Резолютивная часть оглашена
22.06.2023 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), жалобу ООО "Актаника" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на "Поставка медицинских изделий - 45 для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская клиническая больница N 5"" (извещение N 0142200001323013719, начальная (максимальная) цена контракта - 4 999 990,00 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Актаника" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком допущено нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при составлении извещения о проведении электронного аукциона, а именно в техническом задании аукционной документации указаны характеристики которые соответствуют товару одного производителя (п.1-3 Технического задания - производитель "Б.Браун", п.4-7 Технического задания - производитель "Эйс Медикал").
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении нарушений.
Представитель Заказчика, Уполномоченного органа против доводов Заявителя возражали, указывая на необоснованность жалобы и отсутствие нарушения прав и законных интересов участников закупки, просил отказать в удовлетворении жалобы, представил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение об аукционе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных указанным Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указание заказчиком особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно п.1-3 технического задания документации Заказчику требуется: "Насос инфузионный эластомерный 32.50.50.190-00002768" и "Насос инфузионный эластомерный 32.50.50.190-00002767".
Согласно письменным пояснениям Заказчика в извещении о проведении закупки, приложениям к нему установлены требования к медицинскому изделию с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности.
Кроме того, товар с характеристиками, указанными в извещении по позициям 1-3 производится как минимум 4 производителями по каждой позиции - по позициям 1-2 товар производителей Б.Браун, Медерен, Нипро, Эйс Медикал, по позиции 3 - Б.Браун, Эйс Медикал, Медерен (представлена сравнительная таблица).
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок, в связи с чем, признает довод жалобы по п.1-3 Технического задания аукционной документации необоснованным.
Согласно доводу Заявителя Заказчик указал технические характеристики, максимальные и минимальные показатели к товару единственного производителя, а именно - производитель "Эйс Медикал" (п.4-7 Технического задания аукционной документации).
По мнению Заявителя и представленным доказательствам иные производители товаров, соответствующие всей совокупности требований, установленных извещением, отсутствуют.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии доказательств, однозначно свидетельствующих о возможности поставки указанного товара иного производителя, соответствующего требованиям извещения о проведении Аукциона, не представил.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с письмами ФАС России от 20.09.21 г. N ПИ/79427/21, N ПИ/105657-РП/21 от 10.12.21 г. описание объекта закупки должно соответствовать продукции не менее чем двух производителей.
Таким образом, по данному доводу жалобы в действиях Заказчика содержится нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.06.2023 NИЭА1 на участие в электронном аукционе поступило 3 заявки, начальная сумма цен единиц товаров снижена на 9 %.
Учитывая изложенное, комиссией Самарского УФАС России принято решение предписание не выдавать.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Актаника" частично обоснованной.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки не выдавать поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 26 июня 2023 г. N 288-14952-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2023