Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ПМК-СЕРВИС" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "ПКОД" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов (изв. N 0356200005123000306),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 22.06.2023 г. в 12:00.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 15:00 ч. 26.06.2023 г. с целью принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200005123000306 Заказчиком проводился электронный аукцион на расходных материалов.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 08.06.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 845 594,50 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 19.06.2023 г.
1. Заявитель считает, что Заказчик в своих разъяснениях от 16.06.2023 г. N РИ23 изменил суть извещения и приложения к нему, что противоречит Закону о закупках.
2. Заявитель полагает, что совокупности характеристик, установленных в п. 1 Технического задания соответствуют игла спинальная, тип карандаш, одноразовая, 27G, длина 110-120 мм. единственного производителя, а именно "Б.Браун Мельзунген АГ", Германия.
3. Заявитель считает, что Заказчик в нарушение ГОСТ Р ИСО 6009-2020 в п. 12 позиции N 2 Технического задания установил требование к ручке-наконечнику мандрена: с международной маркировкой диаметра иглы (серый цвет) и цветоконтрастным, по отношению к павильону, индикатором направления среза иглы для четкой зрительной идентификации направления среза иглы.
Заказчик с доводами жалобы не согласен на основании представленных письменных пояснений.
1. В отношении довода жалобы о том, что разъяснения от 16.06.2023 г. N РИ23 изменили суть извещения и приложения к нему, Заказчик пояснил следующее.
Датой окончания срока подачи заявок определено 19.06.2023 г. последним днем внесения изменений в извещение об осуществлении закупки является 15.06.2023 г.
При этом запрос о разъяснении положений документации об аукционе в электронной форме поступил 15.06.2023 г. в 23:19, то есть на этапе, когда внести изменения в извещение об осуществлении закупки было невозможно.
Заказчик также пояснил, что в ответе на запрос от 06.06.2023 г. Заказчик уточнил, что цветовая маркировка размера иглы должна быть оранжевого цвета. Это именно уточнение положений, а не изменение сути извещения о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о закупках любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с извещением описание объекта закупки указано в отдельном файле "Техническое задание".
Согласно позиции N 2 Технического задания необходимо поставить иглу спинальную, тип карандаш, одноразовая, 25G, длина 110-120 мм, соответствующую, в том числе следующему требованию: ручка-наконечник мандрена - с международной маркировкой диаметра иглы (серый цвет) и цветоконтрастным, по отношению к павильону, индикатором направления среза иглы для четкой зрительной идентификации направления среза иглы.
16.06.2023 Заказчиком в Единой информационной системе размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 16.06.2023 NРИ3, в которых указано:
В связи с невозможностью по техническим причинам внести изменения в аукционную документацию. Считать при подаче заявок цветокодировку не серый цвет, а оранжевый.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеприведенные разъяснения положений извещения об электронном аукционе меняют суть самого извещения, поскольку содержат противоречивые требования относительно цветового кодирования игл.
Следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 5 ст. 42 Закона о закупках. Доказательств иного в материалы жалобы не представлено.
2. Относительно довода жалобы об ограничении круга потенциальных участников закупки, Заказчик пояснил следующее.
В двухкомпонентном павильоне спинальных игл конструктивно разделены части, выполняющие различные функции. За наружную часть павильона осуществляется захват иглы пальцами при проведении манипуляции, внутренняя часть павильона служит для обнаружения поступления ликвора, что соответствует моменту пункции субарахноидального пространства.
Подобное разделение частей павильона продиктовано необходимостью исключения вероятности захвата пальцами внутренней части павильона, через стенки которой происходит прямой визуальный контроль поступления ликвора (ликвор-идентификатор).
Во время манипуляции используются стерильные опудренные и неопудренные перчатки, а также прозрачные или пигментированные растворы антисептиков. На перчатках могут оставаться следы крови, антисептика, слой талька и т.д.. Соответственно стенки павильона при захвате пальцами могут загрязняться раствором антисептика, тальком или кровью, что снижает прозрачность стенок павильона и затрудняет обнаружение ликвора.
Павильона с двухкомпонентной конструкцией, где исключен захват пальцами стенок ликвор-идентификатора значительно снижает риск загрязнения и улучшает условия для своевременного и точного обнаружения ликвора в павильоне, что соответствует моменту пункции субарахноидального пространства.
Заказчик также указал, что иглы подобной конструкции есть в ассортименте производителей: В.Braun и Pajunk.
Заказчик также пояснил, что для облегчения идентификации ликвора в современных иглах используются два типа идентификаторов: с эффектом увеличения и с эффектом изменения цвета (изменения светопроницаемости). В условиях яркого освещения операционной идентификатор на основе цветоизменения представляется оптимальным. При попадании минимального количества ликвора серебристый непрозрачный индикатор становится прозрачным. Такой идентификатор не требует обнаружения уровня ликвора в павильоне, как аналогичные устройства с эффектом увеличения, и является четким и однозначным индикатором успешности пункции субарахноидального пространства.
Кроме того, Заказчик в письменных пояснениях указал, что выступ стрелка действительно необходима и позволяет получать тактильную информацию о положении иглы во время манипуляции без дополнительного визуального контроля.
