Резолютивная часть решения оглашена 23 июня 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено 27 июня 2023 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии: руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Трушинская К.Д.,
в присутствии представителей:
Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Тамбовавтодор" (далее - ТОГКУ "Тамбовавтодор", Заказчик) - <_>,
министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области - <_>,
закрытого акционерного общества "Дорожно-строительное управление N2" (далее - ЗАО "ДСУ-2") - <_..>,
общества с ограниченной ответственностью "ГРАФИКА" - <_>,
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Лидер", уведомленного о рассмотрении дела надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО "Лидер" (далее - Заявитель) на действия Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Тамбовавтодор" при проведении открытого конкурса в электронной форме N0164200001923001919 на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения Тамбовской области и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) 02.06.2023 опубликовало на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение N0164200001923001919 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения Тамбовской области (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта - 967 124 615,8 руб.
Заказчик - Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Тамбовавтодор".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок электронного конкурса 0164200001923001919 от 21.06.2023 на участие в закупке подано 4 заявки, все были признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. Согласно протоколу подведения итогов электронного конкурса 0164200001923001919 от 21.06.2023 комиссией по осуществлению закупок ТОГКУ "Тамбовавтодор" принято решение заключить контракт с участником с идентификационным номером заявки 44 по цене контракта 764 028 446,48 рублей.
ООО "Лидер", считая извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме несоответствующим требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Рассмотрение жалобы назначено на 22.06.2023. После объявленного перерыва рассмотрение продолжилось 23.06.2023.
Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в её удовлетворении по основаниям, указанным в отзывах на жалобу.
Представитель ЗАО "ДСУ-2", который является победителем по рассматриваемой закупке, пояснил, что при подаче заявки на участие в Конкурсе не возникло трудностей. Считает, что Заказчиком и комиссией по осуществлению закупки при проведении закупки соблюдены требования Закона о контрактной системе. Также обратил внимание на отсутствие у Заявителя опыта выполнения работ по предмету закупки, в связи с чем его права и законные интересы не могли быть нарушены.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы и пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в Конкурсе.
Комиссией Тамбовского УФАС России по данному доводу установлено следующее.
Согласно пунктам 1 и 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Приложением N1 к проекту контракта является Техническое задание на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения Тамбовской области (далее - Техническое задание).
Пунктом 15 Технического задания определены требования к товарам, поставляемым в ходе выполнения работ, а именно к дорожным знакам и автобусным остановкам.
Согласно письму ФАС России от 25.06.2020 NИА/53616/20, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Согласно пояснениям Заказчика, дорожные знаки и автобусные остановки подлежат балансовому учету заказчиком и поставляются по товарной накладной.
Кроме того, согласно пункту 1 части 19 статьи 48 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки не установлены критерии, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, а также в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства электронный конкурс проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом того, что заявка состоит из второй и третьей частей. Вторая часть должна также содержать информацию, предусмотренную подпунктом "а" (за исключением случая включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства) и подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Положения частей 3 - 10 настоящей статьи не применяются.
Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что Заказчиком в извещении Конкурса не были установлены критерии, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, а потому предоставление характеристик товара, поставляемого Заказчику при исполнении контракта, в составе заявки не требовалось. Указанное подтверждается отсутствием протокола рассмотрения первых частей заявок.
Таким образом, непредставление показателей по товарам, указанным в пункте 15 Технического задания, не является основанием для отклонения заявки, на что также есть указание в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкции к ее заполнению.
На основании вышеизложенного, данный довод Заявителя признается необоснованным.
2. Заявитель считает, что наименование объекта закупки и размещенное описание объекта закупки содержат противоречия, так как в описании объекта закупки указаны только функциональные, технические и качественные характеристики работ по ремонту автомобильных дорог и отсутствуют указанные характеристики по содержанию автомобильных дорог.
