Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием представителей ООО "АланСпецСтрой" (далее - далее также - Заявитель):
в отсутствие представителя уполномоченного органа - Администрации местного самоуправления г.Владикавказа (далее - АМС г.Владикавказ), надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "АланСпецСтрой" на действия Единой комиссии АМС г.Владикавказа по проведению закупок для нужд муниципального заказчика - Владикавказского муниципального казенного учреждения - "Дорожный фонд" далее - Единая комиссия АМС г.Владикавказа, ВМКУ "Дорожный фонд") при осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул.Калоева на участках от ул.Калинина до ул.Гугкаева и от ул.Х.Мамсурова до ул.Кольбуса; ул.Тургеневской на участках от ул.Калинина до ул.З.Космодемьянской, ул.З.Космодемьянской до ул.Гугкаева, ул.Гагарина до ул.Братьев Газдановых и ул.Бритаева до ул.Калинина и ул.Кырджалийской от ул.Первомайской до Аллеи Габараева (открытый конкурс в электронной форме N0310300026223000122, далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
07 июня 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "АланСпецСтрой" на действия Единой комиссии АМС г.Владикавказа при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что Единая комиссия АМС г.Владикавказа необоснованно отклонила его заявку на участие в Конкурсе.
В жалобе Заявитель указал, что им была подана заявка на участие в Конкурсе, которой был присвоен идентификационный номер N3.
Решением Единой комиссии АМС г.Владикавказа указанная заявка на участие в Конкурсе была отклонена в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе - участником закупки не предоставлена информации и документы, предусмотренные пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе и подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, а именно: извещением об осуществлении закупки установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 о наличии у них следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. В качестве подтверждения своего соответствия дополнительным требованиям участником закупки представлена информация о наличии у него опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги (государственный контракт от 13.12.2021 N0310200000321002415_95327, реестровый номер контракта 2151591293021000058). При этом, согласно позиции 18 раздела III приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительным требованиям, в случае наличия у него опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги, являются: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Однако, в составе документов, предусмотренных подпунктом "н" пункта 1 части 1 и пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, и направленных заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, отсутствует разрешение на ввод объекта капитального строительства, реконструкция которого осуществлялась в рамках исполнения вышеуказанного государственного контракта. При этом необходимость предоставления участником закупки такого разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию установлена графой "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" позиции 18 раздела III приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571.
С данным решением Единой комиссии АМС г.Владикавказа Заявитель не согласен и считает, что его Заявка на участие в Конкурсе соответствует требованиям Извещения о проведении Конкурса и Закона о контрактной системе.
Не согласившись с доводами жалобы АМС г.Владикавказа представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 16 мая 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) АМС г.Владикавказа, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310300026223000122 на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул.Калоева на участках от ул.Калинина до ул.Гугкаева и от ул.Х.Мамсурова до ул.Кольбуса; ул.Тургеневской на участках от ул.Калинина до ул.З.Космодемьянской, ул.З.Космодемьянской до ул.Гугкаева, ул.Гагарина до ул.Братьев Газдановых и ул.Бритаева до ул.Калинина и ул.Кырджалийской от ул.Первомайской до Аллеи Габараева с начальной (максимальной) ценой контракта 106 381 325,73 (далее - Извещение), в том числе проект муниципального контракта, а также Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе от 05.06.2023 да окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе было подано 3 заявки. Решением Единой комиссии АМС г.Владикавказа заявка на участие в Конкурсе, которой был присвоен идентификационный номер N3, то есть заявка Заявителя, была отклонена в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе - участником закупки не предоставлена информации и документы, предусмотренные пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе и подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, а именно: извещением об осуществлении закупки установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 о наличии у них следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. В качестве подтверждения своего соответствия дополнительным требованиям участником закупки представлена информация о наличии у него опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги (государственный контракт от 13.12.2021 N0310200000321002415_95327, реестровый номер контракта 2151591293021000058). При этом, согласно позиции 18 раздела III приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительным требованиям, в случае наличия у него опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги, являются: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Однако, в составе документов, предусмотренных подпунктом "н" пункта 1 части 1 и пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, и направленных заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, отсутствует разрешение на ввод объекта капитального строительства, реконструкция которого осуществлялась в рамках исполнения вышеуказанного государственного контракта. При этом необходимость предоставления участником закупки такого разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию установлена графой "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" позиции 18 раздела III приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 утверждены Дополнительные требования N2571.
