На основании приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России), Инспекцией Приморского УФАС России проведена внеплановая проверка соблюдения ФКУ "Исправительная колония N41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при проведении запрос котировок в электронной форме на поставку технические средства реабилитации для осужденного инвалида (извещение N 0320100025723000013)
Адрес проверяемой организации: ул. Раковская, д. 95, г. Уссурийск, Приморский край, 692510;
Место проверки: ул. 1-ая Морская д. 2, каб. 443, г. Владивосток,
Проверкой установлено:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступила информация о признаках нарушения ФКУ "Исправительная колония N41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении запрос котировок в электронной форме на поставку технические средства реабилитации для осужденного инвалида (извещение N 0320100025723000013).
В соответствии с частью 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В обращении указано, что заказчик допустил нарушение Закона N 44-ФЗ, т.к. извещение не соответствует требованиям действующего законодательства.
Инспекция Приморского УФАС России, рассмотрев представленные заказчиком документы, установила следующее.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.16 N 471-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).
Частью 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ регламентировано, что конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
3) запрос котировок в электронной форме.
Комиссия отмечает, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), исходя из объекта осуществляемой закупки.
При этом код ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (код ОКПД2) определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения объекта закупки с соответствующим кодом и наименованием позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
Кроме того, следует учитывать, что выбор кода из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОКПД2 не должен осуществляться с целью изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.
Согласно извещению о проведении запроса котировок объектом закупки является приобретение технических средств реабилитации для осужденного инвалида, при этом заказчиком установлены следующее коды ОКПД 2:
- Костыль подмышечный - ОКПД2 32.50.22.128 (позиция КТРУ 32.50.22.128-00000001);
- Ортопедическая обувь малосложная на утепленной подкладке - ОКПД2 32.50.22.150 (позиция КТРУ 32.50.22.150-00000008)
- Протезы органов человека, не включенные в другие группировки - ОКПД2 32.50.22.190.
В Перечень включен товар "инструменты и оборудование медицинские (кроме кодов 32.50.22.120, 32.50.22.121, 32.50.22.150 - в части обуви ортопедической и вкладных корригирующих элементов, изготавливаемых по индивидуальному заказу, 32.50.22.190)", которому соответствует код ОКПД 2 - 32.5.
В соответствии с ОК 034-2014 (КПЕС 2008) "Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, объектами классификации в ОКПД 2 является продукция (услуги, работы).
ОКПД 2 предназначен для обеспечения информационной поддержки задач, связанных, в том числе с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд.
Согласно Перечня Заказчик обязан проводить аукционы в случае если осуществляется закупка товаров с Кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 32.5 - инструменты и оборудование медицинские (кроме кодов 32.50.22.120, 32.50.22.121, 32.50.22.150 - в части обуви ортопедической и вкладных корригирующих элементов, изготавливаемых по индивидуальному заказу, 32.50.22.190).
Из анализа указанных положений следует, что код ОКПД2 32.50.22.190, 32.50.22.150 - в части обуви ортопедической и вкладных корригирующих элементов, изготавливаемых по индивидуальному заказу - являются исключениями. Следовательно, закупку по данному коду не проводят исключительно в форме электронного аукциона.
Между тем, Костыль подмышечный - ОКПД2 32.50.22.128 не подпадает под исключение, следовательно, Заказчиком допущено нарушение статьи 24 Закона N44-ФЗ. Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как отмечено выше, выбор кода из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2 не должен осуществляться с целью изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть, в случае указания неверного кода.
При осуществлении контрольных мероприятий контрольный орган в сфере закупок самостоятельно устанавливает наличие или отсутствие нарушений исходя из фактического предмета закупки, а также положений документации о закупке, заявок участников и всех обстоятельств дела.
Согласно описанию объекта закупки, Заказчик приобретает в том числе "Протез голени модульный с сополимерный", "Протез голени модульный для купания с силиконовым чехлом".
ОКПД2 32.50.22.190 соответствует протезам органов человека, не включенные в другие группировки, при этом следует отметить следующее.
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок протезы внешние должны отвечать требованиям стандартов, в том числе ГОСТ Р ИСО 22523-2007 Протезы конечностей и ортезы наружные.
В пункте 3.1 ГОСТ Р ИСО 22523-2007 определено, что наружное протезное устройство конечности, наружный протез конечности - это наружное устройство, состоящее из отдельного элемента или сборки элементов, используемое для замещения полностью или частично отсутствующего или неполноценного сегмента нижней или верхней конечности.
В пункте 3.2 указанного ГОСТ Р ИСО определено, что наружное ортопедическое устройство, наружный ортез - это наружное устройство, состоящее из отдельного элемента или сборки элементов, применяемое ко всей или части нижней конечности, верхней конечности, туловища, головы или шеи и их промежуточным соединениям для оказания помощи нервно-мышечной и скелетной системам.
Из чего Инспекция Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что объект закупки "Протез голени модульный с сополимерный", "Протез голени модульный для купания с силиконовым чехлом" соответствует коду ОКПД2 32.50.22.121.
Следовательно, заказчиком допущено нарушение требований части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ.
Аналогичное нарушение установлено при определении кода ОКПД 2 в отношении "Полуботинок мужской на сохранённую конечность и на протез по индивидуальным обмерам с подгонкой колодок ОЗК1 муж. (пара)", "Ботинок мужской на сохраненную конечность и на протез по индивидуальным обмерам с подгонкой колодок на утеплённой подкладке 02К1У муж. (пара)".
В связи с приобретением полуботинок в том числе на протез, Заказчик должен был установить код ОКПД2 32.50.22.153.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно не установлено ограничение в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Постановление N617). Кроме того, в нарушение норм действующего законодательства установил ограничение в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102, преимущества в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением N617 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Между тем, в Перечне отсутствует товар, являющийся объектом закупки, следовательно, не установив ограничение в соответствии с Постановлением N617 Заказчик не допустил нарушений требований законодательства.
При этом следует отметить, что в случае выбора надлежащего кода ОКПД2 32.50.22.121 Заказчик нарушил бы п. 5 Постановления N617 т. к. не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102) утверждены:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N1);
- перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N2).
Код ОКПД2 32.50.22.128 - костыли включен в перечень N1 Постановления N102. Код ОКПД2 32.50.22.190 также включен в перечень N1 Постановления N102, однако в данном случае указанное постановление применяется в случае если объектом закупки являются: "экзопротезы грудных (молочных) желез на основе силиконового геля; средство замещения синовиальной жидкости, эндопротезы суставов конечностей.
Код ОКПД2 32.50.22.150 не включен в перечень N1 Постановления N102.
В соответствии с пунктом 2 (2) Постановления N102 2(2). установлено, что:
для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него;
для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 2 и не включенные в него.
Следовательно, Заказчик, объединив один объект закупки товары, включенные и не включенные в перечень N 1 Постановления N102, допустил нарушение части 3 статьи 14 Закона N44-ФЗ. Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы в отношении неправомерного установления приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н не нашли своего подтверждения в связи с тем, что на код ОКПД2 включен 32.5 (за исключением 32.50.9, медицинских масок из 32.50.50.190) распространяются условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Инспекция Приморского УФАС России по результатам проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой (камеральной) проверки соблюдения заказчиком требований Закона N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона решила:
1.Признать, что заказчик допустил нарушение статьи 24, части 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ.
2. Не выдавать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ, допущенных при проведении аукциона, в соответствии с пп. "б" п. 35 Постановления Правительства от 01.10.2020 N1576.
3. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Акт, принятый по результатам внеплановой проверки, может быть обжалован в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 27 июня 2023 г. N ВП 56
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2023