Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кобякова В.А. - Врио заместителя руководителя управления;
членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Айрос" Бычкова Николая Владимировича путем видеоконференции,
от заказчика - КГБУЗ "Алтайская краевая клиническая психиатрическая больница имени Эрдмана Юрия Карловича" не явились, к видеоконференции не подключились, уведомлены,
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" Олюниной Екатерины Викторовны путем видеоконференции,
рассмотрев жалобу ООО "Айрос" на действия комиссии, заказчика при проведении электронного аукциона N 0817200000323008769 "Поставка многофункциональных устройств (МФУ) в 2023 году" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "Айрос" (далее - заявитель) на действия комиссии, заказчика при проведении электронного аукциона N 0817200000323008769 "Поставка многофункциональных устройств (МФУ) в 2023 году".
Заявитель считает, что цена контракта, направленного ему на подпись, была неправомерно снижена на 15% от предложенной им цены, поскольку одним из участников закупки не были представлены документы в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 г., подтверждающие страну происхождения товара, сведения о каком-либо МФУ в реестре российской радиоэлектронной продукции отсутствуют, в связи с чем все заявки, содержащие предложения о товаре, должны считаться иностранными.
Представитель уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласилась, представила письменные и устные пояснения.
Ознакомившись с пояснениями сторон, изучив материалы дела, Комиссия в ходе внеплановой проверки пришла к следующим выводам.
06.06.2023 года в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000323008769 "Поставка многофункциональных устройств (МФУ) в 2023 году", описание объекта закупки, требования к содержанию и составу заявок, проект контракта и пр. документы. Начальная (максимальная) цена контракта - 883 320,00 руб.
Согласно извещению, описанию объекта закупки к поставке требуется многофункциональное устройство (МФУ). Код ОКПД2/КТРУ 26.20.18.000-00000069 .
В извещении установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", а также условия допуска товаров иностранного происхождения в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 г.
Согласно п.1.1.7 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" подтверждением страны происхождения товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 г является указание (декларирование) участником закупки в заявке страны происхождения поставляемого товара. Для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.06.2023 г. на участие в закупке было подано девять заявок, все заявки признаны соответствующими требованиям извещения, участник с заявкой N 114425942 был признан победителем закупки с ценовым предложением 596 229,00 руб.
Согласно проекту контракта победителю закупки был направлен на подпись проект контракта с ценой контракта - 506 794,65 руб.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены приказом Минфина Российской Федерации от 04.06.2018 года N 126н (далее - Приказ N 126н).
Ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, установлены Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 ( далее - Постановление N 878).
Код ОКПД 2 ОК 26.20.18 "Устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений" включен в Перечни продукции, товаров согласно Приложения к Приказу N 126н и Постановлению N 878.
Согласно п. 3 Постановления N 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) настоящего постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
В соответствии с п. 3(2), 3(3) Постановления N 878 подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров);
подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции первому уровню является наличие в реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) настоящего постановления, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.
В силу п. 1.1. Приказа N 126н при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно пп "а" п. 1.3 Приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Согласно пп. "в" п.2 Приказа N 126н положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме в случаях, если все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
В соответствии с п. 1.6 Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
Согласно п. 4 информационного письма Минфина России от 18.01.2019 N 24-01-07/2281 "О применении отдельных положений приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" декларированием страны происхождения товара является указание наименования его страны происхождения, учитывая, что Приказом N 126н не установлены требования о представлении определенного документа в качестве декларации о стране происхождения товара, указание участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара является декларированием страны происхождения товара.
Комиссия установила, что в заявках участников закупки, в том числе заявителя, были предложены к поставке товары иностранного происхождения, кроме заявки N 114392237, в которой были предложены товары происхождения - Российская Федерация, при этом данная заявка не содержала сведения о номерах реестровых записей из реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров.
Поскольку участником закупки с заявкой N114392237 не были указаны номера реестровых записей из реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров, у аукционной комиссии отсутствовали основания применения положений п. 3 Постановления N 878 и отклонения заявок участников закупки, предложивших к поставке иностранный товар.
Вместе с тем, в случае если заявки участников не были отклонены согласно п.3 Постановления N 878, но в заявке одного из участников закупки содержится предложение о поставке товара российского происхождения в форме декларации, подлежат применению к победителю закупки, предложившему товар иностранного происхождения, условия допуска в соответствии с пп. "а" п. 1.3 Приказа N 126н, что подтверждается позицией ФАС России, изложенной в письме от 31.10.2022 N ДФ/99397/22 "О рассмотрении обращения", а также позицией Минфина России, изложенной в письме от 15.07.2022 N 24-06-06/68443.
Поскольку для подтверждения страны происхождения товаров достаточно декларации участника закупки и один из участников закупки в своей заявке продекларировал страну происхождения товаров - Российская Федерация, Комиссия не находит в действиях аукционной комиссии, действиях заказчика по направлению победителю закупки проекта контракта с ценой, сниженной на 15%, нарушений требований Закона о контрактной системе.
Рассмотрев довод заявителя об отсутствии в реестре российской радиоэлектронной продукции и реестре евразийской радиоэлектронной продукции товаров, удовлетворяющих требованиям заказчика, Комиссия считает, что отсутствие сведений о товарах в данных реестрах не означает, что такие товары на территории РФ и ЕврАзЭС не производятся, что заявки производителей на получение заключения соответствующих органов о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ и ЕврАзЭС и последующее включение товара в реестры в настоящий момент не рассматриваются данными органами.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Таким образом, на момент рассмотрения жалобы Комиссия УФАС по Алтайскому краю не располагает однозначными сведениями, подтверждающими довод заявителя об отсутствии закупаемого товара российского происхождения.
В соответствии с ч. 3 ст. 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения.
Учитывая имеющуюся в распоряжении УФАС по Алтайскому краю информацию и документы, регламентированные сроки рассмотрения жалобы Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к выводу о недоказанности довода заявителя.
Таким образом, на момент рассмотрения жалобы Комиссия не располагает доказательствами того, что в заявке N114392237 была предоставлена недостоверная информации о стране происхождения товара.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
признать жалобу ООО "Айрос" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 21 июня 2023 г. N 022/06/51-668/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2023