Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 18" (далее - Заявитель):;
в отсутствие представителей:
ООО "ЭТАЛОН ГРУПП" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 15658-ЭП/23 от 21.06.2023) на действия комиссии Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту входной группы крыльца с устройством доступа для маломобильных групп населения с установкой подъемного устройства здания Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 18" по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Тверская, д. 48, корп. 2 лит. А (извещение N 0372200041823000042) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 18.05.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200041823000042.
Начальная (максимальная) цена контракта - 21 710 251,32 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании его заявки несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки по результатам рассмотрения заявки.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
Пунктами 1-8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
- непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- непредставления информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона;
- предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона);
- непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
- выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
- предусмотренных ч. 6 ст. 45 настоящего Федерального закона;
- выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
В соответствии с п. 2 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно п. 2 ч. 13 ст. 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки.
В силу п. 2 ч. 14 ст. 48 Закона о контрактной не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с пунктом 2 части 11 настоящей статьи протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке оператор электронной площадки размещает протоколы, предусмотренные частями 6 и 13 настоящей статьи, в единой информационной системе и на электронной площадке.
Как установлено ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 22.06.2023 NИЭОК1 заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям:
"На основании п.8 ч.12 ст.48 - выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (Заявка участника отклонена в соответствии п.8 ч.12 ст. 48 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке. Во второй части заявки участника представлены документы, подтверждающие опыт выполнения работ в 2021 и 2022 годах на сумму 159 566 185,37 рублей (в том числе исполненный в 2021 году договор на сумму 74 917 356,46 рублей. При этом по информации из открытых официальных источников (Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (https://bo.nalog.ru/), ресурс "Прозрачный бизнес" (https://pb.nalog.ru/)), доход участника закупки в 2021 году составил 14 219 000 рублей, в 2022 году - 21 490 000 рублей. Таким образом, информация, представленная участником закупки в качестве подтверждения опыта, не является достоверной. С учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 17 июня 2020 г. N 310-ЭС19-26526, недостоверной информацией следует считать информацию, не соответствующую действительности, предоставленной с обманом и умыслом, направленным на победу в торгах за счет представления ложной информации об опыте выполнения работ.)".
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 24-25 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п. 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использованы следующие критерии оценки:
- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно электронному документу "4_Порядок_оценки_заявок_ ГП_18_Ремонт_крылец.docx" к извещению о проведении закупки показателем названного критерия является "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
В соответствии с пп. р) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки.
Обществом с ограниченной ответственностью "ЭТАЛОН ГРУПП" во второй части заявки в качестве подтверждения положительного опыта выполнения работ за 2021 и 2022 годы представлены копии 27 договоров и актов выполненных работ к ним на сумму 159 566 185,37 рублей. Из них 22 договора заключены с одной компанией, в том числе исполненный в 2021 году договор от 26.07.2021 г. N0172200000721000122/1261131 на сумму 74 917 356.46 рублей. С договором представлены акты о приемке выполненных работ (КС-2) N1, N2, N3 от 24.12.2021 г. на общую сумму 74 917 356,46 рублей и справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) на сумму 74 917 356,46 рублей.
Из пояснений представителя Заказчик следует, что принимая во внимание позицию Верховного Суда Российской Федерации, отраженную в определении от 14.06.2023 N 305-ЭС23-11 165, основываясь на информации из открытых официальных источников (Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (https://bo.nalog.ru/), сервис "Прозрачный бизнес" (https://pb.nalog.ru)) комиссия установила что доход ООО "ЭТАЛОН ГРУПП" в 2021 году составлял 14 219 000 рублей, в 2022 году - 21 490 000 рублей, что не соответствует сведениям о положительном опыте, указанном при подаче заявки на участие в закупке. Таким образом, комиссией установлено что работы по договору от 26.07.2021 г. N 0172200000721000122/126ПЭТ на сумму 74 917 356,46 рублей оплачены не были.
Учитывая размер обязательств по договору и тот факт, что между исполнителем и заказчиком работ по договору от 26.07.2021 г. N 0172200000721000122/126ПЭТ сведения о досудебной претензионной работе или судебном производстве отсутствуют, комиссия пришла к выводу что информация, представленная участником закупки в качестве подтверждения опыта, не является достоверной. Договор и/или акты о приемке выполненных работы были сфальсифицированы участником закупки с целью победы в конкурсе обманным путем.
