Резолютивная часть оглашена
27.06.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Новокуйбышевского муниципального бюджетного учреждения по обеспечению функционирования учреждений образования "Центр-сервис" (далее - Заказчик, НМБУ "Центр-Сервис") о включении сведений ОО "СТРОИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ" (далее - Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки: "Выполнение работ по капитальному ремонту и оснащению оборудованием ГБОУ СОШ N7 с углубленным изучением отдельных предметов "Образовательный центр" им. Г.И. Гореченкова, г. Новокуйбышевск Самарской области, ул. Свердлова, 12" (извещение N 0142200001322002885, начальная (максимальная) цена контракта - 122 376 248,20 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Исполнитель не исполнил надлежащим образом обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
По результатам проведения электронного аукциона (извещение N 0142200001322002885) между НМБУ "Центр-сервис" и ООО "Строительные решения" заключен контракт N 2885-03/22цс от 11.04.2022 г. (далее - Контракт) на выполнение работ по капитальному ремонту и оснащению оборудованием ГБОУ СОШ N 7 с углубленным изучением отдельных предметов "Образовательный центр" им. Г.И. Гореченкова, г. Новокуйбышевск Самарской области, ул. Свердлова. 12.
В соответствии с п.4.1.1 Контракта и условиями Технического задания (Приложение N 1) к Контракту выполнение работ должно быть окончено 15 августа 2023 года.
Как следует из представленных Заказчиком пояснений, с начала 2023 года ООО "Строительные системы" значительно снизило объемы выполнения работ и появилось отставание от согласованного графика производства работ. Несмотря на неоднократные обращения в адрес подрядчика (письма НМБУ "Центр-сервис" исх.N 862 от 02.09.2022, исх.N910 от 14.09.2022, исх.N 1247 от 25.11.2022, исх.N 57 от 23.01.2023, исх.N 106 от 31.01.2023, исх.N 191 от 28.02.2023, исх.N 226 от 07.03.2023. исх.N 293 от 30.03.2023, исх.N 335 от 05.04.2023), а также на совместные совещания по вопросам исполнения контракта, отставание от графика производства работ не сократилось, а выросло, в связи с чем возник риск несвоевременного исполнения и/или неисполнения Контракта.
Письмами исх.N413 от 27.04.2023, исх.N 435 от 03.052023. исх.N 529 от 16.05.2023 НМБУ "Центр-сервис" сообщило ООО "Строительные системы" о явном отставании промежуточных этапов графиков производства работ с указанием объемов выполнения по каждому виду работ и попросило сообщить о мероприятиях, принятых для ускорения работ, и о дате окончания работ.
Однако до момента принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Подрядчиком не предпринял меры для надлежащего исполнения принятых на себя обязательств по выполнению работ согласно Контракту.
Кроме того, к некоторым видам работ, предусмотренных условиями Контракта (стены, полы санузлов 1-го и цокольного этажа, освещение фасада, ремонт лестничных маршей, установка дверных проемов, устройство ВРУ, устройство полов в спортивном зале), ООО "Строительные системы" так и не приступило, хотя промежуточные сроки их исполнения истекли согласно графикам производства работ.
Таким образом, у Заказчика имеются фактические доказательства, что работы по Контракту N 2885-03/22цс от 11.04.2022 г. выполняются настолько медленно, что к установленному сроку (15 августа 2023 г.) не будут завершены.
Согласно п.10.7 Контракта Заказчик в сложившейся ситуации вправе расторгнуть его в связи с односторонним отказом от него на основании права, предусмотренного ст.ст.450.1. 715 ГК РФ и ч.9 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Общая стоимость выполненных объемов работ по состоянию на 08.06.2023 составляет 67 155 617,89 руб. (57,2% от общей стоимости (цены) Контракта). Стоимость выполненных работ оплачена Заказчиком полностью. При этом за Подрядчиком остается долг по ранее выплаченному в соответствии с условиями Контракта авансу в размере 33 886 309.74 руб., который подлежит возврату Подрядчиком после расторжения Контракта.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст.450.1. 715 ГК РФ. ч.ч.8. 9 ст.95 Закона о контрактной системе НМБУ "Центр-сервис" принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 2885-03/22цс от 11.04.2022 г.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
08.06.2023 решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 19.06.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из представленных ООО "Строительные системы" пояснений и документов следует, что в период исполнения Контракта возник ряд не зависящих от Подрядчика обстоятельств, препятствующих выполнению работ по Договору, а именно:
1) В ходе выполнения работ Подрядчиком были выявлены множественные недоработки и несоответствия в проектно-сметной документации, о чем Подрядчик уведомлял Заказчика.
