Резолютивная часть решения оглашена 29 июня 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 30 июня 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_",
члены Комиссии: "_";
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения обращения Муниципального казенного учреждения "Управление организации закупок и развития инфраструктуры Ольхонского районного муниципального образования" (далее - Заказчик),
при участии единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Дорожно-строительная компания Монолит" (далее - ООО "ДСК Монолит", Общество) - "_";
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 22 июня 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "ДСК Монолит" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "ДСК Монолит" допущены нарушения условий по государственному контракту от 14 декабря 2020 года N Ф.2019.05/2 на выполнение работ по реконструкции МБДОУ "Детский сад "Гномик" (капитальный ремонт, новое строительство) в п. Хужир Ольхонского района Иркутской области", в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации о Подрядчике в Реестр.
ООО "ДСК Монолит" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/810/23 от 22 июня 2023 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 29 ноября 2019 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) Заказчиком размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 29.11.2019 N0334300260919000074".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 58 383 460 руб. 00 коп.
14 декабря 2023 г. между заказчиком и Обществом заключен Контракт.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта: "Генподрядчик обязуется выполнить работы по реконструкции МБДОУ "Детский сад "Гномик" (капитальный ремонт, новое строительство) в п. Хужир Ольхонского района Иркутской области (далее - Объект), а также иные Работы, определенные в контракте и Технической документации, и сдать результат Работ Муниципальному заказчику, а Муниципальный заказчик обязуется принять и оплатить результат Работ в порядке, предусмотренном Контрактом.".
Согласно пункту 6.1 Контракта: "Срок начала выполнения работ: Генподрядчик должен приступить к выполнению своих обязанностей по контракту с момента заключения контракта. Срок окончания выполнения работ: до 25.12.2021 г. включительно. Промежуточные сроки выполнения Работ указаны в Графике выполнения работ (Приложение N4 к Контракту).".
Таким образом, исполнение обязательств по Контракту должно осуществляться в срок до 25 декабря 2021 г. включительно.
Из пояснений Заказчика установлено, что по состоянию на 30 мая 2023 г. Общество не исполнило обязательства по контракту.
Заказчиком представлен акт выборочного осмотра Министерства строительства Иркутской области от 19 октября 2021 г., согласно которому:
1. В соответствии с актами о приемке выполненных работ по МК N2 (по форме КС-2; от 25.03.2021 N1; от 30.04.2021 N2) Заказчиком приняты и оплачены следующие работы: устройство полов на отм.0.000; устройство плит перекрытия на отм. +3.700, +7.300; изготовление и монтаж металлической лестницы; устройство железобетонного лотка для вывода канализации; монтаж перемычек для перегородок ПР1.
Фактически указанные работы не выполнены.
2. в соответствии с актом о приемке выполненных работ по МК N2 (по форме КС-2 от 16.08.2021 N8) заказчиком приняты и оплачены следующие работы: установка окон ПФВХ; установка подоконных досок ПВХ; установка витражей ПВХ; устройство покрытия пола из плиток керамических; устройство покрытий пола из плит керамогранитных; устройство подготовки пола к покрытию линолеума (устройство тепло- и звукоизоляции матами минераловатными, устройство стяжек цементных); устройство покрытий пола дощатых; устройство плинтусов ПВХ, устройство плинтусов из плиток керамических; штукатурка стен по сетке улучшенная (частично);
Фактически указанные работы не выполнены.
3. В соответствии с актами о приемке выполненных работ по МК N2 (по форме КС-2; от 31.05.2021 N4; от 18.06.2021 N5; от 30.06.2021 N6) Заказчиком приняты и оплачены следующие работы: устройство монолитных колонн на отм. 0.000, +3.700; устройство монолитных ригелей на отм. +3.700, +7.300; устройство монолитных перекрытий на отм. +3.700, +3.700; устройство монолитных лестниц ЛМ1, ЛМ2, ЛМ2.1, ЛМ3, ЛМ4, ЛМ5; устройство металлических лестниц; устройство стропильной системы и обрешетки; огнебиозащитные покрытия деревянных конструкций; кладка стен и перегородок из газобетонных блоков, устройство перемычек стен и перегородок.
Фактически указанные работы не выполнены.
4. В соответствии с актами о приемке выполненных работ по МК N3 (по форме КС-2; от 12.07.2021 NN2_5) Заказчиком приняты и оплачены следующие работы: установка оборудования котельной; устройство монолитного лотка тепловой сети и горячего водоснабжения; устройства отмостки сборного железобетонного колодца скважины; устройство сборного железобетонного колодца ВК1; устройство сборных железобетонных колодцев наружного пожаротушения.
