Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бюро инженерного обеспечения территорий "Гидравлика" (далее - ООО "БИО "Гидравлика", общество, участник закупки, заявитель) на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок (далее - ГУКС Омской области, уполномоченный орган, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по подготовке проекта планировки территории, проекта межевания территории в Одесском муниципальном районе Омской области (Реестровый номер 23.34.0828) (извещение N 0152200004723000817) (далее - электронный конкурс, конкурс) для нужд Администрации Одесского муниципального района Омской области (далее - заказчик),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя уполномоченного органа - "_" (доверенность N 151 от 31.01.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 5721-ЭП/23 от 22.06.2023) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного конкурса следует, что 24.05.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 4561733 руб.
05.06.2023 и 08.06.2023 размещались разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от NN РИ1 и РИ2, соответственно.
07.06.2023 размещены изменения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме.
Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 21.06.2023 свидетельствует о том, что заявка одного участника закупки (заявителя) была отклонена.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.06.2023 победителем признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям извещения об осуществлении закупки, и которым были предложены лучшие условия исполнения контракта (на основе критериев, установленных в извещении), с предложением о цене контракта в размере 2280000 руб. (ООО "ТАВАТ").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений уполномоченного органа, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В жалобе указано, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка ООО "БИО "Гидравлика" в связи с отсутствием членства в саморегулируемой организации, требование о котором было включено в извещение об осуществлении закупки на основании внесения изменений от 07.06.2023.
ГУКС Омской области были представлены (вх. N 5908-ЭП/23 от 27.06.2023) возражения на доводы жалобы, из которых следует, что установление к участникам закупки спорных требований связано с технической ошибкой, возникшей при внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме.
Согласно представленным заказчиком пояснениям (вх. N 5960-ЭП/23 от 28.06.2023) соответствующие требования к участникам закупки при направлении заявки в уполномоченный орган для целей осуществления рассматриваемой закупки заказчиком не устанавливались.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их комиссии по осуществлению закупок должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
Вместе с тем реализация обозначенного выше принципа контрактной системы в сфере закупок не должна умалять развитие добросовестной конкуренции, нивелировать принцип обеспечения конкуренции.
Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям такого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании пункта 1 части 1, частей 5 и 6 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 такого закона, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 такой статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если данным законом предусмотрена документация о закупке) (аналогичное требование предусмотрено пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Федерального закона о контрактной системе.
Объектом рассматриваемой закупки являлось выполнение работ по подготовке проекта планировки территории, проекта межевания территории.
Абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме (в редакции, размещенной на официальном сайте ЕИС после внесения изменений в извещение) к участникам закупки было установлено следующее единое требование: "Членство саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования в соответствии со статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам должен соответствовать частям 10 и 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указанные требования не предъявляются к участникам закупки, перечисленным в части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Исчерпывающий перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в конкурентном способе закупки, установлен в части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе.
В силу подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено таким законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 данного закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного закона, если иное не предусмотрено таким законом.
Частью 3 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 данной статьи, не допускается.
Требования к заявкам участников закупки были предусмотрены в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном конкурсе и инструкция по ее заполнению".
Согласно данному документу перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31, включал следующую информацию:
"Не требуется. Соответствие участника закупки требованиям проверяется комиссией по осуществлению закупок самостоятельно".
В части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых заявка на участие в закупке подлежит отклонению.
Так, согласно пункту 3 данной нормы при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного закона.
Также в части 8 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе особо установлено, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) такой статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 данной статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования).
В протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок N 0152200004723000817 от 21.06.2023 в качестве обоснования принятого комиссией по осуществлению закупок решения об отклонении заявки общества указано следующее: "На основании пункта 3 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ отклонить заявку на участие в закупке (далее - заявка) в связи с несоответствием участника закупки требованию, установленному извещением в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ (отсутствие членства саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования в соответствии со статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации)".
Комиссия, оценивая доводы заявителя, правомерность принятого комиссией по осуществлению закупок решения по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсе с учетом того, что общество фактически не является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, отмечает следующее.
Необходимо отметить, что заявителем в данном случае обжалуются именно действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа при рассмотрении заявок.
Положения извещения об осуществлении закупки обществом не обжаловались, более того ООО "БИО "Гидравлика" была подана заявка на участие в спорной закупке, что в силу части 5 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
В этой связи следует учитывать, что, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, участник закупки несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям извещения об осуществлении закупки или законодательства.
Подавая заявку, противоречащую требованиям извещения об осуществлении закупки, участник закупки несет риск наступления негативных последствий, в том числе связанных с ее отклонением.
