Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия Управления) в составе:
в присутствии представителя Республиканского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Черкесская городская поликлиника" (далее - Заказчик), действующего на основании доверенности от 26.06.2023 N775;
в присутствии индивидуального предпринимателя Рычкова А.В. (далее - Заявитель, ИП Рычков А.В.), надлежащим образом извещенных уведомлением от 22.06.2023 N АК/1193/23, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ИП Рычкова А.В., рассмотрев жалобу ИП Рычкова А.В., на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N0379300002723000034 "Поставка хроматографа газового лабораторного" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, руководствуясь ст.ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба Заявителя, на действия аукционной Комиссии Заказчика при проведении аукциона.
Заявитель считает действия аукционной Комиссии Заказчика незаконными и нарушившими его права и законные интересы.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы Заявителя, Комиссией Управления состоялось 27 июня 2023 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе Заявителя, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
01.06.2023 в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0379300002723000034 "Поставка хроматографа газового лабораторного" (извещение о проведении аукциона - 01.06.2023) путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 18 054 000,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 01.06.2023; Дата и время окончания подачи заявок - 15.06.2023 в 12:15 ч.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.06.2023 N0379300002723000034 на участие в электронном аукционе подано 2 заявки, из которых 1 заявка признана соответствующей требованиям извещения.
26.06.2023 от Заказчика представлены письменные пояснения относительно доводов жалобы Заявителя, согласно которым Аукционная комиссия Заказчика при рассмотрении заявок руководствовалась требованиями Закона о контрактной системе.
Согласно Протоколу подведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.06.2023 N0379300002723000034 заявка Заявителя признана не соответствующей, по следующим основаниям: "На основании п.1 ч.12 ст.48 N44-ФЗ. К поставке предлагается товар Комплекс аппаратно-программный для медицинских исследований на базе хроматографа "Хроматэк - Кристалл 5000" исполнение 1 с масс-селективным детектором зав. N 2351112; при этом есть ссылки на ТУ и РУ, подтверждающие, что предлагается продукция серийного производства компании Хроматэк. Это оборудование имеет также регистрационный номер медицинского изделия ФСР 2009/04091, что позволяет получить необходимую техническую информацию на него из медицинского досье, размещенного на официальном сайте Росздравнадзора (https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch). Анализ указанной информации из досье Росздравнадзора позволяет однозначно установить, что предложенное по заявке победителя оборудование не соответствует техническим параметрам документации об аукционе. Несоответствие прилагаются во вложенной таблице. Таким образом, участник в своей заявке предоставил недостоверные сведения.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п.4 ч.4 ст.49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.п. 1 - 8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного пп. "а" п. 1 ч. 5 ст.49 Закона о контрактной системе, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного п.9 ч.3 ст.49 Закона о контрактной системе, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного а. 1 п. 9 ч. 3 ст.49 Закона о контрактной системе, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную п.п. 1, 2, 4 - 7 ч. 17 ст.48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч.1 ст. 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п.4 ст.2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст.43 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в извещении об электронном аукционе установлены условия допуска и ограничения в соответствии с Приказом от 04.06.2018 N 126н и Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019.
Согласно п.п. 1.3, 1.4 Приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Заказчиком в извещении установлены следующие требования к товару:
6.4 |
Максимальное значение относительного среднего квадратичного отклоненя выходного сигнала при автоматическом дозировании пробы по времени удерживания, % |
не более 0,08 |
6.5 |
Максимальное значение относительного среднего квадратичного отклоненя выходного сигнала при при ручном дозировании пробы по времени удерживания, % |
не более 0,1 |
7.1 |
Максимальное время выхода на рабочий режим для МСД, часов, |
не более 4 |
7.2 |
Диапазон масс, а.е.м |
Диапазон: не более 10- не менее 1100 |
Комиссией Управления установлено, что Заявителем предложен к поставке газовый хроматограф ИВД, автоматический (Комплекс аппаратно-программный для медицинских исследований на базе хроматографа "Хроматэк-Кристалл 5000"), производителя ЗАО СКБ "Хроматэк" (РУ NФСР 2009/04091 от 10.02.2009).
