Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Исаевой Е.В. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (перчатки нитриловые) (изв. N 0356200002023000801),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 17:30 ч. 22.06.2023 г. с целью принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200002023000801 ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения (перчатки нитриловые).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 06.06.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 999 990,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 16.06.2023 г.
Заявитель полагает, что требование к AQL (не менее 1,5) перчаток, установленное по позициям NN 1,2,3 приложения N 2 к Техническому заданию неправомерно.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, указав в письменных пояснениях следующее.
Актом системы национальной стандартизации, которым необходимо руководствоваться при установлении характеристик для смотровых перчаток является ГОСТ Р 52239-2004. Данный ГОСТ содержит показатель AQL на смотровые перчатки, в соответствии с которым показатель AQL должен быть в конкретном значении 2,5.
Заказчик также пояснил, что установленное значение показателя AQL - не менее 1,5 обусловлено тем, что перчатки необходимы для применения при продолжительных операциях в условиях повышенного риска.
Заказчик также пояснил, что перчатки медицинские смотровые производятся с показателем AQL от 1,5 до 2,5 может предложить к поставке широкий круг поставщиков, следовательно, отсутствует ограничение конкуренции.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
- с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
- документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
- с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
- иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
В соответствии с ч. 3 ст. 43 Закона о закупках требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Согласно извещению описание объекта закупки указано в отдельном файле - "Техническое задание".
Согласно позиции N 1 приложения N 2 к Техническому заданию необходимо поставить перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные (код КТРУ: 22.19.60.119-00000008), соответствующие, в том числе требованию: AQL готовой продукции для применения при продолжительных операциях в условиях повышенного риска - не менее 1,5.
Согласно позиции N 2 приложения N 2 к Техническому заданию необходимо поставить перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные (код КТРУ: 22.19.60.119-00000008), соответствующие, в том числе требованию: AQL готовой продукции для применения при продолжительных операциях в условиях повышенного риска - не менее 1,5.
Согласно позиции N 3 приложения N 2 к Техническому заданию необходимо поставить перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные (код КТРУ: 22.19.60.119-00000008), соответствующие, в том числе требованию: AQL готовой продукции для применения при продолжительных операциях в условиях повышенного риска - не менее 1,5.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "ИМН" (вх. N 8517/23 от 08.06.2023 г.) на данную закупку были сделаны запросы:
- в адрес официальным представителем на территории России производителя "Хелиомед Хандельсгез м.б.Х.": ООО "АТЕКС ГРУПП" (исх. N 5826/23 от 14.06.2023 г.);
- в адрес официальным представителем на территории России производителя WRP Asia Pacific Sdn Bhd: ООО "Анком-Мед" (исх. N 5833/23 от 14.06.2023 г.);
- в адрес официальным представителем на территории России производителя "Шэн Вэй Ю.Эс.Эй., Инк.": ООО "АТЕКС ГРУПП" (исх. N 5853/23 от 14.06.2023 г.).
Исходя из анализа ответа ООО "АТЕКС ГРУПП" (вх. N 8885-ЭП/23 от 15.06.2023 г.), Комиссией установлено, что медицинские перчатки трех производителей соответствуют значению показателя AQL - не менее 1,5, а именно: перчатки, зарегистрированные в рамках регистрационного удостоверения ФСЗ 2010/07612 от 18.08.2014. Производитель "ВРП Азия Пасифик СДН БХД"; перчатки, зарегистрированные в рамках регистрационного удостоверения ФСЗ 2009/04144 от 11.06.2014. Производитель "Хелиомед Хандельсгез м.б.Х."; перчатки, зарегистрированные в рамках регистрационного удостоверения ФСЗ 2011/10956 от 23.09.2020. Производитель "Шэн Вэй Ю.Эс.Эй., Инк.".
В подтверждение в адрес Комиссии также направлена техническая документация на указанные варианты исполнения медицинских перчаток.
Комиссия отмечает, что объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьюторы, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Потребность Заказчика не может рассматриваться как вторичная по отношению к интересам и возможностям участников размещения заказа.
Заказчик не обязан формировать описание объекта закупки таким образом, чтобы под установленные Заказчиком характеристики подходили все без исключения товары всех имеющихся производителей.
Комиссия отмечает, что Заявитель не обеспечил явку своего представителя. Более того, Заявителем в соответствии ч. 4 ст. 106 Закона о закупках не представлены доказательства в подтверждение обоснованности доводов жалобы.
Следовательно, на рынке существуют перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильныекак минимум двух производителей, которые отвечают требованиям позиций N 1,2,3 приложения N 2 к Техническому заданию.
Кроме того, Комиссия отмечает, что на основании п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках Заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5.1. ГОСТа Р 52239-2004 Отбор и проверка перчаток при выборочном контроле - по ГОСТ Р ИСО 2859-1. Уровни контроля и приемлемые уровни качества (AQL) должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.
В таблице N 1 приведены уровни контроля и допустимый уровень качества (AQL):
Характеристика |
Уровень контроля |
AQL |
Размеры (ширина, длина, толщина) |
S-2 |
4,0 |
Герметичность |
G-1 |
2,5 |
Усилие и удлинение в момент разрыва (до и после ускоренного старения) |
S-2 |
4,0 |
Таким образом, ГОСТ Р 52239-2004 устанавливает требования к конкретному значению длины и толщины перчаток.
Комиссия отмечает, что в п 9 Инструкции по заполнению заявки установлено, что при описании поставляемого товара, в заявке на участие в аукционе должна быть указана информация в отношении всех установленных в пункте 1 "Требования к товару" Приложения "Дополнительные требования к товару" показателей товаров.
Вместе с тем, приложение N 2 к Техническому заданию (Дополнительные требования к товару) не устанавливает, что требования к AQL перчаток должны соответствовать требованиям ГОСТа Р 52239-2004.
Также Комиссия отмечает, на этапе исполнения Контракта Заказчик осуществляет проверку соответствия поставленных перчаток требованиям ГОСТа Р 52239-2004.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения. Доказательств иного в материалы жалобы не представлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Исаевой Е.В. на действия ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (перчатки нитриловые) (изв. N 0356200002023000801) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 июня 2023 г. N 8890/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2023