Резолютивная часть решения оглашена 21.06.2023
В полном объеме решение изготовлено 26.06.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ООО "РегионГрупп", при участии в дистанционном режиме:
- представителя ОБУ "Ледовая Арена "Трактор" Пермина С.Г., действующего на основании доверенности N 02 от 01.01.2023,
- представителя ОБУ "Ледовая Арена "Трактор" Михайловой К.И., действующего на основании доверенности N 06 от 01.01.2023,
- представителя ОБУ "Ледовая Арена "Трактор" Куликовских В.А., действующего на основании доверенности N 12 от 24.01.2023,
- представителя ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" Куликовой И.Г., действующего на основании доверенности N 12 от 13.06.2023,
- представителя ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" Петраковой К.С., действующего на основании доверенности N 11 от 09.06.2023,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 14.06.2023 поступила жалоба ООО "РегионГрупп" на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по вооруженной охране объекта "Ледовый дворец спорта в городе Челябинске имени Белоусова Валерия Константиновича" и объекта "Тренировочный каток "Трактор г.Челябинск", расположенный на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0611007:42 в Челябинской области, город Челябинск, в границах ул. Салавата Юлаева, ул. 250-летия Челябинск, ул. Татищева, проспект Родионова, Новоградского проспекта", а также товарно-материальных ценностей, находящихся в охраняемых объектах и на прилегающей к ним территории (изв. 0869200000223004772) (далее - конкурс).
Согласно представленным документам 29.05.2023 ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" объявило о проведении конкурса.
Заказчиком выступило ОБУ "Ледовая Арена "Трактор".
Начальная (максимальная) цена контракта - 41 999 689, 44 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 14.06.2023.
На момент рассмотрения жалобы ООО "РегионГрупп" контракт не заключен.
В жалобе указано, что в порядке оценки заявок заказчиком неправомерно установлены требования к сопоставимости предмета контракта, который подтверждает наличие опыта выполнения работ для оценки заявки по критерию квалификация участника закупки, в части количества людей, которые единовременно должны находиться не территории охраняемого объекта, в нарушение пункта 35 раздела 6 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Представители заказчика и уполномоченного органа представили письменные пояснения и указали, что под сопоставимостью с предметом заключаемого контракта подразумеваются контракты на оказание охранных услуг при условии специфики объекта заказчика, который имеет повышенный класс опасности, а также с учетом вместимости объекта при проведении хоккейных матчей и других мероприятий, в связи с чем установлено условие к численности человек, которые присутствуют на мероприятиях, подлежащих охране.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе следует, что в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно подпункту "г" пункта 3 раздела I Положения предусмотрено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяется критерий оценки: квалификация участников закупки.
В пункте 8 раздела I Положения указано, что в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения:
- применяются детализирующие показатели;
- в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
- оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В подпункте "в" пункта 24 раздела V Положения предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, следующий показатель оценки: наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Подпунктами "в-е" пункта 28 раздела V Положения предусмотрено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, в порядке оценки должны быть установлены следующие параметры оценки:
- предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
- последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
- к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
- к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Подпунктами "а, б" пункта 35 раздела VI Положения предусмотрено, что при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий):
- подлежит обязательному применению показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения. Величина значимости такого показателя должна составлять не менее 60 процентов суммы величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения;
- документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
Таким образом, перечень требований к содержанию показателя критерия оценки заявки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" с учетом того, что Положением предусмотрены специальные нормы, регламентирующие порядок оценки заявок при оказании услуг по обеспечению охраны объектов (территорий), является исчерпывающим, в связи с чем при формировании извещения о закупке заказчик не вправе изменять (сужать или расширять) требования к порядку оценки, предусмотренному Положением.
Так, в порядке оценки заявок заказчик в том числе обязан определить предмет договора (договоров), сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при этом критерии сопоставимости устанавливаются заказчиком самостоятельно с учетом особенностей предмета закупки, а также в соответствии с подпунктом "в" пункта 28 раздела V, подпункта "а" пункта 35 раздела VI Положения.
Как установлено при рассмотрении жалобы в разделе III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурс, являющегося приложением N 3 к извещению о закупке (далее - Порядок), заказчик указал по детализирующим показателям "общее количество исполненных участником закупки договоров": предмет договора, оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения исполнителя: оказание охранных услуг на объектах (территориях) при проведении массового (-ых) мероприятия (-ий) с единовременным (одновременным - в одном месте, в одно время) присутствием на них не менее 7 000 человек.
При этом, из раздела 1, пункта 3.2 технического задания следует, что услуги охраны включают в себя: обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий в ежедневном (текущем) режиме его работы и при проведении на объекте мероприятий с единовременным присутствием до 7 500 человек, в том числе при проведении хоккейных матчей (включая матчи чемпионата Континентальной Хоккейной Лиги, матчи чемпионата Молодежной Хоккейной Лиги).
При этом, в обоснование установления условия о единовременном присутствии 7500 человек заказчик предоставил паспорт безопасности объекта от 02.02.2020, в котором указано, что количество зрительских мест на объекте спорта 7500 - хоккейный вариант (п. 8 раздела 1), а также документы, подтверждающие проведение за 2022-2023 год мероприятий, численность зрителей которых варьировалась в районе 6800 -7500 человек.