При этом в установленные сроки заявитель не воспользовался своим правом и не обжаловал положения извещения об осуществлении закупки, а также не подавал запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки в соответствии с частью 3 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, что по общему правилу указывает на то, что, подавая заявку, общество было согласно со всеми установленными требованиями и выразило безусловное согласие на их соблюдение.
При подаче заявки участник также не был лишен возможности ознакомиться с установленными в извещении об осуществлении закупки требованиями, предъявляемыми к ее участникам, в том числе после внесения соответствующих изменений в такое извещение.
Важно также учитывать, что комиссия по осуществлению закупок, рассматривая заявки, действовала в строгом соответствии со статьей 48 Федерального закона о контрактной системе, проверяя указанные заявки на соответствие положениям извещения об электронном конкурсе.
В связи с чем комиссия по осуществлению закупок уполномоченного органа не вправе отступать от фактических требований извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме (к аналогичному выводу пришел Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении по делу N А33-39510/2019).
Данные выводы также соответствуют судебной практике Омского УФАС России по делам N А46- 16109/2020, N А46-10647/2021.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушений требований законодательства о контрактной системе при рассмотрении заявки ООО "БИО "Гидравлика", в связи с чем признает жалобу необоснованной.
Вместе с тем в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией было установлено следующее нарушение при установлении ГУКС Омской области требований к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
Пунктом 1 статьи 17 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что саморегулируемая организация в области архитектурно-строительного проектирования - это некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих подготовку проектной документации по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с частью 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории, к которой относятся проект планировки территории и проект межевания территории, осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
На основании вышеприведенных норм законодательства о градостроительной деятельности можно прийти к выводу о том, что для подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу не требуется членство в саморегулируемой организации в сфере архитектурно-строительного проектирования (данные выводы также соответствуют позиции Минстроя России, изложенной в письме от 19.03.2018 N 11077-АЕ/02).
Таким образом, действиями уполномоченного органа, выразившимися в установлении требований к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования в целях осуществления закупки с рассматриваемым объектом, были нарушены положения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1, частей 5 и 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
При этом Комиссия при оценке действий ГУКС Омской области критически относится к доводам уполномоченного органа о том, что установление спорных требований к участникам закупки является технической ошибкой, поскольку данное нарушение не представляет собой описку, опечатку, грамматическую или арифметическую ошибку либо подобную ошибку, допущенную при размещении извещения об осуществлении закупки.
4. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией также было выявлено следующее нарушение.
Частью 4 статьи 27 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 данного закона предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
В силу подпунктов "и", "к", "л" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным законом, должна содержать следующие информацию и документы об участнике закупки:
декларацию о принадлежности участника закупки к учреждению или предприятию уголовно-исполнительной системы (если участник закупки является учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы);
декларацию о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной частью 2 статьи 29 данного закона (если участник закупки является такой организацией);
декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 данного закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 3 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 данной статьи, не допускается.
При проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур информация и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных данным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой (пункт 2 части 6 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе).
Из содержания извещения об осуществлении закупки следует, что вышеуказанные преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов при осуществлении рассматриваемой закупки не предоставляются.
Вместе с тем электронным документом "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном конкурсе и инструкция по ее заполнению", размещенным в составе извещения об осуществлении закупки, было установлено, что документы и информация, предусмотренные подпунктами "и" и "к" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, требуются.
Таким образом, положения электронного документа, обязывающие участника закупки предоставлять декларацию о его принадлежности к учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и к организации инвалидов (с учетом формулировки "требуется"), в случае отсутствия в извещении об осуществлении закупки соответствующих преимуществ, являются неправомерными*(1).
При указанных обстоятельствах Комиссия пришла к выводу о том, что ГУКС Омской области при установлении требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном конкурсе были нарушены положения пункта 3 части 2 статьи 42, части 3 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бюро инженерного обеспечения территорий "Гидравлика" на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по подготовке проекта планировки территории, проекта межевания территории в Одесском муниципальном районе Омской области (Реестровый номер 23.34.0828) (извещение N 0152200004723000817) для нужд Администрации Одесского муниципального района Омской области.
2. Признать в действиях Главного управления контрактной системы Омской области нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1, частей 5 и 6 статьи 31, пункта 12 части 1 и пункта 3 части 2 статьи 42, части 3 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Главному управлению контрактной системы Омской области, оператору электронной площадки АО "Сбербанк - АСТ" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_"
"_" |
-------------------------------------------
*(1) См. Решение ФАС России от 13.02.2023 по делу N 28/06/105-295/2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 28 июня 2023 г. N 055/06/106-743/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2023