Заказчик пояснил, что кроме игл компании В.Braun такой элемент встречается в конструкции игл Sprotte 2,5 компании Pajunk.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия отмечает, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Согласно позиции N 1 Технического задания к поставке требуется игла спинальная, тип Карандаш, одноразовая, 27G, длина 110-120 мм, соответствующий, в том числе следующим характеристикам:
7 |
Материалы изготовления иглы |
медицинская нержавеющая сталь, поликарбонат, полипропилен |
Указание материалов изготовления требуется для принятия решения о совместимости изделия с лекарственными препаратами |
8 |
Двухкомпонентный павильон иглы |
внутренняя часть со встроенной цветоизменяющейся призмой-идентификатором поступления ликвора в просвет павильона для получения четкого, быстрого и надежного подтверждения успешности выполнения пункции |
Двухкомпонентый павильон иглы обеспечивает возможность наличия встроенной призмы-идентификатора, что служит фактором уменьшения риска возникновения инфекционных осложнений и возникновения ППГБ. Призма-идентификатор позволяет раньше определить ток ликвора, что, в свою очередь, уменьшает риск возникновения инфекционных осложнений и возникновения ППГБ. Также использование подобных игл уменьшает время проведения манипуляции. |
9 |
Наружная часть |
прозрачная, трапецевидно-овальной формы с дополнительными пальцевыми упорами и четырьмя разнонаправленными овальными вырезами для удобного и надежного удерживания иглы при пункции, а также возможности визуализации призмы-идентификатора со всех сторон |
Для надежного удерживания иглы при пункции, а также возможности визуализации призмы-идентификатора со всех сторон павильона. Надежная фиксация иглы обеспечивает увеличение безопасности пациента, а возможность четко визуализировать призму со всех сторон уменьшает риск возникновения инфекционных осложнений и возникновения ППГБ |
10 |
Встроенный в наружную часть павильона специальный выступ-стрелка |
указывающий направление среза иглы для четкой тактильной идентификации направления среза иглы относительно хода спинномозгового канала |
Дополнительный выступ-стрелка указывает направление среза иглы и позволяет точно определить расположение среза иглы после извлечения мандрена, таким образом повышается безопасность пациента при проведении спинальной анестезии |
Заявитель полагает, что совокупности характеристик, установленных по позиции N 1 Технического задания и приложениях к нему подходит товар лишь производителя - B.Braun.
В целях принятия объективного решения, Комиссией был сделан запрос в адрес
- официального представителя на территории России производителя PAJUNK Medical Systems LP. - ЗАО "ШАГ" является (исх. N 6117/23 от 22.06.2023 г.).
В ответе на запрос ООО "Ангиосистемы" (исх. 378/23 от 23.06.2023 г.; вх. N 9349-ЭП/23 от 23.06.2023 г.) сообщило, что в отношении позиции N 1 Технического здания компания Pajunk Medizintechnologie в данном варианте комплектации спинальная игла тип Карандаш 27G не выпускается. Доступна только по КТРУ 32.50.13.110-00003476 "Диаметр, G: 27. Длина: > 11 и 12 (см). Проводниковая игла: Да. Тип иглы: Карандаш. Таким образом, только с проводниковой иглой в комплекте.
Таким образом, довод Заявителя о том, что совокупности характеристик соответствует только B.Braun нашел свое подтверждение. Доказательств обратного Заказчиком не представлено.
Поскольку Заказчиком не доказано наличие товаров как минимум двух различных производителей, соответствующих требованиям Технического задания и приложениям к нему, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
3. В отношении довода Заявителя о том, что Заказчик в нарушение ГОСТ Р ИСО 6009-2020 в п. 12 позиции N 2 Технического задания установил требование к ручке-наконечнику мандрена: с международной маркировкой диаметра иглы (серый цвет) и цветоконтрастным, по отношению к павильону, индикатором направления среза иглы для четкой зрительной идентификации направления среза иглы, отмечает следующее.
Согласно разделу N 3 ГОСТа Р ИСО 6009-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Иглы инъекционные однократного применения. Цветовое кодирование"
Цвет должен указывать номинальный наружный диаметр трубки иглы и соответствовать приведенному в таблице 1.
В силу таблицы N 1:
Обозначенный метрический размер, мм |
Калибр |
Цвет |
0,5 |
25 |
Оранжевый |
Как указано ранее, к поставке по позиции N 2 Технического задания требуется игла спинальная, тип Карандаш, одноразовая, 25G, длина 110-120 мм, соответствующая, в том числе требованию:
Ручка-наконечник мандрена |
с международной маркировкой диаметра иглы (серый цвет) и цветоконтрастным, по отношению к павильону, индикатором направления среза иглы для четкой зрительной идентификации направления среза иглы |
Цветовая маркировка размера иглы является государственным стандартом. Цветоконтрастный, по отношению к павильону, индикатор направления среза иглы используется в качестве указателя и позволяет точно определить расположение среза иглы, таким образом повышается безопасность пациента при проведении спинальной анестезии. |
Комиссия отмечает, что в п 5 Инструкции по заполнению заявки установлено, что при описании поставляемого товара, в заявке на участие в аукционе должна быть указана информация в отношении всех установленных показателей товаров в п. 1. "Требования к товару" Технического задания.
Вместе с тем, Техническое задание не устанавливает, что цвет кодирования игл должен соответствовать требованиям ГОСТа Р ИСО 6009-2020.
Также Комиссия отмечает, на этапе исполнения Контракта Заказчик осуществляет проверку соответствия поставленных перчаток требованиям ГОСТа Р ИСО 6009-2020.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения. Доказательств иного в материалы жалобы не представлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПМК-СЕРВИС" на действия ГБУЗ ПК "ПКОД" при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов (изв. N 0356200005123000306) обоснованной в части доводов жалобы N1,2.
2. Признать в действиях Заказчика, выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42, ч. 5 ст. 42 Закона о закупках.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 июня 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2023