Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ СОШ N 459 Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Торговый Дом Форест" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 15656-ЭП/23 от 21.06.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку мебели для актового зала и артистических помещений (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 06.06.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200214323000041. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 959 402, 35 рублей.
В жалобе ООО "Торговый Дом Форест" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка описания объекта закупки в части описания закупаемого оборудования без учета информации, размещенной в КТРУ. Также Заявитель полагает, что установленные Заказчиком требования к закупаемым товарам не соответствуют установленному Законом порядку описания объекта закупки.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
При этом, частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Заявитель в жалобе сообщает, в том числе, следующее:
"Товар "модуль для сидения" явно является банкеткой. В КТРУ есть позиция 31.09.13.190-00000017 31.09.13.190-00000016, 31.09.13.190-00000018 "Банкетка" по описанию соответствующая данному товару по ключевым характеристикам: прямые банкетки со спинками, мягким сиденьем, каркас дерево. Прочие характеристики могли быть указаны как дополнительные, при соответствующем обосновании. Обоснование неиспользования КТРУ отсутствует в документации о закупке.
При этом там, где Заказчик использует КТРУ, он тем не менее устанавливает требования, противоречащие Каталогу.
Так по товару стол письменный в КТРУ 31.01.10.000-00000005 имеется характеристика
N |
КТРУ |
Описание в документациии |
1 |
Высота (характеристика не является обязательной для применения)
Глубина (характеристика не является обязательной для применения)
Ширина (характеристика не является обязательной для применения)
|
Размер столешницы должен быть (ШхГ) 1200 м х 600 мм\ 1250 мм х 650 мм. Общая высота изделия должна быть менее 777 мм более 755 мм. |
2 |
Вид материала каркаса Металл. |
Стол должен состоять из столешницы и металлического каркаса. Столешница должна быть установлена на металлический каркас. |
Шкаф для одежду металлический КТРУ 31.01.11.121-00000003 | ||
1 |
Высота (характеристика не является обязательной для применения)
Глубина (характеристика не является обязательной для применения)
Длина (характеристика не является обязательной для применения)
|
Габаритный размер должен быть (ШхГхВ) более 570 мм х 490 мм х 1820 мм |
Стеллаж офисный 31.01.10.000-00000008 | ||
|
Высота стеллажа (характеристика не является обязательной для применения)
Глубина стеллажа (характеристика не является обязательной для применения)
Ширина стеллажа (характеристика не является обязательной для применения)
|
Габаритная ширина изделия: 1000 мм - 1100 мм, габаритная высота изделия 2000 мм; 2100 мм; 2050 мм, габаритная глубина изделия: 500 мм - 600 мм. |
|
|
|
При этом Заказчик также устанавливает требования к материалу спинки и материалу сиденья, но формулирует это требование в дополнительных характеристиках в измененном виде.
Между тем Постановление 145 не допускает возможности изменять содержание характеристик, имеющихся в КТРУ, позволяет только дополнять описание новыми характеристиками.
Заказчик также в рамках указанной закупки приобретает товары "стулья на металлическом каркасе" в количестве 429 штук, применяя КТРУ 31.01.11.150-00000001
Однако, исходя из их количества, функционального предназначения, Заказчик должен был использовать иной КТРУ 31.01.11.150-00000007 Стул ученический.
По товарам 4, 8 "стол функциональный" Заказчик не использует КТРУ, однако, исходя из их количества и размеров в данном случае явно приобретается Стол ученический КТРУ 31.01.12.122-00000007".
Комиссия УФАС также отмечает, что описание вышеуказанных товарных позиций, а именно требования к значениям показателей характеристики указанных товарных позиций приведено Заказчиком без учета информации, содержащейся в КТРУ. Также при описании указанных позиций Заказчиком не приведено обоснования необходимости использования дополнительных требований, не предусмотренных КТРУ в отношении закупаемых Заказчиком товаров по указанным позициям.
Также Комиссия УФАС отмечает, что при описании ряда товарных позиций Заказчиком применена информация, содержащаяся в КТРУ. Заказчиком в отношении указанных товаров по мимо содержащихся в каталоге характеристик, установлены дополнительные требования, не предусмотренные каталогом. В качестве обоснования установления дополнительных требований Заказчиком в составе извещения указано следующее: "*Обоснование применения дополнительных характеристик
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении правил формирования и введения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, для обеспечения соответствия закупаемых товаров потребностям заказчика, а также обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком, в описании объекта закупки заказчиком использовались дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в позициях каталога".
При этом, Комиссия УФАС не находит основания для того, чтобы считать указанное обоснование надлежащим, поскольку приведенное Заказчиком обоснование носит формальный характер, и не содержит сведений, позволяющих определить объективную потребность Заказчика в той или иной характеристике описанного Заказчиком товара.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС отмечает, что в рассматриваемой части Заказчиком нарушен порядок использования сведений, содержащихся в КТРУ при описании объекта закупки, путем установления непредусмотренных каталогом требований, что является нарушением ч. 6 ст. 23, п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Комиссия УФАС также отмечает, что при описании закупаемых товарных позиций Заказчиком установлены требования к показателю "Влажность древесины".
Согласно ГОСТ 16483.7-71 "Древесина. Методы определения влажности", влажность древесины определяется испытаниями, в том числе, путем отбора проб из одной партии товара, их высушивания и т.д.
Очевидно, что при подаче заявки участник не имеет возможности определить конкретное значение влажности древесины.
В соответствии с пунктом 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что указанная характеристика относится не к потребительским и функциональным свойствам закупаемого товара, а к материалам его изготовления. При этом Закон о контрактной системе не предусматривает возможности установления требований к материалам изготовления товара, за исключением случаев, когда размещается закупка на производство товара, а не на поставку готовой продукции.
Таким образом, установив требования к материалам изготовления закупаемых товаров, сведения о которых не известны участнику закупки, Заказчик применил описание, не соответствующее требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в отношении товарной позиции 3 Модуль для сидения тип 2 Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: "Для создания четкой и ровной поверхности (нижней части изделия) без волн и затяжек от скобы должен использоваться профиль, изготовленный из полиэтилена, не содержащий ПВХ. Профиль в разрезе должен напоминать "запятую", что обеспечивает его плотное прилегание к кромкам изделия".
Комиссия УФАС отмечает, что, как верно указал Заявитель в своей жалобе, указанное описание носит абстрактный характер, не позволяющий объективно определить потребность Заказчика, сравнение профиля из полиэтилена со знаком препинания без указания иных характеристик (размеры частей, углы в соотношении (есть только длина) не позволяет должным образом определить потребность Заказчика.
При указанных обстоятельствах вышеприведенное описание товарной позиции 3 не соответствует требованиям ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия УФАС констатирует нарушение Заказчиком требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в описании объекта закупки с нарушением требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговый Дом Форест" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 5 ч. 1 ст. 42 (ч. 6 ст. 23), п. 1 ч. 2 ст. 42 (ч. 2 ст. 33), ч. 3 ст. 43 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 июня 2023 г. N 44-2561/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2023