На основании приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России), Инспекцией Приморского УФАС России проведена внеплановая проверка соблюдения ФГБУ УНО "Национальный оператор научно-исследовательского флота" требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проекта модернизации исследовательского судна (извещение N 0320100032121000012)
Адрес проверяемой организации: ул. Суханова, д. 7, г. Владивосток, Приморский край, 690091;
Место проверки: ул. 1-ая Морская д. 2, каб. 443, г. Владивосток,
Проверкой установлено:
На основании п.п. "б" п.2 ч.15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ) Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России) проводит проверку соблюдения требований Закона N44-ФЗ при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проекта модернизации исследовательского судна (извещение N 0320100032121000012).
В соответствии с частью 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Инспекция Приморского УФАС России, рассмотрев представленные заказчиком документы, установила следующее.
Согласно сведениям, размещенным в Единой информационной системе 28.06.2021 года ФГБУ УНО "Национальный оператор научно-исследовательского флота" (далее - Заказчик) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проекта модернизации исследовательского судна.
В связи с чем, Заказчик при размещении извещения и документации о проведении открытого конкурса в электронной форме должен был руководствоваться Законом N44-ФЗ в ред. 11.06.2021.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона N44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона N44-ФЗ, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона N44-ФЗ, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона N44-ФЗ, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст. 32 Закона N44-ФЗ предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен действующими на дату размещения закупки Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
В п. 1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Подпунктом 5 пункта 4 Правил определено, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В документации о проведении открытого конкурса в электронной форме установлено, что для оценки по критерию "Характеристики объекта закупок" (НЦБ1i) установлен показатель "Наличие письма российского судостроительного завода, находящегося в Дальневосточном регионе, о готовности выполнить работы по модернизации научно-исследовательского судна "Академик М.А. Лаврентьев"" (П1i) со значимостью 100 (сто) процентов.
Согласно пояснениям Заказчика, конструкторское бюро должно в проекте предусматривать реальные работы, которые фактически возможно провести на судне. С этой целью проектанту необходимо взаимодействовать с судоремонтными заводами.
Одним из разделов проекта модернизации является расчет стоимости модернизации. Данный раздел является крайне важным для осуществления последующих закупок работ или оборудования, вошедших в проект модернизации.
Освидетельствование НИС "Академик М.А.Лаврентьев" на очередной пятилетний класс заканчивалось 25.01.2022. В связи с этим, к месту проведения ремонтных работ судно могло переходить только с разрешения Российского морского регистра судоходства и с использованием буксиров. Буксировка судна на заводы, расположенные, например, в Калининграде, Санкт-Петербурге, в связи с этим было невозможно. Кроме того, переход судна в полностью работоспособном состоянии из порта Владивосток в один из портов, расположенных в западной части России, занял бы не менее трех месяцев.
Для получения объективных данных о стоимости комплекса работ необходимо было, чтоб расчет был выполнен применительно к судостроительному (судоремонтному) предприятию, выполняющему подобные работы на Дальнем Востоке. Судоремонт на Дальнем Востоке обладает спецификой в части формирования стоимости за счет отсутствия производств оборудования, запчастей, необходимостью учета большой доли их доставки. Поскольку НИС "Академик М.А.Лаврентьев" является судном финской постройки, необходимые для проведения ремонтных работ запасные части должны быть иностранного происхождения.
В связи с вышеуказанным Заказчиком было принято решение о включении в документацию такого показателя оценки как "Наличие письма российского судостроительного завода, находящегося в Дальневосточном регионе, о готовности выполнить работы по модернизации научно-исследовательского судна "Академик М.А. Лаврентьев".
Инспекция УФАС отмечает, что, исходя из совокупности положений п. п. 4 и 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона N44-ФЗ, а также пункта 3 Правил N 1085, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.
Сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы или деловой репутации, положениями Закона N 44-ФЗ не регламентированы.
Таким образом, заказчик в документации о закупке вправе указать перечень сведений и документов, которыми участник закупки может подтвердить свою квалификацию.
Как отмечено выше, оценка заявок предусмотрена с целью выявления лучшего участника по показателям определенным Заказчиком. В рассматриваемом случае объектом закупки является разработка проекта модернизации исследовательского судна. В связи с чем, наличие письма российского судостроительного завода, находящегося в Дальневосточном регионе, о готовности выполнить работы по модернизации научно-исследовательского судна "Академик М.А. Лаврентьев" не может рассматриваться как показатель, свидетельствующий о том, что услуги по разработке проекта будут выполнены более качественно или отражают квалификацию участника, или иного показателя нестоимостного критерия оценки.
Анализ порядка оценки по указанному показателю позволяет прийти к выводу, что указанный порядок в части предоставления письма российского судостроительного завода, находящегося в Дальневосточном регионе противоречит требованиям Закона N44-ФЗ и не направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта.
На основании изложенного Инспекция Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком допущено нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона N44-ФЗ.
Инспекция Приморского УФАС России по результатам проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой (камеральной) проверки соблюдения заказчиком требований Закона N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона решила:
1.Признать, что заказчик допустил нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона N 44-ФЗ.
2. Не выдавать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ, допущенных при проведении аукциона, в соответствии с пп. "б" п. 35 Постановления Правительства от 01.10.2020 N1576.
3. Не передавать материалы дела ответственном должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности.
Акт, принятый по результатам внеплановой проверки, может быть обжалован в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 28 июня 2023 г. N ВП 57
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2023