Таким образом, заказчик пояснил, что сопоставимым опытом оказания охранных услуг с предметом контракта, заключаемого по результатам аукциона, является оказание охранных услуг с учетом одновременного нахождения определенного количества человек, обусловленного как спецификой объекта, имеющего высокую категорию опасности, так и фактической заполняемостью объекта при проведении спортивных и иных мероприятий на территории заказчика.
При этом, в описании объекта закупки заказчик указал, что условие об одновременном пребывании максимального количества человек (7500), является условием оказания охранных услуг, что составляет предмет контракта.
Таким образом, установление показателя оценки заявок в части определения сопоставимого опыта оказания услуг с учетом численности, находящихся на мероприятиях/объектах зрителей, соответствует предмету заключаемого контракта, который включает условия о количестве человек, присутствующих на объекте, подлежащем охране, что не противоречит абзацу 2 подпункта "в" пункта 28 раздела V Положения.
Вместе с тем, проведения внеплановую проверку обжалуемой закупки Комиссия установила, что из пунктов 28, 35 Положения следует, что в качестве документов, подтверждающих опыт выполнения работ, оказания услуг, должен быть представлен исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров), при этом перечень указанных документов не является исчерпывающим.
Однако из содержания и сути данного требования следует, что указанные документы должны объективно отражать исполнение тех условий, которые положены в основу оценки заявок, в том числе в части подтверждения оказания услуг сопоставимых с предметом заключаемого контракта.
Таким образом, сведения о сопоставимости оказания охранных услуг в части единовременного пребывании 7500 человек должно подтверждаться условиями самого договора и (или) документов, которые составляются при исполнении/приемке договора, которые бы свидетельствовали о том, что исполнение данного требования подтверждено сторонами обязательств.
В разделе III Порядка указано, что участник закупки предоставляет письма собственников и иных правообладателей объектов или организаторов массовых мероприятий или других заказчиков охранных услуг, содержащие информацию о количестве человек, присутствующих при проведении массового мероприятия, в случае отсутствия информации о количестве человек, присутствующих при проведении массового мероприятия, в исполненном(-ых) договоре(-ах) и акте(-ах) приемки оказанных услуг.
Вместе с тем, условие о предоставлении писем, содержащих информацию о количестве человек, присутствующих при проведении массового мероприятия, без указания того, что оформление данного документа (письмо) должно быть предусмотрено условиями исполнения контракта, подтверждающего опыт оказания охранных услуг, не позволяет сделать вывод о наличии у участника закупки опыта оказания услуг сопоставимого с предметом контракта.
Более того, поскольку условие порядка оценки заявок о предоставлении опыта оказания услуг только с учетом наличия определенного количества человек, находящихся на охраняемом объекте/мероприятии, фактически образует предмет контракта, то предоставление самого по себе письма заказчиков не может свидетельствовать о надлежащим соблюдении существенного условия контракта участником закупки, предоставившим документы о наличии у него опыта оказания охранных услуг.
При этом, Комиссия обращает внимание, что единственный участник закупки, заявка которого подлежала отклонению, в подтверждение опыта оказания охранных услуг предоставил 8 контрактов с приложением справок, выданных заказчиками охранных услуг, которыми в том числе выступали коммерческие субъекты, исполнявшие государственные (муниципальные) контракты, при этом ни из договоров, ни из актов оказанных услуг не следует, что выданные справки, предусматривались в качестве документов, подтверждающих исполнение контрактов, в том числе в контрактах нет ссылок на возможность заказчика охранных услуг выдавать такие справки, в связи с чем Комиссия критически относится к предоставлению данных документов в подтверждение опыта оказания услуг, что, как следствие, могло привести к невозможности объективной оценке заявки по указанному критерию.
Следует отметить, что участнику закупки может быть отказано в выдаче указанных писем (справок) заказчиком охранных услуг, что сделает невозможным подтверждение участником закупки опыта оказания услуг с учетом всех требований порядка оценки заявок.
Таким образом, установление в порядке оценки условия о предоставлении письма заказчика охранных услуг без связи указанного документа с предоставляемым участником закупки контрактом (договором) либо приемо-сдаточными документами, не подтверждает исполнение обязательств с учетом наличия на охраняемом объекте/мероприятии определенного количества человек, а, следовательно, не подтверждает наличие у участника закупки опыта оказания услуг, сопоставимого с предметом заключаемого контракта, что противоречит абзацу 3 подпункта "в" пункта 28 раздела V Положения, подпункту б" пункта 35 раздела VI Положения, пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Принимая во внимание, что по результатам конкурса заявка единственного участника закупки подлежала отклонению, в связи с чем порядок оценки заявок, установленный в извещении о закупке, не повлиял на результаты закупки, предписание по результатам рассмотрения жалобы принято не выдавать.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "РегионГрупп" на действия заказчика необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения абзаца 3 подпункта "в" пункта 28 раздела V Положения, подпункта б" пункта 35 раздела VI Положения, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 июня 2023 г. N 074/06/106-1400/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2023