На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка в отношении Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Краснодарскому краю при проведении электронного аукциона: "Оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг" (извещение N 0218100003223000035) в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю из Анапской межрайонной прокуратуры поступило обращение ООО "Уч-Сфера" о нарушении Закона о контрактной системе. Заказчик включил в аукционную документацию требование, ограничивающее количество участников, а именно: установлено требование к месту оказания услуг: "Черноморское побережье Краснодарского края, город-курорт Анапа".
Отделением Фонда пенсионного и социального страхования по Краснодарскому краю представлены пояснения, согласно которым с доводами не согласно.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
16.03.2023 г. Заказчиком - Отделением Фонда пенсионного и социального страхования по Краснодарскому краю размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг" (извещение N 0218100003223000035).
Начальная (максимальная) цена контракта - 588 672,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 7), п. 8), п. 9) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги;
срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы);
начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.
Заказчиком установлено место поставки товара, срок исполнения контракта, также извещение содержит информацию о сроке поставки товара (выполнения работ, оказания услуг):
N п/п |
Наименование пункта |
Условия открытого конкурса в электронной форме |
7. |
Место поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) |
Черноморское побережье Краснодарского края, город-курорт Анапа |
8. |
Срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) |
В течение 2023 года, окончание санаторно-курортного лечения (выезд) не позднее 01 декабря 2023 года. |
9. |
Срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы) |
С момента заключения Контракта по 30.12.2023 года
Государственный контракт исполняется в один этап |
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Файл "Приложение N1. Техническое задание" содержит требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие).
N п/п |
Наименование товара, работ, услуг |
Кол-во (объем) |
Ед. изм. |
Цена за ед. изм., руб. |
Цена по позиции, руб. |
1 |
Услуги, предоставляемые отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в части санаторно-курортного лечения, в санатории с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани: Путевка с лечением для взрослого |
360 |
койко-день |
1 635,20 |
588 672,00 |
ИТОГО: |
360 |
|
|
588 672,00 |
Приказом Минздрава России от 05.05.2016 N 279н "Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения" (далее - Порядок) утвержден порядок организации санаторно-курортного лечения, который устанавливает правила организации и оказания санаторно-курортного лечения взрослому и детскому населению в медицинских организациях (санаторно-курортными организациями) и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность (далее - медицинская организация), на территории Российской Федерации.
Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
Санаторно-курортное лечение осуществляется в санаторно-курортных организациях (в санаториях и других организациях) всех форм собственности, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Санаторно-курортное лечение осуществляется при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний для санаторно-курортного лечения, утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации (Приказ МЗ РФ от 28.09.2020 N 1029н), которые определяются лечащим врачом по результатам объективного состояния здоровья на основании данных медицинского обследования.
Указанный выше Порядок не содержит определенные профили лечения и место оказания услуг, что свидетельствует о том, что для проведения мероприятий по лечения граждан, направленных в соответствии с Приказом МЗ РФ от 28.09.2020 N 1029н "Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения", эти условия не имеют существенного значения.
Важной составляющей санаторно-курортных мероприятий является лечебное питание, осуществляемое в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 августа 2003 г. N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" (с изменениями), Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 июня 2013 г. N 395н "Об утверждении норм лечебного питания".
Санаторно-курортное лечение направлено на:
а) активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления;
б) восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.
В связи с тем, что предметом государственного контракта является оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, Заказчиком определяется начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) услуг по санаторно-курортному лечению в санаториях.
В 2017-2019 годах стоимость одного дня пребывания в санатории регулировалась Приказом Минтруда и устанавливалась предельная стоимость оплаты.
С 2020 года стоимость одного койко-дня пребывания в санатории определена в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2004 N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг".
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.01.2020 г. N 61 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году"), Постановлением Правительства РФ от 28.01.2021 г. N 73 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году", а также Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 57 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году", Постановлением Правительства РФ от 30.01.2023 N 119 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2023 году" стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортной организации для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, а также лиц, сопровождающих детей-инвалидов, устанавливается в размере, не превышающем 1635,20 руб.
Из представленных пояснений Заказчика следует, что Заказчиком проводится анализ рынка. На основании проведенного анализа рынка итоговое значение цены койко-дня устанавливается на уровне 1635,20 руб., что не превышает предельного значения.
Кроме того, в соответствии с п. 2(2) стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортной организации для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, а также лиц, сопровождающих детей-инвалидов, стоимость койко-дня не зависит от места оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1.4 Приказа Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 256 "О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение", при решении вопроса о выборе курорта, помимо заболевания в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, следует учитывать наличие сопутствующих заболеваний, условия поездки на курорт, контрастность климатогеографических условий, особенности природных лечебных факторов и других условий лечения на рекомендуемых курортах.
Больных, которым показано санаторно-курортное лечение, но отягощенных сопутствующими заболеваниями, либо с нарушениями здоровья возрастного характера, в тех случаях, когда поездка на отдаленные курорты может вредно отразиться на общем состоянии здоровья, следует направлять в близрасположенные санаторно-курортные организации необходимого профиля.
Граждане льготных категорий, большая часть из которых инвалиды I, II, III группы, дети - инвалиды, находятся в "группе риска", которым не рекомендованы резкие изменения климатических зон, а также нахождение длительное время в пути следования к месту санаторно-курортного лечения и обратно, размещение заказов по отбору здравниц для оказания услуг по санаторно-курортному лечению гражданам льготных категорий осуществляется в климатической зоне их проживания, то есть на территории Краснодарского края.
Направление на санаторно-курортное лечение осуществляет лечащий врач, отражая показания к санаторно-курортному лечению в справке для получения путевки на санаторно-курортное лечение. Заказчик провел анализ справок и определил соответствующее место оказания услуг.
В данных закупке Заказчиком местом оказания услуг определено - Черноморское побережье Краснодарского края, Туапсинский район.
Заказчик считает необоснованным довод Заявителя относительно того, что требования к месту оказания услуг ограничивает количество участников.
В состав города-курорт Анапа входят город Анапа и населенные пункты Анапского района - Верхнее Джемете, Сукком, Супсех, Большой Утриш, Малый Утриш, Варваровка, Витязево, Цыбанобалка, Пятихатки, станица Благовещенская, хутор Воскресенский, хутор Чембурка, хутор Красный, хутор Просторный.
В процедурах, в разное время проводимых Заказчиком, участвовали:
1) Акционерное общество "Санаторий "Анапа";
2) Акционерное общество "ДиЛУЧ"- санаторно-курортный комплекс,
3) Общество с ограниченной ответственностью "Санаторий "Русь",
4) Акционерное общество "Санаторий "Анапа-Океан".
Все эти санатории находятся в границах города-курорт Анапа.
Заказчик не исключает того, что существуют и другие санаторно-курортные организации, расположенные в пределах Туапсинского района, но которые не принимают участие в закупках, проводимых Заказчиком.
Описание объекта закупки составлено Заказчиком исходя из своей фактической потребности.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Также Заявителем не представлено доказательств, что содержащиеся в описании объекта закупки требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.
ООО "Уч-Сфера" не подавало запросы на разъяснение документации и не принимало участие в закупке N0218100003223000035.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки в указанных действиях Заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Краснодарскому краю нарушения положений Закона о контрактной системе не подтверждены.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 21 июня 2023 г. N ВП-334/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2023