Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение Управления Роспотребнадзора по Пермскому Краю (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "РИФ" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом (изв. N 0856400000123000009),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0856400000123000009 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 893 600,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (исх. N 5846/23 от 14.06.2023) рассмотрение обращения было назначено на 20.06.2023 в 16:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 21.06.2023 г. с целью изучения документов и анализа материалов обращения.
Заслушав представителя Заказчика, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
24.04.2023 г. между Заказчиком и ООО "РИФ" заключен контракт N ЭА.2023.8 на оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом на сумму 1 477 008,00 руб. (далее - Контракт).
Снижение НМЦК составило 22 %.
В связи с неисполнением Исполнителем обязательств, указанных в Контракте, 02.06.2023 г. Заказчиком было принято и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 8 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Исполнитель обязуется оказать услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом (далее - Услуги) согласно спецификации (Приложение N1) и ведомости оказываемых услуг (Приложение N 2), а Государственный заказчик обязуется обеспечить приемку и оплату согласно условиям Контракта.
4.3. Исполнитель производит доставку транспортного средства для оказания услуг Государственному заказчику согласно заявки Государственного заказчика в соответствии с Ведомотью оказываемых услуг (Приложение N2 к Контракту).
Срок оказания услуг: с момента заключения Контракта до 31 августа 2023 года (на основании заявок Государственного заказчика).
2.1. Государственный заказчик вправе:
2.1.2. Отказаться от исполнения Контракта, потребовать возврата уплаченной за услуги суммы платежа, а также возмещения убытков в случае нарушения Исполнителем условий Контракта о сроках оказания услуг и качестве результата оказанных услуг.
2.1.3. Осматривать предоставленные Исполнителем транспортное средство, в случае ненадлежащего состояния требовать от Исполнителя замены.
2.1.4. При несоответствии транспорта или экипажа (водителя (ей)) условиям Контракта, отказаться от его использования.
2.4. Исполнитель обязан:
2.4.1. Предоставить Государственному заказчику под погрузку и перевозку технически исправленные транспортные средства, позволяющие предохранять товар от любого рода повреждений, от воздействия атмосферных явлений, при перевозке его автомобильным транспортом, а также с элементами защиты от несанкционированного вскрытия.
2.4.2. Осуществлять подачу автомобиля Государственному заказчику в установленное время, в соответствии с заявкой, предоставленной Государственным заказчиком, в чистом виде, с чистым салоном и грузовым отсеком, с отсутствием запахов горюче-смазочных материалов, иных неприятных запахов в фургоне. Транспортные средства должны представляться Государственному заказчику в надлежащем санитарном состоянии. Услуги по поддержанию санитарно-эпидемиологического состояния транспортных средств являются сопутствующими и не включаются в объект закупки, а расходы на них заложены в начальной цене контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
8.3. Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
8.4. Государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 02.06.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 14.06.2023 г. Информация об ООО "РИФ" направлена в адрес Пермского УФАС России 14.06.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Заказчик также пояснил следующее.
29.12.2022 г. - Заказчик направил в адрес Исполнителя письмо (исх. N 59-00-02/10-35220-2022 от 29.12.2022 г.), с требованием о предоставлении информации:
- перечень транспортных средств, предоставляемых по каждому контракту (п. 3.1.3 по форме приложения N 2 к контракту);
- список водителей, которые будут оказывать услуги, номера их водительских удостоверений, копии действующих полисов ОСАГО, копии ПТС, а также копии договора на оказание услуг по прохождению предрейсовых медицинских осмотров в соответствии с п. 5 "Условия оказания услуг, требования к транспорту" Технического задания (приложение N 1 к контракту) по каждому контракту.
- номера телефонов, адреса электронной почты по которым может быть направлена заявка на транспортное средство (п. 1.4 Контракта).
Данную информацию необходимо было предоставить до начала исполнения контрактов, то есть до 30.12.2022 г., но по состоянию на 16.01.2023 г. информация от Исполнителя не поступила.
Исполнителем также допускались следующие нарушения при исполнении Контракта.
10.01.2023 г. в 14:12 Заказчиком была оформлена и направлена на адрес электронной почты заявка на 11.01.2023 г. на 16:00 для поездки в Соликамский городской суд, службу судебных приставов г. Соликамска. Транспортное средство в указанное время представлено не было.
11.01.2023 г. в 13:10 Заказчиком была оформлена и направлена на адрес электронной почты заявка на 12.01.2023 г. на 16:15 для поездки до центрального почтового отделения г. Соликамска, 20 лет Победы, 144. Транспортное средство в указанное время представлено не было.