Данный довод Комиссия Тамбовского УФАС России считает необоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 8.1.24 проекта контракта подрядчик, заключив контракт, принимает на себя обязательства по обеспечению содержания и сохранности объекта с момента начала производства работ до подписания акта приемки законченных работ по объекту. В случае если в указанный срок сооружению или его части будет причинен ущерб, или обнаружены утраты или повреждения, подрядчик обязан за свой счет произвести работы и устранить выявленные недостатки до подписания акта ввода объекта.
Согласно пункту 8.1.31 проекта контракта содержание объекта, передаваемого Подрядчику на период выполнения работ, оплачивается за счет затрат подрядчика.
Согласно пункту 14.2 проекта контракта на весь период выполнения работ Подрядчик несет ответственность за сохранность объекта и обеспечивает его содержание, за исключением содержания в зимний период.
Из вышеуказанных пунктов проекта контракта следует, что работы по содержанию объекта предусмотрены контрактом.
Согласно пояснениям Заказчика, данные работы являются ситуативными, поэтому не осмечены. Финансирование данных работ осуществляется за счет заложенных в смету непредвиденных расходов.
3. Заявитель считает, что в извещении о проведении Конкурса не установлено условие о выплате аванса, тогда как пунктом 4.3 проекта контракта установлено авансирование в размере 30 процентов от этапа выполнения работ.
Комиссией Тамбовского УФАС России по данному доводу установлено следующее.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса).
Извещением N0164200001923001919 о проведении открытого конкурса в электронной форме отражена информация об авансе в размере 30%
Также пунктом 4.3 проекта контракта установлено следующее: "Заказчик производит авансирование в размере 30 (тридцать) процентов от этапа выполнения работ".
На основании вышеизложенного, данный довод Заявителя признается необоснованным.
4. Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно установлен порядок оценки заявок участников закупки по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (квалификация участников закупки)" (далее - Критерий) в части установления предельных максимальных значений детализирующих показателей.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604) определен порядок оценки заявок, предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке размещены Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок отдельным файлом (далее - Порядок).
Порядком установлено, что оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом е) пункта 20 Постановления N2604. При этом, предельное максимальное значение характеристики объекта закупки по показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" составляет 5800000000 рублей. По показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" составляет 1934249232,00 рублей.
Согласно подпункту "е" пункта 20 Постановления N2604 в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, и установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
где,
- лучшим значением Детализирующего показателя является наибольшее значение детализирующего показателя и установлено предельное максимальное значение детализирующего показателя
- Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
- Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
Представитель Заказчика на рассмотрении жалобы пояснил, что установленное предельное максимальное значение показателя обусловлено потребностью Заказчика и позволяет выявить среди участников закупки квалифицированного подрядчика, обладающего опытом выполнения работ, связанного с предметом контракта, для удовлетворения потребности Заказчика и не противоречит Положению и требованиям Закона о контрактной системе. При этом указанные предельные значения не ограничивают участников закупки при выявлении среди таких участников квалифицированного подрядчика, обладающего опытом выполнения работ, связанного с предметом контракта.
Вышеуказанная позиция подтверждается практикой ФАС России (решение от 23.05.2023 по делу N28/06/105-1145/2023, решение от 31.05.2023 по делу N28/06/105-1239/2023).
Также Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Заказчик не устанавливал ограничения по цене принимаемых к оценке заявок контрактов, о чем заявляло ООО "Лидер".
Кроме того, на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств нарушения его законных интересов, и иных доказательств, подтверждающих обоснованность довода, а также не подавал запрос на разъяснение положений извещения.
Стоит также отметить, что ООО "Лидер" не представлены доказательства того, что он может быть участником рассматриваемой закупки, в том числе не представлены договора (контракты), подтверждающие какой-либо опыт выполнения работ по предмету закупки.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что оспариваемые действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Лидер" необоснованной.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии В.В. Иванов
К.Д. Трушинская
Исп. Четверткова Т.В.,
тел. 8 (4752) 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 27 июня 2023 г. N 068/06/42-426/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2023