Также при изучении заявок участников закупки, Комиссией Управления установлено:
- в составе заявки Заявителя указаны следующие характеристики:
6.4 |
Максимальное значение относительного среднего квадратичного отклоненя выходного сигнала при автоматическом дозировании пробы по времени удерживания, % |
0,08 |
6.5 |
Максимальное значение относительного среднего квадратичного отклоненя выходного сигнала при при ручном дозировании пробы по времени удерживания, % |
0,1 |
7.1 |
Максимальное время выхода на рабочий режим для МСД, часов, |
2 (Подтверждается протоколом испытаний N21 от 14.06.2023 г. на предлагаемый к поставке Комплекс аппаратно-программный для медицинских исследований на базе хроматографа "Хроматэк-Кристалл 5000" Исполнение 1 с масс-селективным детектором (МСД) зав. N2351112 |
7.2 |
Диапазон масс, а.е.м. |
Диапазон:1-1200 |
- в составе заявки участника закупки N1 указаны следующие характеристики:
6.4 |
Максимальное значение относительного среднего квадратичного отклоненя выходного сигнала при автоматическом дозировании пробы по времени удерживания, % |
0,08 |
6.5 |
Максимальное значение относительного среднего квадратичного отклоненя выходного сигнала при при ручном дозировании пробы по времени удерживания, % |
0,1 |
7.1 |
Максимальное время выхода на рабочий режим для МСД, часов, |
4 |
7.2 |
Диапазон масс, а.е.м |
Диапазон: 10-1100 |
Комиссией Управления установлено, что в составе заявки, Заявитель представил письмо ЗАО СКБ "Хроматэк" от 14.06.2023 N 00544, в котором производитель подтвердил соответствие предложенного товара требованиям извещения, а также подтвердил, что максимальное время выхода на рабочий режим комплекса с МСД составило 2 часа 00 минут. К данному письму приложены подтверждающие соответствия протоколы испытаний.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что заявка Заявителя соответствовала требованиям Закона о контрактной системе, требованиям извещения о проведении аукциона, но при этом была отклонена Комиссией Заказчика неправомерно.
Следовательно, Аукционная комиссия заказчика, отклонив заявку Заявителя, нарушила требования ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки размещенной закупки Комиссией Управления были установлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
1. В соответствии с п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами или "эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, извещение о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описанием объекта закупки предусмотрено требование о наличии у товара следующей характеристики:
1. Максимальное значение относительного среднего квадратичного отклонения выходного сигнала при автоматическом дозировании пробы по времени удерживания, % не более 0,08;
2. Максимальное значение относительного среднего квадратичного отклонения выходного сигнала при ручном дозировании пробы по времени удерживания, % - не более 0,1%;
3. Максимальное время выхода на рабочий режим для МСД, часов - не более 4;
4. Диапазон масс, а.е.м. - не более 10; не менее 1100.
Согласно указанным техническим характеристикам в разделе 7.2 "Описание объекта закупки" соответствует товар единственного производителя Хроматограф газовый лабораторный "МАЭСТРО ГХ".
При этом, техническое задание описания объекта закупки не содержит обоснования необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии только одного производителя, а именно: Хроматограф газовый лабораторный "МАЭСТРО ГХ".
Данное требование исключает возможность участникам закупки предложить альтернативный товар.
Установленные Заказчиком требования к техническим характеристикам закупаемого товара является избыточным, что приводит к ограничению потенциальных участников закупки.
На основании изложенного, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают п. 1 ч. 1,2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. В силу п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Установлено, что раздел "Описание объекта закупки (Техническое задание)" содержит технические, качественные, конструктивные характеристики к закупаемому товару.
Техническое описание содержит значения показателей, которые содержат формулировки "не менее", "не более".
Вместе с тем, отсутствие надлежащих пояснений и инструкции для участников закупки относительно того, каким образом следует понимать характеристики при использовании формулировок "не менее", "не более" допускается ли возможность выбора одного из наименований (вариантов), следует ли участнику закупки указывать то или иное наименование (вариант) из нескольких и т.д., может привести к неоднозначному пониманию описания объекта закупки и к возникновению сомнений у участников закупки.
Таким образом, учитывая изложенное, Инспекция Управления приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают требования п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе в части наличия ненадлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Рычкова Александра Владимировича обоснованной.
2. Признать в действиях Республиканского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Черкесская городская поликлиника" нарушения, п.1 ч.1, ч.2, ст.33, п.3 ч.2 ст.42, ч.12 ст.48, Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Республиканскому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Черкесская городская поликлиника", Оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Карачаево-Черкесского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 27 июня 2023 г. N 009/06/106-53/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2023