Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>
Членов Комиссии:
<__>
<__>,
При участии:
представителя Заявителя по доверенности;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО "КСМ" на действия Заказчика - МКУ "Управление муниципального хозяйства" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "МБОУ СШ N 9", ЯНАО, г.Новый Уренгой, мкр. Надежда, начальная (максимальная) цена контракта - 320 156 901,24 рублей (извещение N 0190300010823000410) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что требования извещения об осуществлении закупки противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Запроса котировок в электронной форме при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 05.06.2023;
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 15.06.2023 07:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 15.06.2023;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 19.06.2023.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что на запрос разъяснений порядка оплаты выполненных работ, а именно, возможна ли ежемесячная оплата фактически выполненных работ, заказчик разместил разъяснения п.4.1 проекта-контракта, из которых следует, что подрядчик размещает в ЕИС документ о приемке фактически выполненных работ согласно графику производства работ, на основании которого осуществляется оплата. Последний документ о приемке (после ремонта объекта в целом), кроме прочих документов, должен содержать акт приемки в эксплуатацию объекта.
В соответствии с графиком производства работ, размещённом в единой информационной системе, заказчиком может быть предусмотрено в извещении об осуществлении закупки и проекте контракта 7 этапов исполнения контракта с разбивкой по цене каждого этапа выполнения работ.
Заявитель считает такую форму оплаты, противоречащей требованиям части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки и проекте контракта отсутствует разбивка начальной цены каждого этапа исполнения контракта.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что он считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Законом о контрактной системе не установлена обязанность заказчика выделять этапы исполнения контракта, в тех случаях, когда таковые должны будут иметь место при исполнении контракта, непосредственно в условиях контракта. Более того, непосредственное определение этапов исполнения контрактов именно как этапов, именование их соответствующим образом в тексте контракта не имеет существенного значения -выделение этапов как новых определяется существом порождаемых контрактом обязательств, а не употребление той или иной терминологии (см. ст. 431 ГК РФ). В любом контракте, который предполагает приемку заказчиком частичного исполнения и оплату такого исполнения после приемки, можно выделить этапы, при том, что возможность приемки части исполнения по контракту, названной "этапом" не может расцениваться в качестве такового, если контрактом не предполагается оплата этой части исполнения.
Приложением к Контракту является График производства работ, в котором определены объемы работ в квартале. Оплата за фактически выполненные работы будут производится Заказчиком 1 раз в квартал, по итогу фактически выполненных работ в соответствии со сметными расчетами с учетом понижающего коэффициента.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, в том числе содержащее информацию о начальной (максимальная) цене контракта (цене отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе: -
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Комиссией установлено, что в соответствии с извещением об осуществлении закупки, размещенном в ЕИС, Заказчик осуществляет закупку на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "МБОУ СШ N 9", ЯНАО, г.Новый Уренгой, мкр. Надежда".
Согласно извещению об осуществлении закупки исполнение контракта не разделено на этапы.
Проект контракта, размещенный в составе извещения об осуществлении закупки содержит сроки, порядок приемки и оплаты выполненных работ. Этапы исполнения проектом контракта не предусмотрены.
Пунктом 2.3.8 проекта контракта, установлено, что заказчик обязан оплачивать результаты выполненных по Контракту работ в размерах, установленных Контрактом, с учетом графика выполнения работ (отдельных этапов исполнения контракта) в соответствии с п.5.4 настоящего Контракта.
График производства работ является техническим документом, предназначенным для контроля хода выполнения работ, и не определяет этапы исполнения контракта и как следствие не является основанием для оплаты частично выполненных работ.
Из пункта 4.1 раздела 4 "Порядок сдачи и приемки работ" проекта контракта следует, что согласно графика работ, (Приложению N 3 к Контракту), Подрядчик обязан в соответствии с частью 13 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, сформировать и разместить в единой информационной системе структурированный документ о приемке:
документ о приемке работ в рамках исполнения Контракта (отдельного этапа исполнения Контракта), сформированный в ЕИС в электронной форме и подписанный электронными подписями по правилам Федерального закона "Об электронной подписи" от 06.04.2011 N 63-ФЗ, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручными подписями.
к документу о приемке прилагаются: Акт о приемке выполненных работ по форме N КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме N КС-3, журнал учета выполненных работ по форме кс-6а, а при окончании выполнения всех работ, предусмотренных Контрактом, в том числе на основании акта приемки в эксплуатацию после ремонта объекта в целом, подписанные представителями учреждения и обслуживающей организации.
оформление завершающих документов о приемке выполненных работ, предусмотренных Контрактом, осуществляется Заказчиком после предоставления Подрядчиком документа, подтверждающего Обеспечение гарантийных обязательств.
Пунктом 5.4 проекта контракта установлено, что оплата за выполненные работы производится в течение 7 рабочих дней с даты подписания Заказчиком структурированного документа о приемке в единой информационной системе и осуществляется в пределах цены Контракта, на основании Сметы контракта, составленной в соответствии с п. 2.1.13. Контракта (по форме Приложения N 2 к Контракту).
Таким образом, ни извещением об осуществлении закупки, ни в проекте контракта не содержится указание на выделение этапов при выполнении работ по капитальному ремонту объекта. Оплата по контракту осуществляется за фактически выполненные работы после предоставления подрядчиком документа о приемке, размещенного в единой информационной системе. Установленный порядок оплаты выполненных работ не противоречит законодательству о контрактной системе.
Комиссия установила, что Заявитель в установленный законом срок направил Заказчику запрос разъяснений положений извещения о порядке оплаты выполненных работ. 09.06.2023 Заказчиком размещены разъяснения положений извещения, с информацией, содержащейся в пункте 4.1 проекта контракта. Из разъяснений следует, что подрядчик размещает в ЕИС документ о приемке фактически выполненных работ согласно графику, на основании которого осуществляется оплата.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России считает, что Заказчиком в ЕИС в сфере закупок размещено разъяснение не изменяющее суть извещения об осуществлении закупки, так как указанная в разъяснениях информация содержится в проекте контракта, дополненном графиком работ.
Однако по мнению Комиссии возможность приемки фактически выполненных работ, согласно графика не свидетельствует о необходимости выделения отдельных этапов выполняемых работ, требующих их указание в извещении об осуществлении закупки, так как у заказчика по законодательству о контрактной системе отсутствует обязанность установления этапов исполнения контракта.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
В связи с чем довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения и является необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "КСМ" на действия Заказчика - МКУ "Управление муниципального хозяйства" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "МБОУ СШ N 9", ЯНАО, г.Новый Уренгой, мкр. Надежда, начальная (максимальная) цена контракта - 320 156 901,24 рублей (извещение N 0190300010823000410), необоснованной.
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 21 июня 2023 г. N 089/06/33-448/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2023