рассмотрев обращение (вх. N 8839/23) МКУ "УКС" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Альянс" (далее - Подрядчик) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по благоустройству придомовой территории (изв. N 0156600014822000012),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 21.06.2023 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 17:30 22.06.2023 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156600014822000012, Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по благоустройству придомовой территории в г. Очер, ул. Чкалова, д. 62, ул. Чапаева, д. 7А. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 342 840,19 руб.
04.03.2022 г. между Заказчиком и ООО "Альянс" (далее - Подрядчик) заключен контракт на на выполнение работ по благоустройству придомовой территории в г. Очер, ул. Чкалова, д. 62, ул. Чапаева, д. 7А (далее - Контракт) на сумму 2 783 285,79 руб. Снижение НМЦК составило 16,74 %.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по благоустройству придомовой территории в г. Очер, ул. Чкалова, д. 62, ул. Чапаева, д. 7а (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
11.2. Объем работ, требования к качеству, порядку выполнения работ, результату работ, а
также требования к гарантии качества выполненной работы, гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества (в случае установления таких требований) определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок выполнения работ: Этап 1: 11.05.2022 - 15.06.2022; Этап 2: с даты окончания этапа 1 - 29.07.2022.
Заказчик вправе:
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
4.1.8. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести
экспертизу выполненных работ (ее результатов) с привлечением экспертов, экспертных организаций.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из решения об одностороннем отказе следует, что Общество на момент принятия решения об одностороннем отказе не приступило к выполнению второго этапа работ, а выполненные ранее работы имели дефекты. Так, второй этап работ на объекте по адресу Пермский край, г. Очер, ул. Чкалова, 62 (стоимость этапа 1 149 710,29 руб.) должен был быть выполнен не позднее 29.07.2022, по состоянию на текущую дату работы по данному этапу не выполнены, документы о приемке не представлены.
В адрес Заказчика 14.06.2022 от имени Подрядчика поступили письма N2022-18, 2022-22 об обнаружении на территории благоустройства по ул. Чкалова д. 62 септиков в количестве двух штук не обозначенные в дизайн-проекте и канализационный колодец диаметром 1.5 м., также не обозначенный в технической документации. По выявленным фактам по соглашению сторон были приняты решения о заключении муниципальных контрактов от 05.07.2022 N 41-22, N49-22 от 03.08.2022.
Информации об указанных в письме от 23.11.2022 N2043-38 о высотных отметках верха асфальтобетонного покрытия в дизайн-проектах ранее не было направлено в адрес Заказчика.
Заказчик обращает внимание, что ранее Подрядчик осуществил укладку асфальтобетонного покрытия по ул. Чапаева 7а в соответствии с техническим заданием. Согласно Протоколу N 1-Альянс/2022 лабораторных испытаний от 04.08.2022, качество верхнего слоя покрытия из горячей мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси типа Б, марки II не соответствует требованиям СП 82.13330.2016, ГОСТ 9128-2013. Подрядчик снял асфальтобетонное покрытие и приостановил работы. Заказчик неоднократно приглашал Подрядчика для обсуждения спорных вопросов, но подрядчик к выполнению работ не приступил.
На основании вышеуказанного, Заказчиком 31.05.2023 г. было сформировано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 31.05.2023 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 14.06.2023 г.
Информация об ООО "Альянс" была направлена в адрес Пермского УФАС России 15.06.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
ООО "Альянс" в письменных пояснениях указывает, что при исполнении договора выявлены не отмеченные в проектной документации объекты: септики, канализационный колодец. Общество ссылается также на несоответствие технической документации действительным характеристикам: высотные отметки верха асфальтобетонного покрытия в дизайн-проектах, выше чем низ дверных проемов подъездов домов по ул. Чкалова 62 и Чапаева 7а на 30-40 см., вследствие чего дальнейшее исполнение работ по указанным в проектной документации параметрам не представляется возможным.
Исходя из представленной Комиссии переписки, установлено, что Подрядчик приостановил работы ссылаясь на то, что Заказчик не предпринимал действий для урегулирования возникших несоответствий.