Позицией N18 Дополнительных требований N2571 предусмотрены дополнительные требования к участниками закупок работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги в виде наличия у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Аналогичные требования в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлены заказчиком в Извещении о проведении Конкурса.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Закону о контрактной системе.
Так, частью 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 ГрК РФ для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ Выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с ГрК РФ, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N1816 в том числе утвержден перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство (далее - Перечень N1816).
Из пункта 10.1 статьи 1 ГрК РФ следует, что автомобильные дороги относятся к линейным объектам капитального строительства.
При этом, Перечнем N1816 установлено, что при строительстве, реконструкции автомобильных дорог IV и V категории разрешение на строительство не требуется.
Так, участником рассматриваемой закупки, заявке на участие к Конкурсе которого был присвоен идентификационный номер N3, то есть Заявителем, в составе заявки в соответствии с позицией N18 Дополнительных требований N2571, в качестве информации и документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, был представлен государственный контракт N0310200000321002415_95327 от 13.12.2021 (номер реестровой записи в реестре контрактов N2151591293021000058) на выполнение работ по "Реконструкции автомобильной дороги "Гизель-Кармадон-Даргавс-Дзуарикау" на участке км 11,2 - км 33,2 с подъездом к турбазе "Кахтисар" (1 этап). Корректировка" в пункте 1.6 которого указано, что техническая категория дороги - IV.
Таким образом, при окончании работ, предоставленных Заявителем в составе заявки в качестве подтверждения своего соответствия дополнительным требованиям, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о соответствии заявки на участие в Конкурсе, которой был присвоен идентификационный номер N3, требованиям Извещения о проведении Конкурса и Закона о контраткной системе.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых заявка на участие открытом конкурсе в электронной форме подлежит отклонению.
Однако, в нарушение требований части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, решением Единой комиссии АМС г.Владикавказа заявка на участие в Конкурсе, которой был присвоен идентификационный номер N3, была отклонена по основаниям, не предусмотренным частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия членов Единой комиссии АМС г.Владикавказа, выразившиеся в отклонении заявки на участие в Конкурсе, которой был присвоен идентификационный номер N3 по основаниям, не предусмотренным частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе или требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Так, в соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 6.1.13 проекта контракта установлено требование о том, что подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 20 (двадцати) процентов цены контракта.
Вместе с тем, в пункте 37 сведений об осуществлении рассматриваемой закупки (файл "Щегрена 120", размещенный в составе Извещения о проведении Конкурса) Заказчиком установлено: требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций: не установлено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в составе извещения о проведении закупки, а также в проекте контракта, размещенном в составе извещения, противоречивых требований относительно представляемых преимуществ для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
При указанных обстоятельствах Комиссия констатирует в рассматриваемых действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 7, пункта 14 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия должностного лица ВМКУ "Дорожный фонд", выразившиеся в размещении в ЕИС Извещения о проведении Конкурса с нарушением требований пункта 14 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "АланСпецСтрой" на действия Единой комиссии АМС г.Владикавказа при осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул.Калоева на участках от ул.Калинина до ул.Гугкаева и от ул.Х.Мамсурова до ул.Кольбуса; ул.Тургеневской на участках от ул.Калинина до ул.З.Космодемьянской, ул.З.Космодемьянской до ул.Гугкаева, ул.Гагарина до ул.Братьев Газдановых и ул.Бритаева до ул.Калинина и ул.Кырджалийской от ул.Первомайской до Аллеи Габараева (открытый конкурс в электронной форме N0310300026223000122).
2. Признать Единую комиссию АМС г.Владикавказа нарушившей часть 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Признать ВМКУ "Дорожный фонд" нарушившим требования пункта 14 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. Выдать АМС г.Владикавказа и ВМКУ "Дорожный фонд" предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении Конкурса.
5. Передать материалы дела N132-06/23 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении членов Единой комиссии АМС г.Владикавказа и должностного лица ВМКУ "Дорожный фонд", виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 15 июня 2023 г. N А132-06/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2023