Данные выводы комиссии Заказчика подтверждается решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.10.2022 по делу N А40-136537/22-130-968, определением Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2023 N 305-ЭС23-11165, определением Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2020 г. N 310-ЭС19-26526.
Также в отношении довода Заявителя, согласно которому в договоре от 26.07.2021 г. N 0172200000721000122/126ПЭТ не установлен срок оплаты и заказчик не производит оплату данного договора, но все работы по данному договору выполнены и приняты заказчиком, представитель Заказчика пояснил следующее:
Вышеуказанным договором определена стоимость выполнения работ, и согласно ст. 423 Гражданского кодекса Российской Федерации он является возмездным и подлежит оплате в порядке, установленном условия договора.
Договор от 26.07.2021 г, N 0172200000721000122/126ПЭТ содержит следующие положения.
п. 2.3. Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Подрядчиком Работы в соответствии с условиями договора.
п. 3.1. Цепа Договора составляет 74 917 356.46 руб. (Семьдесят четыре миллиона девятьсот семнадцать тысяч триста пятьдесят шесть рублей 46 копеек). Без НДС в связи с применением УСН.
п. 3.1. Заказчик вправе перечислить аванс в размере 100% от суммы договора.
п. 3.2. Оплата за фактически выполненные Работы осуществляется путем перечисления денежных средств па расчетный счет Подрядчика с расчетного счета Заказчика. Датой оплаты выполненных Работ считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Подрядчика.
п. 3.3. Окончательная оплата выполненных Подрядчиком работ производится Заказчиком после подписания оформленных Подрядчиком Актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2, Справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, оригиналов счета.
п. 9.1. Сдача-приемка выполненных работ (Этапа работ) осуществляется в следующем порядке:
п. 9.1.1. Заказчик осуществляет приемку Работ, указанных в Акте о приемке выполненных работ (Форма N КС-2), в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения от Подрядчика указанного акта. В случае если Подрядчиком не была представлена надлежащим образом оформленная Исполнительная документация, и/или качество предъявляемых к приемке Работ не удовлетворяет установленным требованиям, и/или предъявленные к приемке Работы не соответствуют фактически выполненным объемам Работ, Заказчик в указанный в настоящем пункте срок направляет Подрядчику письменный мотивированный отказ в приемке Работ, возвращает исполнительную документацию и направляет требование об устранении выявленных в ходе приемки нарушений (недостатков н/или дефектов).
п. 9.1.2. Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения указанных документов рассматривает их и направляет Подрядчику подписанные со своей стороны по 1 (одному) экземпляру указанных документов или мотивированный отказ от приемки выполненных работ с перечнем необходимых к устранению недостатков и замечаний, и сроков их устранения.
Подрядчик обязан за собственный счет устранить недостатки и замечания в указанный для устранения срок, а если такой срок не установлен, то в течение 10 (десяти) календарных дней с момента обнаружения соответствующих недостатков и замечаний.
п. 9.1.3. Заказчик осуществляет проверку и оформление поступивших от Подрядчика документов в течение 5 (пяти) рабочих дней, не считая дня их поступления, после чего, при отсутствии замечаний производит их оплату' в течение 10 (десяти) банковских дней с момента подписания Актов приемки выполненных работ (услуг) или дает мотивированный отказ от оплаты.
Таким образом сроки и порядок оплаты условиями договора установлены.
Акты о приемке выполненных работ (КС-2) N1, N2, N3 и справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) подписаны сторонами 24.12.2021 г. Исходя из условий договора, оплата работ должна была быть произведена в период с 25.12.2021 по 14.01.2022.
Довод жалобы о том, что в договоре не установлен срок оплаты и поэтому заказчик не производит оплату данного договора, несостоятелен.
Заявитель участие своих представителей на заседании Комиссии УФАС не обеспечил, доказательств подтверждающих обратное не представил.
Следовательно, доводы Заявителя о незаконном отказе Заявителю в допуске к участию в конкурсе Комиссия УФАС находит необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 42, 43, 48, 49, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЭТАЛОН ГРУПП" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 июня 2023 г. N 44-2576/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2023