2) Невозможность выполнения отдельных работ в связи с неисполнением встречных обязанностей Заказчиком (невыполнением работ, без которых выполнение Подрядчиком своих работ невозможно), прочими объективными обстоятельствами.
Отдельные работы не могли быть проведены в связи с неисполнением Заказчиком своих обязанностей в рамках Договора, либо по иным объективным причинам, о чем Подрядчик уведомлял Заказчика, в том числе:
- невозможность продолжения работ по причине непринятия Заказчиком решения по вопросу установки алюминиевых фрамуг в учебных классах, не предусмотренных проектно-сметной документацией; Заказчик с 17.08.2022 г. по 13.10.2022 г. (2 месяца) не принимал решение по устройству фрамуг, что привело к нарушению срока возведения перегородок и их дальнейшей отделки (исх. N 404 от 12.09.2022 г., исх. N 444 от 06.10.2022 г.);
- невозможность продолжения работ в помещениях цоколя N 1, N 1а, N 2б по причине протечек и подтопления помещений (исх. N 456 от 13.10.2022 г., N 6 от 10.01.2023 г.);
- невозможность проведения отделочных работ на участке в связи с протечкой ливневой канализации (исх. N 541 от 21.11.2022 г.);
- невозможность проведения чистовых работ по отделке, так как из-за негерметичного прилегания ливневой канализации с покрытием крыши происходит намокание стены (исх. N 542 от 22.11.2022 г., N 8 от 11.01.2023 г.).
Несвоевременные решения Заказчика по вышеуказанным вопросам существенно влияют на сроки проведения строительно-монтажных работ по Контракту.
3) Увеличение объема работ.
В ходе выполнения работ по Контракту Заказчиком было инициировано проведение дополнительных работ, которые не были предусмотрены проектно-сметной документацией (устройство дополнительных кирпичных перегородок, устройство дополнительных перегородок из ГКЛ, устройство дополнительных слоев утепления фасада вследствие его кривизны, устройство оконных водоотливов, устройство оконных откосов из ГКЛ, демонтаж и устройство оконных перегородок, устройство стяжки легкобетонной и подвесного потолка в пищеблоке, устройство парапетных крышек, монтаж дверей и пр.).
Несмотря на фактическое выполнение Подрядчиком части дополнительных работ, между сторонами Контракта до настоящего времени не подписано дополнительное соглашение, регламентирующее объем данных работ и порядок их оплаты. Разъяснения по выполнению и оплате дополнительных работ от Заказчика не получены. О данной проблеме Подрядчик неоднократно уведомлял Заказчика (исх. N 286 от 20.07.2022 г., N 353 от 15.08.2022 г., N 368 от 19.08.2022 г., N 411 от 16.09.2022 г., N 448 от 07.10.2022 г., N 475 от 18.10.2022 г., N 518 от 11.11.2022 г., N 25 от 24.01.2023 г., N 111 от 06.03.2023 г.).
Часть дополнительных работ (демонтаж и устройство кирпичных перегородок, устройство стяжки и пр.) напрямую влияют на возможность проведения последующих основных работ. Таким образом, задержки со стороны Заказчика при оформлении дополнительных работ приводят к затягиванию сроков выполнения основных строительных работ.
4) Необходимость замены части материалов и оборудования в связи с ситуацией на рынке стройматериалов, уходом с рынка иностранных поставщиков.
