Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "СПИРОНИКА" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ФЦССХ им. С.Г. Суханова" Минздрава России (г. Пермь) (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских расходных материалов (изв. N 0356100029523000233),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 16:00 ч. 23.06.2023 г. с целью принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356100029523000233 ФГБУ "ФЦССХ им. С.Г. Суханова" Минздрава России (г. Пермь) проводился запрос котировок в электронной форме на поставку медицинских расходных материалов.
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок в электронной форме:
1) извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 08.06.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 534 235,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 16.06.2023 г.
1. Заявитель полагает, что Заказчик ограничил круг потенциальных участников закупки, установив следующие требования: дыхательная трубка канала вдоха - не бесцветная, имеет цветоиндикацию на всем протяжении; дыхательная трубка канала выдоха - бесцветная или имеет цветоиндикацию отличную от трубки канала вдоха; разъем со стороны пациента - 22-М и 15F; групповая упаковка - трехслойный гофрокартон по ГОСТ Р 52901-2007, гофр типа В C высотой в интервале 2,2 мм-4,4 мм.
2. Заявитель считает, что Заказчик установил в позиции N 2 Описания объекта закупки требование к фильтру в составе нестерильного контура, которое противоречит КТРУ.
Заказчик с доводами жалобы не согласен на основании представленных письменных пояснений.
1. В отношении довода жалобы об ограничении количества потенциальных участников закупки Заказчик пояснил следующее.
В соответствии с описанием вида медицинского изделия позиции КТРУ 32.50.13.190-00044 контур включает в себя канал вдоха и канал выдоха: "Как правило, он включает в себя как канал вдоха, так и канал выдоха.".
Заказчик также пояснил, что любой наркозно-дыхательный аппарат имеет порт для подключения трубки выдоха и порт для подключения трубки вдоха. Соответственно, подключать канал выдоха необходимо к порту выдоха, а канал вдоха необходимо подключать к порту вдоха. Если бы не имело значение, какие трубки к какому порту подключать, то в КТРУ в описании вида медицинского изделия были бы указаны просто - каналы для подключения к аппарату. КТРУ разделяет эти понятия. Заказчик использует терминологию, имеющуюся в КТРУ.
В отношении разной цветоиндикации трубок входа и выдоха, Заказчик указал, что она имеется, например, у производителей Intersugical, Flexicare, Fisher and Pakel, Morton, Ассомедика, Интероко. Во избежание ограничения конкуренции, в описании объекта закупки отсутствует требование о конкретном цвете дыхательной трубки канала вдоха и канала выдоха.
В отношении требования к единой упаковке изделия, Заказчик пояснил, что для обеспечения сохранности изделия недостаточно того, чтобы оно находилось просто в картонной упаковке, поскольку просто картонная упаковка деформируется, порвется и не обеспечит гарантированную сохранность медицинского изделия при транспортировке и хранении. Требования к групповой упаковке предъявляются ввиду опыта Заказчика в получении товара, не имеющего групповую упаковку или имеющего не стандартную упаковку, например, пластиковый мешок. Заказчику необходима групповая упаковка, отвечающая стандартам и обеспечивающая полную сохранность изделия при транспортировке, хранении и перемещении внутри ЛПУ.
В отношении разъема со стороны пациента 22-М и 15F, Заказчик также пояснил, что она имеется у производителей Intersugical, Flexicare, Fisher and Pakel, Morton, Ассомедика, Интероко.
Все эти вспомогательные изделия могут иметь разные коннекторы для соединения с контуром, но в основном это соединения диаметром 15 мм и 22 мм, способом подключения М (Male, "ПАПА", "обхватываемое") и F (Female, "МАМА", "обхватывающее"). В регистрационных удостоверениях, каталогах, инструкциях, сайтах огромное количество производителей указывают соединения изделий для ИВЛ в виде: 15F, 15M, 22F, 22M, 22F/15M, 22M/15F, поэтому Заказчик и установил требование данного показателя аналогичным обозначением.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1,2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Согласно извещению описание объекта закупки указано в отдельном файле "Описание объекта закупки".
Согласно позиции N 1 Описания объекта закупки необходимо поставить контур дыхательный анестезиологический, одноразового использования (код КТРУ - 32.50.13.190-00044), соответствующий, в том числе следующим характеристикам:
Дыхательная трубка канала вдоха |
Не бесцветная, имеет цветоиндикацию на всем протяжении |
Для обеспечения правильности подключения контура к дыхательному аппарату в условиях экстренной интубации и установки контура. |
Дыхательная трубка канала выдоха |
Бесцветная или имеет цветоиндикацию отличную от трубки канала вдоха |
Для обеспечения правильности подключения контура к дыхательному аппарату в условиях экстренной интубации и установки контура. |
Разъем со стороны пациента |
22-М и 15F |
Для подключения к пациенту |
Групповая упаковка |
Трехслойный гофрокартон по ГОСТ Р 52901-2007, гофр типа В |
Для обеспечения сохранности изделия при хранении и транспортировке |
Согласно позиции N 2 Описания объекта закупки необходимо поставить контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования (код КТРУ - 32.50.13.190-00247), соответствующий, в том числе следующим характеристикам:
Разъем со стороны пациента |
22-М и 15F |
Для подключения со стороны пациента |
Фильтр |
Упакован в индивидуальную стерильную упаковку, находящуюся внутри единой упаковки контура |
Требование обусловлено возможностью дальнейшего хранения и последующего использования фильтра, если при вскрытии единой упаковки необходимость использования фильтра отсутствует |
Групповая упаковка |
Трехслойный гофрокартон по ГОСТ Р 52901-2007, гофр типа В |
Для обеспечения сохранности изделия при хранении и транспортировке |
Заказчик направил в адрес Комиссии ответы на запросы от производителей дыхательных контуров АО "НПП "Интероко" (исх. N 2206-1 от 22.06.2023 г.), ООО "Ассомедика" (исх. N 23/06-396 от 22.06.2023 г.), которые подтвердили, что производимые ими дыхательные контуры соответствуют требованиям Описания объекта закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.06.2023 NИЗК1 на участие в закупке было подано 4 заявки.