Фактически указанные работы не выполнены.
Разделом 18 Контракта предусмотрена возможность одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено заказчиком в Единой информационной системе 30 мая 2023 года.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 12 июня 2023 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Из пояснений ООО "ДСК Монолит" установлено следующее.
Дополнительным соглашение к Контракту от 25 декабря 2021 г. N 4 срок выполнения работ на Объекте продлен до 25 декабря 2022 г.
Дополнительным соглашением к Контракту от 29 декабря 2021 г. N 5 Заказчиком и ООО "ДСК Монолит" решено приостановить выполнение всех работ на Объекте с 29 декабря 2021 г. до устранения не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов работ либо создают невозможность их завершения в срок.
В силу пункта 2 дополнительного соглашения к Контракту от 29 декабря 2021 г. N 5 об устранении обстоятельств повлекших приостановку работ и возобновлении исполнения обязательств Подрядчика, предусмотренных Контрактом, Заказчик уведомляет Подрядчика письменно.
Из пояснений Общества установлено, что по состоянию на 28 июня 2023 г. письменное уведомление от Заказчика не получено, а обстоятельства, возникшие по независящим от Подрядчика причинам, фактически не устранены. К таким обстоятельствам в том числе относятся:
1) непредставление Заказчиком необходимой документации для выполнения работ на Объекте.
Установлено, что Обществу для выполнения работ на Объекте выдана проектная документация по Объекту, прошедшая государственную экспертизу (далее - Проектная документация).
При выполнении ООО "ДСК Монолит" работ на Объекте на основании Проектной документации установлено, что необходимо выполнить дополнительные работы (далее - Дополнительные работы), выполнение которых условиями Контракта, Проектной документацией, не предусмотрено, и, без выполнения которых завершение строительно-монтажных работ на Объекте невозможно.
При рассмотрении обращения ООО "ДСК Монолит" пояснило, что в ходе совещаний по вопросу выполнения Дополнительных работ на Объекте, проводимых при участии Подрядчика, Заказчика, проектировщика, всеми участниками подтверждена необходимость выполнения Дополнительных работ, а также то, что без выполнения таких работ исполнение Контракта фактически невозможно.
По результатам проведенных совещаний приняты технические решения с внесением изменений в разделы Проектной документации шифр: N21.10-2014-КЖ1, шифр: 21.10-2014-КЖ2 изм. 1,2,3. с последующей выдачей таких изменений Подрядчику в производство работ (результат совещаний оформлены протоколами от 29.12.2020 N8, от 17.05.2021 N 9, от 24.05.2021 N 10, от 08.06.2021 N 11, от 23.06.2021 N 12, от 20.08.2021 N 13).
Из пояснений Общества установлено, что по состоянию на 28 июня 2023 г. изменения в Проектную документацию (в части Дополнительных работ) не прошли государственную экспертизу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и не учтены в сметном разделе Проектной документации, что создаёт несоответствие между техническими решениями и сметным разделом Проектной документации. Также отсутствует соответствующее дополнительное соглашение к Контракту, предусматривающее срок и стоимость выполнения Дополнительных работ.
Заказчиком осуществлена приемка исполненных обязательств на общую сумму 33 407 697 руб. 33 коп, что составляет 59 % от суммы Контракта.
Таким образом, в рамках рассматриваемого дела Комиссия Иркутского УФАС России не смогла устранить все сомнения в виновности Общества.
Так, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что ООО "ДСК Монолит" при исполнении своих обязательств допущены нарушения условий Контракта, однако, Комиссия Иркутского УФАС России не может однозначно прийти к выводу о виновности участника.
Комиссией Иркутского УФАС России в ходе рассмотрения обращения исследован вопрос о добросовестности ООО "ДСК Монолит", как лица, участвующего в закупках, в том числе изучено 24 исполненных контракта, по которым ООО "ДСК Монолит", являясь стороной контрактов, должным образом исполнил свои обязательства. Указанные контракты свидетельствуют о добросовестности ООО "ДСК Монолит", как лица, исполняющего обязательства по контрактам.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ООО "ДСК Монолит", при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "ДСК Монолит", объективно оценить достоверность доводов заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Дорожно-строительная компания Монолит" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью "Дорожно-строительная компания Монолит" ("_"), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Дорожно-строительная компания Монолит" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 30 июня 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2023