Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России), в составе:
Председатель комиссии: Солдатова Е. В. - заместитель руководителя управления-начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Члены комиссии:
Бездетная А. А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля торгов;
Мерзлякова Е. М. - специалист-эксперт отдела контроля торгов,
рассмотрев жалобу ООО "Либер"
в присутствии:
от заказчика посредством видеоконференцсвязи: Кривченко О. Н. - представитель по доверенности,
от заявителя: представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Либер" на действия Заказчика - КГБУСО "Покровский психоневрологический интернат" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку робота-тренажера оказания первой медицинской помощи (извещение N 0320200021823000076) (далее - запрос котировок).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как описание объекта закупки не соответствует требованиям действующего законодательства и ограничивает число участников закупки.
Рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Заявитель считает, что при описании объекта закупки Заказчик указывает характеристики, которые соответствуют единственной модели робота-тренажера, выпускаемого одним производителем на рынке ООО "ГАЛО".
При этом, установленные требования исключают поставку продукции других производителей учебного медицинского оборудования, в том числе, тренажеров СЛР (ООО НТЦ "Решение", ООО "Медтехника СПб", ООО "Производственное объединение "Зарница").
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N44-ФЗ.
Частью 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона N44-ФЗ определено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
При описании объекта закупки в техническом задании, в Раздел 1 - Общие требования. Заказчиком установлены следующие функциональные, технические и качественные характеристики товара:
Основные технические характеристики:
1. Длина робота - не менее 115 см и не более 120 см
2. Масса - не более 14 кг
3. Материал внешней оболочки робота - Оболочка выполнена из пластизоля (ПВХ) и полностью соответствует тактильным ощущениям пластичной и мягкой кожи человека
4. Туловище, руки и ноги тренажера выполнены из однородного материала без пластмассовых или металлических деталей
5. Индикаторы правильных и ошибочных действий на грудной клетке
6. Напряжение комплекта источника питания (тип АА) - 6 В
7. Время непрерывной работы источника питания - не менее 24 ч
8. Время приведения робота в режим ожидания после нажатия на кнопку "Включение" - не более 2 с
9. Подключение к персональному компьютеру mini-USB, длина кабеля - не менее 3 м
10. Сила нанесения прекардиального удара - 8 Дж
11. Сила нажатия на грудную клетку не менее - 15 кГс
12. Глубина продавливания грудной клетки - 3-5 см
13. Угол запрокидывания головы для проведения вдоха - 15°
14. Объем вдыхаемого воздуха - не менее 300 мл
15. Время имитации оживленного состояния робота (сужение зрачков и пульсация на сонной артерии) - 1 мин
16. Соотношение НМС/ИВЛ - 30:2
17. Наличие безвентиляционной реанимации
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Комиссия Приморского УФАС России, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в извещении о закупке (техническом задании), не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае исполнением требований Закона N 44-ФЗ должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении о закупке (техническом задании).
Данная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.). При этом вывод, приведенный в указанном Обзоре, называет нарушением именно необоснованное ограничение количества участников до дилеров одного производителя.
Заказчиком не представлено доказательств и сведений, подтверждающих наличие на рынке 2-х и более производителей товара с характеристиками, указанными в описании объекта закупки.
Следовательно, Заказчик допустил нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, т. к. извещение о проведении закупки содержит описание объекта закупки не в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Ответственность за вышеуказанные нарушения предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Либер" на действия Заказчика - КГБУСО "Покровский психоневрологический интернат" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку робота-тренажера оказания первой медицинской помощи (извещение N 0320200021823000076) обоснованной.
2. Признать, что заказчик допустил нарушение:
- пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, т. к. извещение о проведении закупки содержит описание объекта закупки не в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ, допущенных при проведении запроса котировок.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Председатель Комиссии: Е. В. Солдатова
Члены комиссии: А. А. Бездетная
Е. М. Мерзлякова
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 26 июня 2023 г. N 025/06/50-799/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2023