Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе:
в отсутствии представителей:
от заказчика - Управление дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре, от заявителя - индивидуального предпринимателя Сысоева Константина Владимировича (далее - ИП Сысоев К.В.) - представители не явились (о дате времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ИП Сысоева К.В. на действия заказчика - Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по содержанию объектов улично-дорожной сети в Центральном округе (летний период) (извещение N0122300038823000023 от 05.06.2023) и материалы дела N027/06/106-985/2023, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ИП Сысоева К.В. на действия заказчика - Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по содержанию объектов улично-дорожной сети в Центральном округе (летний период) (извещение N0122300038823000023 от 05.06.2023).
Заявитель указывает в своей жалобе, что заказчиком нарушен требования Федеральный закон от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно:
1) заказчиком неправомерно установлено в извещении о проведении закупки одновременно требование, предусмотренное ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, и требование, предусмотренное пп. б п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N2571);
2) заказчиком установлено незаконное требование к содержанию заявки участника: заявка должна содержать предложение участника закупки о цене контракта;
3) заказчиком в проекте контракта установлена фиксированная сумма обеспечения исполнения контракта без указания на возможное применение антидемпинговых мер;
4) заказчиком неправомерно установлена незаконная причина увеличения сроков исполнения обязательств, чем нарушает ч. 1 ст.95 Закона о контрактной системе.
На основании статьи 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам проведения которой установлено следующее.
Извещение N0122300038823000023 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 05.06.2023.
Объект закупки: выполнение работ по содержанию объектов улично-дорожной сети в Центральном округе (летний период).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 2 200 483,00 рублей.
Дата начала срока подачи заявок: 15.06.2023.
Дата подведения итогов: 19.06.2023.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N0122300038823000023 от 15.06.2023 в связи с тем, что по окончанию срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем, на основании п. 3 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлены пояснения от 20.06.2023 N1-13/2287, согласно которым считает доводы жалобы необоснованными в полном объеме.
Изучив материалы дела N027/06/106-438/2023, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона N 44-ФЗ).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
1. В соответствии с ч. 1.1 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановление Правительства N2571 устанавливает дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Законом о контрактной системе, а также определяет исчерпывающий перечень возможных дополнительных требований и перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок таким требованиям.
В соответствии с пп. "б" п. 1 Постановления Правительства N2571 установлено, что в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Согласно правовой позиции, изложенной в информационном письме Минфина России от 27.06.2022 N24-01-09/61077, требование, предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства N2571, устанавливается если заказчиком не реализовано право установить в соответствии с частью 1.1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе" более широкое требование об отсутствии информации об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков. Если заказчиком такое право реализовано, то требование, предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства N2571, заказчиком не устанавливается.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что в сформированном в Единой информационной системе в сфере закупок извещении о проведении электронного аукциона в разделе "Преимущества, требования к участникам" указаны требования к участникам:
1. требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера;
2. требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе;
3. единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Сформированное таким образом требование к участникам закупки об отсутствии с реестр недобросовестных поставщиков не соответствует положениям Закона о контрактной системе, пп. "б" п. 1 Постановления Правительства N2571.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона.
Таким образом, устанавливая в извещении об осуществлении закупки одновременно требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и требование, предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства N2571, заказчик нарушил часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссией Хабаровского УФАС России данный довод жалобы признается обоснованным.
2. В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части).
Таким образом, пункт 3 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе исключен из части 1 статьи 49 названного нормативного правового акта, в связи с чем, требование о наличии в составе заявки предложения участника закупки о цене контракта не может быть установлено в извещении о проведении закупки.
В силу части 2 статьи 49 Закона о контрактной системе участники закупки, подавшие в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи) начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
Следовательно, порядок предоставления предложения о цене контракта законодательно вынесен в отдельную процедуру подачи ценовых предложений, отличающуюся от подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с частью 3 статьи 42 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается
Вместе с тем, в пп. 3 п. 1 файла "Раздел 3. Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению. Порядок подачи и отзыва заявок на участие в электронном аукционе" извещения Заказчиком установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки предложения о цене контракта.
Таким образом, установленное Заказчиком требование о предоставлении непосредственно в составе заявки участника предложения о цене контракта является нарушением ч. 1 ст. 49, п. 3 ч. 2 ст. 42, ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании данного довода жалобы обоснованным.
3. В соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Закон о контрактной системе не содержит указаний на обязательное включение в Проект контракта Документации о закупке положений об антидемпинговых мерах.
