Резолютивная часть решения оглашена 30 июня 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 30 июня 2023 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконферец-связи ООО "РегионГрупп" на положение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на ремонт автомобильной дороги Печоры - а/д граница с Эстонской Республикой - Печоры - Старый Изборск км 3+787 на участках км 1+000 - км 1+870 в Печорском районе Псковской области (Регистрационный номер: 700-К-ГЗ) (номер извещения: 0157200000323000618) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
09.06.2023 уполномоченным органом - Комитетом по закупкам Псковской области по заданию Заказчика - ГБУ ПО "Псковавтодор" объявлен открытый конкурс в электронной форме на ремонт автомобильной дороги Печоры - а/д граница с Эстонской Республикой - Печоры - Старый Изборск км 3+787 на участках км 1+000 - км 1+870 в Печорском районе Псковской области (Регистрационный номер: 700-К-ГЗ) (номер извещения: 0157200000323000618).
Извещение N 0157200000323000618 о проведении вышеуказанного конкурса размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 09.06.2023 14:29.
Начальная (максимальная) цена контракта - 32 307 803,22 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе - 26.06.2023 09:00.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк.
27.06.2023 (вх.N2922-ЭП/23) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 30.06.2023 в 10 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, вх.N2922-ЭП/23 от 27.06.2023).
Заказчик не вправе принимать записи реестровых номеров ЕИС из сводного перечня, вместо электронных образов документов, так как Закон о контрактной системе, а также Постановлением Правительства РФ N 2604 не предусмотрена такая возможность подтверждения опыта.
Представители Заказчика, уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения, исх.N275 от 29.06.2023, NКЗ-21-120 от 28.06.2023, в материалах дела):
Относительно положения о том, что "если документы, подтверждающие квалификацию, содержатся в реестре контрактов, предусмотренном Федеральным законом, и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вместо направления указанных документов участник закупки вправе предоставить номер реестровой записи из такого реестра", что оно не противоречит требованиям законодательства. Указанная формулировка добавлена в соответствии с аналогией трактовки норм постановления Правительства РФ N 2571. Формулировки требований к опыту в Постановлении Правительства РФ N 2571 и постановления Правительства РФ N 2604 совершенно аналогичны.
Указанная в документе "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" фраза о возможности предоставить вместо документов реестровую запись не нарушает права участников закупки, а наоборот позволяет участникам закупки предоставлять минимум информации, чтобы не допустить ошибок при сканировании большого количества документов (может повлиять на допуск или отклонение заявки) повышает оперативность составления и подачи заявки на участие в закупке, а также на унификацию работы комиссии по осуществлению закупок.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "квалификация участников закупки".
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановлением N 2604).
Согласно п. 24 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного
Постановлением N 2604 (далее - Положение), для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено
Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя); устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Заказчиком в порядке оценки заявок по закупкам по критерию "квалификация участников закупки" показателя оценки "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" для детализирующего показателя "общая цена исполненных участником закупки договоров" установлено, в том числе следующее условие:
"Предмет договора по каждому из детализирующих показателей - выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работ:
- исполненный договор (договоры);
- акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ,
- разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
К оценке также принимаются документы, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Если документы, подтверждающие квалификацию, содержатся в реестре контрактов, предусмотренном Федеральным законом, и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вместо направления указанных документов участник закупки вправе предоставить номер реестровой записи из такого реестра".
В составе жалобы Заявитель указывает, что в порядке оценки Заказчиком неправомерно установлена возможность подтверждения опыта участников закупочной процедуры по вышеуказанному детализирующему показателю сведениями о реестровом номере контракта (договора), размещенном в единой информационной системе.
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии представители Заказчика, уполномоченного органа пояснили, что участник закупки согласно данному положению и порядку оценки заявок вправе предоставить копии документов наряду с иной информацией о заключенных и исполненных договорах. В случае если контракты заключены в электронной форме, и информация размещена в ЕИС при условии предоставления в составе заявки формы, содержащей сведения, у Заказчика имеется возможность установить наличие у участника закупки данного опыта путем ознакомления с информацией, опубликованной в ЕИС в отношении указанного договора/контракта.
Вместе с этим Комиссия Псковского УФАС России отмечает, что оспариваемое положение порядка оценки по своей сути является дополнительным способом подтверждения наличия у участника закупки опыта исполнения контрактов(договоров), ввиду чего, с учетом установления в порядке оценки положения о возможности подтверждения опыта исполнения контрактов (договоров) посредством представления копии исполненного контракта и акта выполненных услуг (работ), не может свидетельствовать о нарушении Заказчиком положений как Закона о контрактной системе, так и норм Положения.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, вместе с тем в заседании Комиссии Псковского УФАС России Заявитель участия не принимал, кроме того в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм действующего законодательства о контрактной системе при формировании оспариваемого требования, в частности не представлено доказательств того обстоятельства, что указанное в порядке оценки право участников подтвердить опыт посредством оспариваемой формы, является неправомерным, вводит участников закупки в заблуждение, препятствует корректному формированию заявки, влечет необоснованное ограничение количества участников закупки, оставляет оценку заявок на субъективное усмотрение комиссии Заказчика или каким-либо иным образом влечет ограничение количества участников закупки, ввиду чего у Комиссии Псковского УФАС России отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Положения, Закона о контрактной системе при указании оспариваемого положения.
Довод Заявителя не нашего своего подтверждения и является необоснованным.
Одновременно Комиссия отмечает, что согласно извещению о проведении конкурса к участникам закупки установлены требования о наличии опыта выполнения работ по Постановлению Правительства N2571 (позиция 6) и о членстве в СРО в области архитектурно-строительного проектирования с правом осуществлять подготовку проектной документации по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при этом согласно сведениям из ЕИС "реестр контрактов", а также Единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и их обязательствах (https://reestr.nopriz.ru) у Заявителя (ООО "РегионГрупп") не имеется заключенных (исполненных) контрактов, а также членства в СРО.
Данное обстоятельство исключает участие Заявителя в данном конкурсе, ввиду чего, положения извещения не могут нарушить права и законные интересы заявителя ООО "РегионГрупп".
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РегионГрупп" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 30 июня 2023 г. N 060/06/42-247/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2023