Резолютивная часть решения оглашена 27 июня 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено 30 июня 2023 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Трушинская К.Д.,
в присутствии представителей:
Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая поликлиника N5 г. Тамбова" - ...,
министерства имущественных отношений и государственного заказа - ..
индивидуального предпринимателя ... - ..
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя _ (далее также Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая поликлиника N5 г. Тамбова" при проведении электронного аукциона N 0164200001923002065 на поставку медицинского изделия - Система стабилографии, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений и гоударственого заказа Тамбовской области (далее - Уполномоченный орган) опубликовало 14.06.2023 на сайте единой информационной системы в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона N 0164200001923002065 на поставку медицинского изделия - Система стабилографии, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (далее Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 197 938,67 руб.
Заявитель обратился с жалобой в Тамбовское УФАС России. В своей жалобе Заявитель указывает, что совокупности технических характеристик, установленных в извещении Аукциона, соответствует только товар, производимый ООО "Неврокор".
Заказчик, Уполномоченный орган, представили письменные пояснения по существу жалобы и просили отказать в ее удовлетворении.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, довод Заявителя, письменные пояснения Заказчика, заслушав представителей Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, статьей 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
При формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении об осуществлении закупки, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем медицинских изделий.
Комиссия Тамбовского УФАС России также отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки.
Кроме того, при наличии у заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в извещении о закупке, заказчику необходимо определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения, не могут быть использованы эквивалентные товары. При этом заказчику требуется обладать документальным подтверждением обоснования потребности, но не руководствоваться своим субъективным мнением и/или предположениями.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами статьи 33 Закона о контрактной системе.
Как отмечалось ранее, включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о ФКС (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Заказчиком в письменных пояснениях указано, что совокупности его требований, установленных в описании объекта закупки, соответствуют товары двух производителей - ООО "Неврокор" (система для диагностики двигательной патологии и восстановительного лечения методом биологической обратной связи "Стэдис" по ТУ 26.60.12-089-13218158-2021 IV. Исполнение: "Система для стабилометрии") и ООО "Нейрософт" (комплекс для диагностики, лечения и реабилитации больных с двигательной патологией "Биокинект" по ТУ 32.50.21-004-63704475-2017).
Однако, Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что документы (паспорт, инструкция, руководство пользователя, иное), подтверждающие факт того, что указанные товары имеют характеристики, указанные Заказчиком в описании объекта закупки рассматриваемого Аукциона, в материалы дела Заказчиком не представлены.
Кроме того, Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что в описании объекта закупки установлены, в том числе, следующие требования к поставляемому товару:
- максимальный вес пациента, кг, не более 120 кг.;
- метод 3D стабилометрии - наличие;
- беспроводная связь с ПК - наличие.
Заказчиком не представлено доказательств установления таких характеристик, в том числе, почему его требованиям не соответствует система стабилографии, позволяющая проводить диагностику методом классической стабилометрии пациентов с массой свыше 120 кг. и имеющая проводную связь с ПК.
Учитывая представленные в материалы дела документы и сведения, а также тот факт, что у Заказчика отсутствуют однозначные доказательства того, что под установленные в описании объекта закупки требования подходит какое-либо другое оборудование, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком при описании объекта закупки допущены нарушения требований части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные действия Заказчика содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя ..обоснованной.
2. Признать Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая поликлиника N5 г. Тамбова" нарушившим ч.2 ст.8, п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская клиническая поликлиника N5 г. Тамбова", его комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии |
|
Е.А. Гречишникова |
Члены комиссии |
|
В.В. Иванов
К.Д. Трушинская |
Исп. Иванов В.В.,
тел. 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 30 июня 2023 г. N 068/06/42-431/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2023