Начальная (максимальная) цена контракта 2 200 483,00 рублей, из чего следует, что Заказчик обязан предусмотреть возможность предоставления участникам обеспечения исполнения контракта в размере, указанном ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе.
Пунктом 5.6 проекта контракта установлено следующее:
"5.6. *Обязательства по исполнению настоящего контракта обеспечивается _________________________________________ от _____ N ____, (указать, каким документом обеспечивается обязательство), (при необходимости указать срок действия документа) в размере ___________________, что составляет _____% от начальной (максимальной ) цены контракта.
(*) - пункт включается в состав контракта, если не применяются антидемпинговые меры
**обязательства по исполнению настоящего контракта обеспечивается _________________________________________ от _____ N ____, (указать, каким документом обеспечивается обязательство), (при необходимости указать срок действия документа) в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, ___________________, что составляет _____% от начальной (максимальной) цены контракта, но не менее, чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта заключенного в соответствии Федерального закона 44-ФЗ, (ч.1.2.ст. 37 Федерального закона 44-ФЗ)
(**) - пункт включается в состав контракта, если применяются антидемпинговые меры
В случае если указанное обеспечение исполнения обязательств по контракту прекратило действие, "Подрядчик" в течение 5 (пяти) банковских дней обязан предоставить "Муниципальному заказчику" надлежащее обеспечение исполнения контракта".
Следовательно, Заказчиком в проекте контракта указано возможное применение антидемпинговых мер в соответствии со статьей 37 Закона о контрактной системе.
В данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании данного довода жалобы необоснованным.
4. В соответствии с п. 6.1 проекта контракта "Стороны" освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему контракту, если докажут, что оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, которые понимаются как обстоятельства, возникшие в результате непредвиденных и неотвратимых событий чрезвычайного характера, не поддающиеся контролю "Сторон", включая пожар, наводнение, землетрясение и любые другие стихийные бедствия, а также войну, военные действия, восстание, саботаж, забастовки, объявления эмбарго или блокады, враждебные действия какого-либо другого государства, если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего контракта.
Согласно п. 6.2 проекта контракта "Сторона", которая по причине обстоятельств непреодолимой силы не может исполнить обязательства по настоящему контракту, обязана уведомить другую "Сторону" о наступлении и предполагаемом сроке действия этих обстоятельств не позднее 5 (пяти) календарных дней, после чего "Стороны" немедленно проведут взаимные консультации для принятия необходимых мер.
Не уведомление и (или) несвоевременное уведомление о наступлении обстоятельств непреодолимой силы лишает "Стороны" права ссылаться на любые из них как на основание, освобождающее от ответственности за неисполнение обязательства. Если какое-либо из обстоятельств непреодолимой силы непосредственно повлияет на выполнение каких-либо обязательств по контракту, период их выполнения по соглашению "Сторон" может быть продлен на срок действия указанных обстоятельств (п. 6.3, 6.4 проекта контракта).
Таким образом, указанными положениями контракта Заказчик согласовал права, обязанности и ответственность сторон в случае просрочки исполнения обязательств при наступлении обстоятельств непреодолимой силы, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Поскольку Законом о контрактной системе не определены права и обязанности заказчика и подрядчика в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, нормы права, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ, регулирующие указанные отношения, не противоречат Закону о контрактной системе.
Таким образом, оспариваемые условия проекта контракта не противоречат требованиям Закону о контрактной системе. Комиссия Хабаровского УФАС России считает довод жалобы в указанной части необоснованный.
Комиссия Хабаровского УФАС России учитывает, что в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N0122300038823000023 от 15.06.2023 электронный аукцион признан несостоявшимся, в связи с чем приходит к выводу предписание не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Сысоева К.В. на действия заказчика - Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по содержанию объектов улично-дорожной сети в Центральном округе (летний период) (извещение N0122300038823000023 от 05.06.2023) обоснованной в части необоснованного установления в извещении о проведении закупки одновременно требование, предусмотренное ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, и требование, предусмотренное пп. б п. 1 Постановления Правительства N2571, а также установления незаконного требование к содержанию заявки участника: заявка должна содержать предложение участника закупки о цене контракта.
2. Признать заказчика - Управление дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре нарушившим требования ч. 6 ст. 31, ч. 1 ст. 49, п. 3 ч. 2 ст. 42, ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела N027/06/106-985/2023 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 21 июня 2023 г. N 7-1/197
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2023