Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ ДО "Детская музыкальная школа N 17 им. А.Г. Рубинштейна" (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "РЕГИОН-ТОРГ" (далее - Участник, Поставщик):. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 15726-ЭП/23 от 22.06.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372200018023000004),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 17.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку жалюзи (извещение N 0372200018023000004) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 204 814,97 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.03.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "РЕГИОН-ТОРГ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "РЕГИОН-ТОРГ" заключен государственный контракт N 29 от 10.04.2023 на сумму 117 229,56 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник принял на себя обязательство поставить жалюзи (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, пр.и условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 10.3, 10.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 09.06.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "РЕГИОН-ТОРГ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п.1.1 Контракта установлено, что Поставщик принимает на себя обязательство по поставке Товара Заказчику в обусловленный Контрактом срок.
В соответствии с п.3.1 Контракта поставка Товара осуществляется в течение 30 календарных дней со дня, следующего за датой заключения Контракта. Таким образом, срок поставки товара истек 10.05.2023.
Участником Товар в полном объеме на поставлен, в части поставленного товара имеются существенные расхождения с условиями Контракта.
23.05.2023 в Единой Информационной Системе Заказчиком была размещена Претензия N56 от 23.05.2023 с требованием произвести поставку Товара не позднее 30.05.2023.
По состоянию на 09.06.2023 Товар в полном объеме не поставлен, в части поставленного товара имеются существенные расхождения с условиями Контракта. Количество, размер и иные характеристики не соответствуют Приложению N1 к Контракту (Спецификация).
Кроме того, в соответствии с п. 5.3 Контракта у Поставщика имеется обязанность в день доставки (до момента фактической поставки) Товара по адресу поставки сформировать и использованием Единой Информационного системы в сфере закупок документ о приемке поставленного Товара. Указанный документ Поставщиком не сформирован.
В связи с существенным нарушением Участником условий Контракта, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 09.06.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "РЕГИОН-ТОРГ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 20.06.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
При участии в электронном аукционе в Согласии на участие в электронном аукционе было указано, что перед началом изготовления Поставщиком проводятся уточняющие замеры по месту поставки и установки.
В связи с тем, что произведенные Заказчиком замеры, которые были прописаны в документации, не соответствовали действительности, во исполнении условии вышеуказанного контракта Поставщиком по требованию Заказчика и в соответствии с условиями контракта, были произведены замеры оконных проемов и помещений Заказчика, для поставки Товара соответствующего фактическим размерам, были согласованы цветовые гаммы поставляемого товара, что подтверждается документом от 24.04.2023 исх. N1232, с согласованием и подписью уполномоченного представителя Заказчика.
Во исполнение Контракта, Поставщиком был направлен товар, согласно условиям заключенного контракта N29. Поставка товара в соответствии с условиями Контракта, с учетом произведенных замеров и требования Заказчика, была осуществлена за пределами сроков установленных контрактом. В связи с тем, что окончательная спецификация с учетом замеров и выбора цветовых гамм была согласована и подписана Заказчиком после 24.04.2023, товар был поставлен незначительно позже.
Заказчик был уведомлен о времени осуществления монтажных работ по установке жалюзи, но доступ представителю Поставщика предоставлен не был. После чего Заказчик был повторно уведомлен о времени и месте осуществления монтажных работ, в ответ на уведомление поступил отказ в допуске представителя Поставщика.
В ответ на уведомления о предоставлении допуска для осуществления монтажных работ в соответствии с условиями Контракта. Заказчик указывает, на то, что допуск представителей Поставщика невозможен - 09.06.2023 подготовлен односторонний отказ от исполнения Контракта. 09.06.2023 Заказчиком не был допущен представитель Поставщика для осуществления монтажных работ по установке жалюзи.
В данном случае в Контракте прописан закрытый перечень оснований в соответствии, с которыми Контракт, может быть расторгнут в одностороннем порядке.
Таким образом, учитывая отсутствие негативных последствий для Заказчика при более поздней поставки товара, а также отказы в допуске представителя Поставщика для установки и монтажа жалюзи, готовность Поставщика к переговорам и уточнению в случае необходимости поставки товара и осуществить его монтаж. Поставщик считает необоснованным включением в реестр недобросовестных поставщиков ООО "РЕГИОН-ТОРГ", которое предприняло все необходимые меры для исполнения Контракта и готово его исполнить, при том, что товар находится у Поставщика. При этом отсутствует факт неоднократного и злостного нарушения указанных в Контракте сроков Поставщиком, за что мог бы последовать односторонний отказ от исполнения Контракта в силу ч.1 ст.523 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, после размещения уведомления об отказе от исполнения Контракта N29 от 10.04.2023 Поставщику не дали возможность исполнить Контракт, несмотря на неоднократные уведомления о готовности произвести монтаж, готовности к конструктивным переговорам.
В связи с указанными положениями правовых норм, у Поставщика, отсутствует возможность осуществить установку жалюзи, после которой возможно провести осмотр, экспертизу и выявить, в случае если имеются недостатки, а также их устранить. Поставка Товара осуществлена в строгом соответствии с пожеланиями Заказчика и фактическими размерами помещений и оконных проемов, что оформлено в письменном виде.
Раннее, Поставщик пытался осуществить монтаж Товара, однако в допуске к месту осуществления работ Заказчиком представителям Поставщика было отказано. Также, ООО "РЕГИОН-ТОРГ" выразило готовность возместить затраты Заказчика на проведения экспертизы, в случае, если такая проводилась.
По мнению Поставщика, Заказчик воспрепятствует устранению Поставщиком нарушения Контракта, с целью создать искусственные условия для включения Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
Учитывая вышеизложенное, Участник ходатайствовал о невключении ООО "РЕГИОН-ТОРГ" в реестр недобросовестных поставщиков. ООО "РЕГИОН-ТОРГ" неоднократно являлось исполнителем по государственным контрактам, которые были подписаны и исполняются без нареканий со стороны заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об ООО "РЕГИОН-ТОРГ", что подтверждает добросовестность Участника в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, учитывая тот факт, что Участником совершались активные действия, направленные на исполнение Контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "РЕГИОН-ТОРГ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "РЕГИОН-ТОРГ", (ИНН: 2204076900), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 июня 2023 г. N РНП-78-867/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2023