Резолютивная часть решения оглашена 22.06.2023
В полном объеме решение изготовлено 27.06.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О.
Сулеймановой О.В. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
- |
рассмотрев обращение Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Южно-Уральский государственный аграрный университет" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "МЕРТЕХ" (далее - ООО "МЕРТЕХ", участник закупки) его участниках и единоличном исполнительном органе в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного запроса котировок на поставку лабораторных весов (извещение N 0369100004923000070) (далее - запрос котировок, закупка), при участии в дистанционном режиме:
- представителя Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Южно-Уральский государственный аграрный университет" Компелецкой М.В., действующей на основании доверенности N 40 от 15.05.2023;
- представителя ООО "МЕРТЕХ" Дарбакова А.Ю., действующего на основании доверенности N б/н от 19.06.2023;
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) 16.06.2023 поступило обращение Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Южно-Уральский государственный аграрный университет" (далее - ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный аграрный университет", заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "МЕРТЕХ".
Согласно представленным документам 02.06.2023 ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный аграрный университет" объявило о проведении запроса котировок путем опубликования в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 240 570,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок от 14.06.2023 победителем закупки признано ООО "МЕРТЕХ".
Протоколом от 16.06.2023 N б/н ООО "МЕРТЕХ" признано заказчиком уклонившимся от заключения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что ООО "МЕРТЕХ" в регламентированный законом срок не подписало проект контракта и не представило обеспечение исполнения контракта, что является основанием для признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта, а также для направления сведений о таком участнике в антимонопольный орган.
Представитель участника закупки пояснил, что обществом, в связи с неполучением уполномоченными сотрудниками по электронной почте уведомления о необходимости подписания проекта контракта, подписать контракт и представить обеспечение исполнения контракта в регламентированный законом срок не представилось возможным.
Кроме того, общество указывает отсутствие намерения уклониться от заключения контракта по итогам запроса котировок и заинтересованность в заключении контракта и его исполнении.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Таким образом, участник закупки на стадии подписания проекта контракта должен разместить на электронной площадке подписанный проект контракта, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок N 0369100004923000070 от 14.06.2023 победителем закупки признано ООО "МЕРТЕХ".
Как следует из документов, представленных заказчиком, проект контракта размещен в единой информационной системе 14.06.2023, то есть в день опубликования протокола, что подтверждается скриншотами с личного кабинета заказчика, таким образом, обязанность по направлению проекта контракта заказчик исполнил в полном объеме.
В регламентированный законом срок 15.06.2023 (до 23:59) участник закупки не подписал контракт и не представил документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта, в связи с чем электронная площадка уведомила заказчика об уклонении участника закупки от заключения контракта.
При этом, факт неподписания контракта и непредставления обеспечения исполнения контракта зафиксирован заказчиком путем принятия и опубликования в единой информационной системе протокола признания участника запроса котировок уклонившимся от 16.06.2023 N б/н.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
При этом уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем запроса котировок, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Из представленных документов и сведений следует, что ООО "МЕРТЕХ" не исполнило требования, предусмотренные пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, не подписало контракт и не представило документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, что свидетельствует о наличии в действиях ООО "МЕРТЕХ" признаков уклонения.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что ООО "МЕРТЕХ" совершены действия, направленные на заключение контракта.
Согласно письма N 01/16 от 16.06.2023 участник закупки уведомил заказчика о причине неподписания проекта контракта, указал на намерение его заключения и исполнения на условиях, в объеме и сроки, предусмотренные условиями контракта.
ООО "МЕРТЕХ" (за пределами регламентированного законом срока) перечислены денежные средства на расчетный счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств (платежные поручение N 1103 от 16.06.2023, N 1104 от 16.06.2023, N 1112 от 16.06.2023).
Кроме того, в целях подтверждения наличия планируемого к поставке товара, участником закупки в материалы дела представлены контракт N 2ВМ22 от 22.03.2022, декларация на товары N ИМ 40ЭД, инвентаризационная опись N 3 от 20.06.2023.
При указанных обстоятельствах антимонопольный орган приходит к выводу об отсутствии у общества намерения уклоняться от заключения контракта.
Из подпункта "б" пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) следует, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, заказчик принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
В подпункте "б" пункта 14 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела, совершение действий, свидетельствующих о намерении заключения контракта, Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "МЕРТЕХ", его участниках, единоличном исполнительном органе в реестр недобросовестных поставщиков.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный аграрный университет", в отношении ООО "МЕРТЕХ" (105082, г. Москва, наб. Рубцовская, д. 3, стр. 1, помещ. 15/I, ком. 22А/3-3, ИНН 9702014804), его участников и единоличного исполнительного органа, не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
О.В. Сулейманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 июня 2023 г. N 074/10/104-1416/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2023