Из представленных Комиссии материалов установлено, что Подрядчиком не исполнен второй этап выполнения работ по благоустройству придомовой территории в г. Очер, ул. Чкалова, д. 62, ул. Чапаева, д. 7а. Установлено также, что выполненные в первом этапе работы имеют дефекты, что подтверждается письмом Заказчика N433 от 16.11.2022, актом осмотра объекта от 25.05.2023, заключением лабораторных испытаний от 04.08.2022.
Комиссией установлено, что Заказчиком были предприняты меры для устранения выявленных несоответствий. Так, Заказчик заключил отдельные контракты с ООО "Альянс" для выполнения работ по выявленным объектам - МК 49-22 от 03.08.2022, МК 41-22 от 05.07.2022 Подрядчиком исполнен, что подтверждается актами о приемке выполненных работ от 01.08.2022. Заказчик принял и оплатил выполненные работы, что подтверждается платежными поручениями N19292, N19294 от 08.08.2022. Исходя из переписки сторон, МК 49-22 от 03.08.2022 исполнен в полном объеме. Таким образом, препятствий для осуществления второго этапа работ по МК N 03-22 от 04.03.2022 Комиссией не установлено.
Заказчиком в адрес Подрядчика были направлены письма с просьбой направить уполномоченного представителя с целью урегулирования споров - письмо N413 от 20.10.2022, письмо N448 от 24.11.2022, письмо N 462 от 05.12.2022. В декабре 2022 г. в ходе рабочей встречи представитель Подрядчика указал на возобновление работ весной 2023 г. Как установлено ранее, работы по второму этапу Контракта возобновлены не были.
В адрес комиссии не направлено документов, указывающих на несоответствие высотных отметок верха асфальтобетонного покрытия в дизайн-проектах. В представленной переписке сторон отсутствует указание на вышеупомянутое несоответствие отметок асфальтобетонного покрытия. Соответственно, препятствий для исполнения работ по второму этапу Контракта не усматривается.
Комиссия, изучив представленные в материалах обращения документы, приходит к выводу, что ООО "Альянс" нарушены условия исполнения Контракта. Так, согласно п. 1.3 Контракта срок выполнения этапа 2: с даты окончания этапа 1 - 29.07.2022; стоимость этапа 1 составляет 885 802,97; стоимость этапа 2 - 1 897 482,82 руб.
Следовательно, на основании представленных в адрес Комиссии материалов, установлено, что Подрядчиком:
- работы по второму этапу исполнения обязательств по Контракту не выполнены, тогда как стоимость выполнения работ по второму этапу превышает половину цены контракта;
- выполненные по первому этапу работы имеют дефекты;
- доказательств наличия препятствий для исполнения работ по второму этапу Контракта не представлено.
Таким образом, доказательств того, что ООО "Альянс" предпринимались все зависящие от него действия, направленные на исполнение обязательств по второму этапу контракта, в материалах обращения не имеется.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО "Альянс" не представлено.
Стоит отметить, что ООО "Альянс" осуществляет деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке, ООО "Альянс" должно было осознавать возможность наступления закономерных последствий упомянутого деяния.
Комиссия отмечает, что ООО "Альянс" подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласилось со всеми изложенными в документации, Контракте требованиями Заказчика.
Кроме того, участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды.
В рассматриваемом случае, виновные действия Подрядчика не позволили удовлетворить муниципальную нужду, связанную с облагораживанием придомовой территории.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках в недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что бездействие Подрядчика свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения о Подрядчика подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Подрядчика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "Альянс" (450095, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа, а/я 108, ИНН 0272912638) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о генеральном директоре ООО "Альянс" Латыпове Рафике Юнеровиче (ИНН 025300237443) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "Альянс", о генеральном директоре ООО "Альянс" Латыпове Рафике Юнеровиче в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Датой исключения сведений об ООО "Альянс", о генеральном директоре ООО "Альянс" Латыпове Рафике Юнеровиче из реестра недобросовестных поставщиков считать 27.06.2025 г.
5. Определить неотъемлемой частью настоящего решения приложение N 1 к решению N РНП-59-195 от 22.06.2023 г. на 1 л.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение N 1 к решению N РНП-59-195 от 22.06.2023 г.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I +II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
14.06.2023 |
15.06.2023 |
15.06.2023 |
- |
15.06.2023 |
22.06.2023 |
22.06.2023 |
- |
27.06.2023 |
27.06.2023 |
- |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 июня 2023 г. N РНП-59-195
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2023