В связи с санкционной политикой недружественных государств многие поставщики перестали поставлять продукцию в Российскую Федерацию, у части поставщиков значительно увеличились сроки поставки. Данные обстоятельства послужили причиной необходимости замены части оборудования, предусмотренного проектно-сметной документацией к Контракту, на аналоги, что повлекло, в свою очередь, дополнительные задержки и необходимость получения согласований Заказчика, в том числе:
- необходимость замены утеплителя "Технофас" в связи со сроками поставки более двух месяцев (исх. N 248 от 30.06.2022 г., исх. N 279 от 19.07.2022 г., исх. N 281 от 20.07.2022 г.);
- необходимость замены оборудования марки LTV в связи с введенными санкциями и сбоями в поставке комплектующих для производства данного оборудования (исх. N 313 от 01.08.2022 г.);
- необходимость замены линолеума ТАРКЕТТ (исх. N 413 от 21.09.2022 г.);
- необходимость замены марки наливного пола "Ветонит 3300" по причине снятия с производства (исх. N8/1 от 12.01.2023 г.).
5) Отсутствие необходимого финансирования при значительном увеличении стоимости работ и строительных материалов, несоблюдение Заказчиком норм Постановления Правительства от 09.08.2021 N 1315.
Размер удорожания работ по Контракту составляет 31 751 105,09 руб. (149 232 303,36 - 117 481 198,27).
Заказчиком были приняты по актам КС-2, КС-3 работы на сумму 66 784 483,57 руб., которые не учитывали удорожание работ. Между тем, с учетом положений п. 14.2 Методики N 841/пр, стоимость удорожания таких работ составила 15 629 378,70 руб. Таким образом, с учетом удорожания Подрядчиком выполнены работы на общую сумму 82 413 862,27 руб.
Между Заказчиком и Подрядчиком велась многочисленная переписка относительно порядка, качества, объема и сроков исполнения работ.
Таким образом, с учетом вышеперечисленных обстоятельств, у Подрядчика имелись препятствия к выполнению и завершению работ в установленный срок.
Подрядчик на протяжении срока исполнения Контракта принимал меры для надлежащего исполнения условий Контракта, направлял Заказчику предусмотренную информацию о ходе исполнения Договора, возникаюших проблемах и путях их решения.
Из представленных документов следует, что Подрядчик имеет намерения завершить работы по Контракту, в связи с чем признаки недобросовестного поведения Подрядчика в данном случае отсутствовали.
Так же следует отметить, что решение об одностороннем отказе принято 08.-06.2023 г., в то время как согласно контракту N 2885-03/22цс от 11.04.2022 г. срок окончания работ 15.08.2023 г. и у Подрядчика оставалось более 2х месяцев на выполнение подрядных работ.
Утверждение Заказчика, что исполнение обязательств по контракту со стороны ООО "Строительные системы" выполнялось в нарушении согласованного графика работ, не находит своего подтверждения, так как конкурсная документация, сведения размещенные в ЕИС в разделе реестра контрактов не содержат графика работ и требования о выполнении работ согласно графика.
Экспертиза выполненных работ со стороны Заказчика не проводилась.
В ходе заседания Комиссии представителем Заказчика были заявлены ходатайства о необходимости выезда Комиссии для наглядного определения фактического состоянии результатов выполненных работ.
Вместе с теме, Комиссия Самарского УФАС России, рассмотрев заявления Заказчика, отказывает в удовлетворении ходатайства в силу следующего.
Действующим законодательством о контрактной системе установлены ограниченные сроки рассмотрения обращений Заказчиков о включении в РНП.
Учитывая, что Исполнителем выполнен значительный объем работ по контракту (56,8 %), вышеприведенные обстоятельства антимонопольный орган не усматривает в действиях Общества однозначных признаков уклонения от исполнения контрактом.
Согласно пункту в части 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078
"О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Кроме того, в единой информационной системе в реестре контрактов содержится сведения о добросовестном осуществлении Обществом предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Ранее в Самарское УФАС России обращений о рассмотрении вопроса о включении ООО "Строительные системы" не поступало.
Из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "Строительные системы" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Строительные системы" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 30 июня 2023 г. N РНП-63-144
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2023