Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Швабе-Ростов-на-Дону" (далее - Заявитель) на действия ГБУВК "ПЕРМСКИЙ ВДЦ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку фотометра фотоэлектрического в комплекте в соответствии с Техническим заданием для нужд ГБУВК "Пермский ВДЦ" (изв.N 0356200024123000026),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200024123000026 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку фотометра фотоэлектрического в комплекте в соответствии с Техническим заданием для нужд ГБУВК "Пермский ВДЦ".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 08.06.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 385 090,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 20.06.2023 г.
Заявитель полагает, что Заказчик неправомерно включил в описание объекта закупки дополнительную комплектацию, не предусмотренную паспортом на изделие.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, в письменных пояснениях указав, что потребность Заказчика в приобретении оборудования с определенным комплектом поставки формировалась с учетом обеспечения необходимого для проверки работоспособности прибора при поставке и обучения персонала на рабочем месте, в соответствии с п. 3 разделом 7 технического задания.
Установленное дополнительное оборудование в комплекте поставки товара возможно приобрести отдельно и поставить вместе согласно объекту закупки фотометр фотоэлектрический в комплекте в соответствии с Техническим заданием. Начальная максимальная цена контракта рассчитана с учетом поставки "Фотометра фотоэлектрического в комплекте в соответствии с Техническим зданием".
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1,2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Согласно извещению описание объекта закупки содержится отдельно файле Техническое задание".
Согласно Техническому заданию к поставке требуется Фотометр фотоэлектрический в комплекте КФК-3-01 или эквивалент.
В силу п. 2 раздела 7 Технического задания комплект включает в себя:
2.1 |
Фотометр фотоэлектрический |
шт |
1 |
||
|
Комплект сменных частей |
шт |
1 |
||
|
Комплект упаковок |
шт |
1 |
||
|
Комплект принадлежностей |
шт |
1 |
||
|
Комплект ЗИП |
комплект |
1 |
||
|
Набор кювет N4 |
Типоразмеры 10 мм, шт Типоразмеры 20 мм, шт Типоразмеры 30 мм, шт |
Не менее 3 Не менее 3 Не менее 3 |
комплект |
1 |
|
Кювета фотометрическая |
Стекло - оптическое, Длина оптического пути -10 мм Внутренние размеры 10х19х34 мм |
Наличие |
шт. |
30 |
|
Запасной источник излучения |
галогенная лампа |
Наличие |
шт. |
1 |
|
Бесперебойное устройство |
Адаптированный к поставляемому оборудованию |
Наличие |
шт. |
1 |
|
Настольный компьютер (системный блок, монитор, клавиатура, мышь) |
Компьютер настольного типа с твердотельным жестким диском и установленной операционной системой. Компьютер должен быть укомплектован, клавиатурой, мышью и монитором (диагональ не менее 21 дюйма) |
шт |
1 |
|
|
Требования к принтеру |
Принтер с лазерной технологией печати |
шт |
1 |
Заказчик направил в адрес Комиссии руководство по эксплуатации фотометра фотоэлектрического КФК-3.
Согласно руководству по эксплуатации:
1.3 Состав фотометров.
1.3.1 Фотометр фотоэлектрический
КФК-3 БШ2.855.021 - 1шт
Либо фотометр фотоэлектрический
КФК-3 -01 БШ2.855.021-01 - 1 шт
1.3.2 Комплект сменных частей.- 1 комплект
1.3.3 Комплект упаковок - 1 комплект
1.3.4 Комплект принадлежностей - 1 комплект
1.3.5 Комплект ЗИП - 1 комплект
1.6 Принадлежности и сменные части.
Принадлежности и сменные части фотометра представлены на рисунке 6.
1.6.1 Кюветы.
К фотометрам прилагаются наборы прямоугольных кювет N 1, 2, 4, 5.
На рисунке 6 представлен набор кювет N 4. Кюветы 1 устанавливаются в кюветодержатель.
В наборы 1, 2, 4, 5 входят по 3 кюветы каждого размера. Рабочая длина и объем кювет наборов N 1, 2, 4, 5 приведены в таблице 1.2
К фотометрам КФК - 3 - 01 дополнительно прилагаются: коробка с набором кювет N 4-01 БШ6.688.023*. В коробку входят 6 кювет с длиной рабочего слоя 10 мм и объемом 2 мл. Кюветы устанавливаются в специальный кюветодержатель.