Проанализировав заявки участников, Комиссией установлено следующее:
- участник в составе заявки N 1 предлагает к поставке товар по позициям NN 1,2 Описания объекта закупки, страной происхождения которого является Турция, товарный знак отсутствует;
- участник в составе заявки N 2 предлагает к поставке товар по позициям NN 1,2 Описания объекта закупки с товарным знаком - Аэртоника, страной происхождения - Российская Федерация;
- участник в составе заявки N 3 предлагает к поставке товар по позициям NN 1,2 Описания объекта закупки производителя АО "НПП "Интероко", Россия;
- участник в составе заявки N 4 предлагает к поставке товар по позициям NN 1,2 Описания объекта закупки производителя ООО "Ассомедика", Республика Беларусь.
Следовательно, участники закупки предлагали к поставке дыхательные контуры различных производителей.
Комиссия отмечает, что Заявитель подавал заявку на участие в электронном аукционе, таким образом, установленные в извещении требования к поставляемому товару никак не нарушили и не ограничили права Заявителя на участие в закупке.
Кроме того, требования к упаковке установлены в соответствии с ГОСТ Р 52901-2007 "Картон гофрированный для упаковки продукции" и ГОСТ 10354-82 "Пленка полиэтиленовая", следовательно, не являются излишними, завышенными или ограничивающими участников.
Комиссия отмечает, что объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьюторы, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Потребность Заказчика не может рассматриваться как вторичные по отношению к интересам и возможностям участников размещения заказа.
Заказчик не обязан формировать описание объекта закупки таким образом, чтобы под установленные Заказчиком характеристики подходили все без исключения товары всех имеющихся производителей.
Комиссия отмечает, что Заявитель не обеспечил явку своего представителя. Более того, Заявителем в соответствии ч. 4 ст. 106 Закона о закупках не представлены доказательства в подтверждение обоснованности доводов жалобы.
Следовательно, на рынке существуют дыхательные контуры как минимум двух производителей, которые отвечают требованиям позиций N 1,2 Описания объекта закупки.
Таким образом, в данном конкретном случае Комиссия не усматривает факт ограничения количества участников. Доказательства обратного в материалы жалобы не представлены.
2. В отношении довода жалобы о том, что Заказчик установил по позиции N 2 Описания объекта закупки требование к фильтру, противоречащее описанию по КТРУ, Заказчик пояснил следующее.
Требования к комплектующим изделиям, входящим с состав дыхательного контура, не противоречат требованиям по КТРУ к дыхательному контуру.
Описание вида медицинского изделия по КТРУ относится к изделию целиком, но это не означает, что составляющие изделия должны иметь аналогичные характеристики. Например, при комплектации медицинской аптечки имеется стерильный бинт, хотя аптечка является нестерильным изделием.
В соответствии с описанием вида медицинского изделия по КТРУ закупаемый контур - это комплект устройств, а не одно устройство. Причем в данном описании КТРУ указан нестерильный комплект устройств, а не комплект нестерильных устройств (только при такой трактовке возникает противоречие).
Фильтр может использоваться не всегда, например, если до этого уже использовался фильтр, и срок его использования не закончен. В этом случае ЛПУ старается экономить бюджетные средства, в то время как заявитель является коммерческой организацией, в интересах которой только получение денежной выгоды.
Практически все производители изначально изготавливают фильтры стерильными, поэтому для комплектации контура требуемым фильтром нет никаких ограничений и препятсвий.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о закупках формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил использования Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о закупках, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 6 Правил использования в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п. 7 Правил использования в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с пп. "а" п. 10 Правил формирования в позицию каталога включается код позиции каталога, формируемый в соответствии с п. 12 настоящих Правил формирования.
Согласно п. 12 Правил формирования позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Комиссия отмечает, что при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик руководствуется собственными потребностями.
Комиссией также установлено, что помимо характеристик, установленных в КТРУ (32.50.13.190-00247), Заказчик предусмотрел по позиции N 2 Описания объекта закупки дополнительные требования для поставляемого товара, в том числе: фильтр - упакован в индивидуальную стерильную упаковку, находящуюся внутри единой упаковки контура.
Вместе с тем, данный параметр сопровожден обоснованием: требование обусловлено возможностью дальнейшего хранения и последующего использования фильтра, если при вскрытии единой упаковки необходимость использования фильтра отсутствует.
Кроме того, как было установлено выше на рынке существуют дыхательные контуры как минимум двух производителей, которые отвечают требованиям позиции 2 Описания объекта закупки.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения. Доказательств иного в материалы жалобы не представлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СПИРОНИКА" на действия Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских расходных материалов (изв. N 0356100029523000233) необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 июня 2023 г. N 8929/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2023