Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
При участии:
От Заказчика - представителя по доверенности;
от Заявителя должным образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы, представителя не представлено,
рассмотрев жалобу ООО "Неофарм" на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская центральная городская больница" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку медицинских изделий, начальная (максимальная) цена контракта - 2 738 860,00 рублей (извещение N 0190200000323007115) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что требования извещения об осуществлении закупки противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Запроса котировок в электронной форме при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 07.06.2023;
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 20.06.2023 08:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 20.06.2023;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 22.06.2023;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что описанию объекта закупки по требованию к качественным и техническим характеристикам товара, установленными Заказчиком в Техническом задании, соответствуют изделия медицинского назначения "катетер для периферических сосудов" единственного производителя компании "Б. Браун Мельзунген АГ" Германия, что нарушил права, и законные интересы заявителя, как участника размещения заказа.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что они считают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На заседании Комиссии представитель Заказчика свои доводы поддержал в полном объеме.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе. при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определена необходимость использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно извещению об осуществлении закупки Заказчиком определен объект закупки в соответствии с кодом КТРУ - 32.50.13.110-00004593 "Катетер для периферических сосудов".
В Описании объекта закупки (Приложении N 1 к извещению о проведении закупки) Заказчиком установлены функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара в соответствии с позицией КТРУ, а также дополнительные характеристики с приведением обоснования установления таких характеристик.
Комиссия отмечает, что Заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Совокупность технических характеристик, указанных в извещении о закупке, составлена таким образом, чтобы товары, которые будут представлены участниками размещения заказа для поставки в рамках закупки, полностью соответствовали текущим потребностями заказчика и нуждам конечных пользователей товара, в соответствии которыми и были определены текущие потребности заказчика. Совокупность технических характеристик не имеет привязки к конкретному производителю или поставщику данного вида товара.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в описание требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих заказчика устанавливать, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, включение в описание объекта закупки дополнительных потребительских свойств обусловлено потребностью заказчика.
Комиссия отмечает, что возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в извещение об осуществлении закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Изучив потребность Комиссией установлено, что Заказчиком произведено описание товара поставляемого при оказании услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе и содержит функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, позволяющие участникам этой закупки определить и сформировать предложение по поставке такого товара.
Заявителем не доказал тот факт, что требования к товару, включенные в извещение являются излишними и создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Подтверждением данного вывода является факт наличия трех коммерческих предложений о поставке товара, соответствующего характеристикам закупаемого товара. На участие в закупке подано 3 заявки полностью соответствующие потребности заказчика, при этом участниками закупки предложены к поставке товары производства "Б. Браун Мельзунген АГ" Германия, а также катетеры производства POLY MEDICURE LIMITED, Индия, которые полностью соответствует потребности Заказчика. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 59,00%.
Кроме этого, Заказчиком представлена сравнительная таблица характеристик, установленных описанием объекта закупки с характеристиками медицинских изделий: - катетер внутривенный безопасный Вазофикс Сэйфти с инъекционным портом ФСЗ 2010/06279; катетеры внутривенные Полисейфти ФСЗ 2011/09113, технические характеристики которых полностью соответствуют требованиям описания объекта закупки.
Исходя из изложенного, материалами дела подтверждено, а Заявителем не опровергнуто, что установленным техническим характеристикам Заказчика соответствуют товары как минимум двух производителей.
Комиссия отмечает, что любой участник закупки может предложить к поставке товар собственного производства либо поставить такой товар иных производителей.
Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям Заказчика, извещением о закупке не ограничен. Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Кроме того, Заявителем, доказательств нарушения его прав и законных интересов не представлено. Заявитель не подавал заявку на участие в электронном аукционе и запросов на разъяснения положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона от Заявителя также не поступало.
Учитывая данные обстоятельства, возражения Заказчика, Комиссия пришла к выводу об отсутствии нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика, исходя из того, что предмет закупки сформулирован в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, а указание в извещении характеристик товара, которые отвечают потребностям Заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В связи с чем довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения и является необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Неофарм" на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская центральная городская больница" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку медицинских изделий, начальная (максимальная) цена контракта - 2 738 860,00 рублей (извещение N 0190200000323007115), необоснованной.
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 23 июня 2023 г. N 089/06/33-452/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2023