17.01.2023 г. - Заказчик направил в адрес Исполнителя письмо (исх. N 59-00-02/10-748-2023 от 17.01.2023 г.) с требованием о предоставлении ранее запрашиваемой информации.
Ответа от Исполнителя не последовало.
24.05.2023 г. - Заказчик направил в адрес Исполнителя заявку N 1 и заявку N 2 а предоставление транспортных средств 25.05.2023 г. по маршруту г. Владимир - г. Пермь, и г. Владимир - г. Соликамск.
Транспортные средства представлены не были.
25.05.2023 г. - Заказчик направил в адрес Исполнителя заявку N 3, заявку N 4 на предоставление транспортных средств 26.05.2023 г. по маршруту г. Владимир - г. Пермь, г. Владимир - г. Соликамск.
Транспортные средства представлены не были.
26.05.2023 г. - Заказчик направил в адрес Исполнителя заявку N 5, заявку N 6 на предоставление транспортных средств 29.05.2023 г. по маршруту г. Владимир - г. Пермь, г. Владимир - г. Соликамск.
Транспортные средства представлены не были.
30.05.2023 г. - Заказчик направил в адрес Исполнителя заявку N 7, заявку N 8 на предоставление транспортных средств 31.05.2023 г. по маршруту г. Владимир - г. Пермь, г. Владимир - г. Соликамск.
Транспортные средства представлены не были.
Таким образом, по состоянию на 02.06.2023 г. Исполнитель не приступил к исполнению взятых на себя обязательств по контракту N ЭА.2023.8 от 24.04.2023 г.
Заказчик также пояснил, что с момента заключения контракта ООО "РИФ" перестало выходить с Заказчиком на связь.
В адрес Комиссии ООО "РИФ" не представило доказательств добросовестного поведения при исполнении условий Контракта, а также пояснений об обстоятельствах, препятствующих исполнению взятых на себя обязательств.
Комиссией установлено, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "РИФ" ранее было включено в реестр недобросовестных поставщиков 2 раза, что свидетельствует о недобросовестном исполнении взятых на себя обязательств.
Кроме того, Комиссия отмечает, что ООО "РИФ" при подаче заявки на участие в электронном аукционе не проявило должной степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась, что характеризует его поведение как недобросовестное. Как указано ранее, НМЦК - 1 893 600,00 руб., цена Контракта - 1 477 008,00 руб., заключенного между Заказчиком и ООО "РИФ", следовательно, снижение НМЦК составило 22 %. Участвуя в аукционе и подавая ценовые предложение Общество, осуществляющее предпринимательскую деятельность, должно было заранее рассчитать возможность исполнения условий контракта по предлагаемой цене.
В соответствии с ч. 2 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
Согласно ч. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что изменение обстоятельств, которое можно расценивать как существенное и влекущее расторжение Контракта, в данном случае не усматривается.
Своими действиями ООО "РИФ" нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, ставит под угрозу эффективное использование бюджетных средств, в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и нарушает обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Комиссия отмечает, что Исполнитель, подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласился со всеми изложенными в аукционной документации, Контракте требованиями Заказчика.
Кроме того, заключая Контракт, Исполнитель принял на себя обязательства добросовестно выполнить условия Контракта.
Кроме того, участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч.1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
ООО "РИФ" нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях. Указанные обстоятельства, с учетом социальной значимости объекта закупки, свидетельствуют о нарушении прав Заказчика и причинения вреда общественным интересам.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках в недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом сезонности выполнения работ, пришла к выводу о том, что бездействие Исполнителя свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения о Исполнителе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Исполнителя, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "РИФ" (191024, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Лиговка-Ямская, ул.Тележная, д. 3, лит. А, пом.. 3-Н, оф. 42, ИНН 7842213235) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о генеральном директоре ООО "РИФ" Кадочникове Данииле Александровиче (591905285637) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "РИФ", о генеральном директоре ООО "РИФ" Полянчуке Константине Ивановиче (781440601124) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Датой исключения сведений об ООО "РИФ", о генеральном директоре ООО "РИФ" Полянчуке Константине Ивановиче (781440601124) из реестра недобросовестных поставщиков считать 26.06.2025 г.
5. Определить неотъемлемой частью настоящего решения приложение N 1 к решению N РНП-59-190 от 21.06.2023 г. на 1 л.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение N 1 к решению N РНП-59-190 от 21.06.2023 г.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I +II+III раздеты) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
14.06.2023 |
16.06.2023 |
14.06.2023 |
- |
14.06.2023 |
21.06.2023 |
21.06.2023 |
- |
26.06.2023 |
26.06.2023 |
- |
- |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 июня 2023 г. N РНП-59-190
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2023