Коробка с набором кювет N 4-02 БШ6.688.026*. В коробку входят 18 кювет с длиной рабочего слоя 10 мм и объемом 1 мл. Кюветы устанавливаются в специальный кюветодержатель.
* Поставляется по дополнительному требованию.
2.2.3.6 Работа с внешней ЭВМ и принтером.
Выход на внешнюю ЭВМ и принтер имеет только фотометр КФК -3-01.
Связь осуществляется по стандарту RS232C.
Программное обеспечение разрабатывается пользователем.
Таким образом, исходя из представленного руководства по эксплуатации, фотометр наделен функцией по измерению с последующей передачей результатов к настольному компьютеру, а также с последующей передачей документа на принтер для печати.
Учитывая, что фотометр, соответствующий описанию Технического задания, в том числе, по функционалу, отсутствует в позиции КТРУ, следовательно, Заказчик вправе в соответствии с требованиями п. 7 Правил использования КТРУ осуществить описание объекта закупки (фотометра) в соответствии с требованиями ст. 33 Закона закупках, что и было сделано Заказчиком в рассматриваемом случае.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения. Доказательств иного в материалы жалобы не представлено.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о закупках формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил использования Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о закупках, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 6 Правил использования в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п. 7 Правил использования в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 8 Правил использования при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
В п. 9 Правил формирования установлено, что каталог формируется и ведется в электронной форме. Позиция каталога формируется согласно п. 10 настоящих Правил формирования.
В соответствии с пп. "а" п. 10 Правил формирования в позицию каталога включается код позиции каталога, формируемый в соответствии с п. 12 настоящих Правил формирования.
Согласно п. 12 Правил формирования позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Как указано ранее, в соответствии п. 2 раздела 7 Технического задания в комплект, в том числе входят:
|
Бесперебойное устройство |
Адаптированный к поставляемому оборудованию |
Наличие |
шт. |
|
Настольный компьютер (системный блок, монитор, клавиатура, мышь) |
Компьютер настольного типа с твердотельным жестким диском и установленной операционной системой. Компьютер должен быть укомплектован, клавиатурой, мышью и монитором (диагональ не менее 21 дюйма) |
шт |
|
|
Требования к принтеру |
Принтер с лазерной технологией печати |
шт |
Комплект - это набор разных товаров, которые функционально могут использоваться самостоятельно, но передаются вместе, тогда как комплектующие товара, как правило, самостоятельно не эксплуатируются.
Комиссией установлено, что Заказчик в составе одного кода ОКПД закупает обособленные товары, например, системный блок, монитор объединяя это в настольный компьютер, а также другие устройства Вместе с тем очевидно, что, например, монитор, функционально может использоваться самостоятельно.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в соответствии с Правилами использования КТРУ:
- при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями указанных правил использования каталога в отношении каждого такого товара, работы, услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция (пункт 8);
Таким образом, при осуществлении закупки нескольких товаров заказчик применяет каталог в части товаров, на которые сформированы соответствующие позиции каталога.
В соответствии с информацией в ЕИС, КРТУ содержит обязательные к применению, например, следующие коды позиций КТРУ:
- 26.20.15.000-00000031 "Системный блок";
- 26.20.15.000-00000030 "Системный блок";
- 26.20.15.000-00000029 "Системный блок";
- 26.20.15.000-00000028 "Системный блок";
- 26.20.17.110-00000040 "Монитор, подключаемый к компьютеру";
- 26.20.17.110-00000039 "Монитор, подключаемый к компьютеру";
- 26.20.17.110-00000038 "Монитор, подключаемый к компьютеру".
Таким образом, поскольку в состав объекта закупки включены товары в отношении которых в КТРУ имеется соответствующие позиции Заказчику надлежало, в соответствии с Правилами использования, установить описание в соответствии с позициями КТРУ при условии соблюдения ограничений, установленных пп. "а" п. 5 Правил использования.
Вместе с тем, согласно Техническому заданию соответствующее описание не использовано, коды позиций КТРУ в Техническом задании не указаны. Установленные в Техническом задании характеристики не являются основными.
На основании указанного, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Швабе-Ростов-на-Дону" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку фотометра фотоэлектрического в комплекте в соответствии с Техническим заданием для нужд ГБУВК "Пермский ВДЦ" (изв.N 0356200024123000026) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки по жалоб.
3. В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 июня 2022 г. N 8928/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2023