидать отгрузки Товара от ООО "Алкомед".
25.05.2023 от Заказчика в адрес ООО "Стрела" поступила претензия исх. N 05-07/3460.
В тот же день - 25.05.2023 ООО "Стрела" написало письмо в ООО "Алкомед" о необходимости поставки со ссылкой на полученную ООО "Стрела" претензию от Заказчика.
Письмом от 26.05.2023 ООО "Алкомед" уведомило ООО "Стрела" о том, что 19.05.2023 в результате вступления в силу, принятого Бюро промышленности и безопасности США, в расширенный перечень товаров, для экспорта которых в РФ требуется получение разрешений (лицензий) - попали изделия медицинского назначения.
В связи с чем, наблюдаются сбои (задержки) поставок продукции производителей, зарегистрированных на территории США, в том числе "Этикон Эндо-Серджери, Эл-Эл-Си", информация о сроках урегулирования проблем с поставками - отсутствует.
29.05.2023 ООО "Стрела" обратилось за разъяснением стабилизации сроков поставки медицинской продукции Johnson & Johnson к держателю регистрационных удостоверений на медицинские изделия, в отношении продукции Ethicon Endo-Surgery, LLC - ООО "Джонсон & Джонсон", которое входит в группу компаний корпорации Johnson & Johnson, является её официальным представителем на территории РФ и стран СНГ.
На следующий день 30.05.2023 ООО "Стрела" ответило на претензию Заказчика. Указанный ответ был подписан электронной цифровой подписью и размещен на Официальном сайте.
07.06.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Письмом от 08.06.2023 ООО "Стрела", с целью недопущения срыва оказания медицинской помощи гражданам, просило ООО "Алкомед" в кратчайшие сроки изыскать возможность отгрузки Ножниц Harmonic Focus+ длинные с технологией адаптации к тканям для открытых операций, длина ствола 17 см HAR17F.
12.06.2023 в ООО "Стрела" поступил ответ ООО "Алкомед" о том, что оно изыскало возможность и готово отгрузить в адрес ООО "Стрела" Ножницы Harmonic Focus+ длинные с технологией адаптации к тканям для открытых операций, длина ствола 17 см HAR17F в количестве - 9 штуки.
Письмом исх. N 1306-1/23 от 13.06.2023 ООО "Джонсон & Джоносон", подразделением медицинских изделий и оборудования (далее - Компания) входящим в группу компаний Johnson & Johnson (далее - Корпорация) на территории РФ и стран СНГ, Компания уведомляет, что в настоящий момент вынуждена временно приостановить отгрузки продукции подразделений медицинских изделий и оборудования (далее - Продукция) со склада в РФ до дальнейшего уведомления.
Данная приостановка вызвана новым международным регулированием, вступившим в силу 19.05.2023. Указанное регулирование также явилось причиной приостановки отгрузки Продукции от производителей в адрес Компании.
Вследствие указанных обстоятельств Компания не может временно обрабатывать заказы и не может гарантировать точные сроки поставки Продукции.
ООО "Стрела" 14.06.2023 подготовило ответ Заказчику на его решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с обоснованием причин задержки.
15.06.2023 ООО "Стрела" отгрузило в адрес Заказчика 9 единиц Товара из 132. Указанный Товар был принят Заказчиком, о чем свидетельствует Счет-фактура N 122 от 15.06.2023.
16.06.2023 от Заказчика поступило письмо исх. N 21.2-10/4034 с обоснованием невозможности отмены вынесенного им 07.06.2023 решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Однако, принятое Заказчиком 07.06.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчиком отменено не было и отказ вступил в законную силу.
Учитывая вышеизложенное, Участник ходатайствовал о невключении ООО "Стрела" в реестр недобросовестных поставщиков. ООО "Стрела" неоднократно являлось исполнителем по государственным контрактам, которые были подписаны и исполняются без нареканий со стороны заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об ООО "Стрела", что подтверждает добросовестность Участника в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Вместе с тем представитель Заказчика не настаивал на включении ООО "Стрела" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, учитывая тот факт, что Участником совершались активные действия, направленные на исполнение Контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "Стрела" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Стрела", (ИНН: 6163225354), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 июня 2023 г. N РНП-78-856/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2023