Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<_____.>
<_____.>
<_____.>
рассмотрев направленное Заказчиком - ГБУ ЯНАО "Агентство по развитию регионального туризма" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 33-ЭА от 17.11.2022 на оказание услуг по формированию информационных материалов, приобретение неисключительных прав на публикацию авторского фото-видео контента, для наполнения медиаканала "Visit Yamal" и туристического портала visityamal.ru, цена контракта - 360 100,00 рублей, (извещение N 0190200000322011290), с ИП Цыпин И.А. (далее - Исполнитель), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 06.06.2023 N 1 об одностороннем отказе от исполнения контракта N 33-ЭА на оказание услуг по формированию информационных материалов, приобретение неисключительных прав на публикацию авторского фото-видео контента, для наполнения медиаканала "Visit Yamal" и туристического портала visityamal.ru от 17.11.2022 года (далее - Решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта ) следует, что "17" ноября 2022 года в соответствии с положениями ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" между ГБУ ЯНАО "Агентство по развитию регионального туризма" (далее - Заказчик) и Индивидуальным предпринимателем Цыпиным Иваном Анатольевичем (далее - Исполнитель) заключен контракт N 33-ЭА (далее - Контракт) на оказание услуг по формированию информационных материалов, приобретение неисключительных прав на публикацию авторского фото-видео контента, для наполнения медиаканала "Visit Yamal" и туристического портала visityamal.ru, в соответствии с которым Исполнитель обязался оказать услуги по формированию информационных материалов, приобретение неисключительных прав на публикацию авторского фото-видес контента, для наполнения медиаканала "Visit Yamal" и туристического портала visityamal.ru в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к контракту) и расчетом стоимости услуг (Приложение N2к контракту), а Заказчик обязался принять и оплатить услуги. Согласно п. 1.1. Контракта, Исполнитель оказывает услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту системы видеонаблюдения (далее - Услуга), а Заказчик обязан принять и оплатить оказанные услуги.
В связи с просрочкой исполнения Исполнителем обязательств по Контракту, а также в связи с ненадлежащим исполнением условий контракта, а именно: предоставлением отчетной документации (копий правоустанавливающих документов на фотографии, приобретенные у других авторов/правообладателей), Заказчик направил в адрес Исполнителя претензию N 1/33- ЭА от 29.12.2022 с требованием оплатить неустойку и предоставить копии правоустанавливающих документов в срок не позднее 13.01.2023.
Требования указанной претензии были исполнены с нарушением установленных сроков и не в полном объёме, а именно: предоставленные копии правоустанавливающих документов не соответствуют требованиям, установленным контрактом - лицензионные договоры на использование фотоматериалов, заключённые с правообладателями, не содержат условия о возможности передачи ИП Цыпиным И.А. третьим лицам прав на использование фотографий путём заключения сублицензионных договоров.
При этом направленный Исполнителем в адрес Заказчика проект лицензионного договора между ИП Цыпиным И.А. и ГБУ ЯНАО "Агентство по развитию регионального туризма" содержит пункт 1.2. согласно которому Лицензиат (ИП Цыпин И.А.) гарантирует, что является правообладателем исключительного права на Объекты. Данная гарантия с учётом предоставленных ИП Цыпиным копий договоров с правообладателями является недостоверной.
В связи с вышеуказанным, Заказчик 02.02.2023 г. направил в адрес Исполнителя претензию N 2/33-ЭА с требованием:
1) внести изменения в лицензионные договоры между ИП Цыпиным И.А. и правообладателями фотоматериалов: предусмотреть условие о возможности передачи Лицензиатом неисключительных прав третьим лицам посредством заключения сублицензионных договоров в соответствии с пунктом 1 статьи 1238 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2) внести изменения в проект договора на передачу неисключительных прав между ИП Цыпиным И.А. и ГБУ ЯНАО "Агентство по развитию регионального туризма", а именно подготовить проект сублицензионного договора на передачу неисключительных прав.
3) оплатить неустойку, указанную в претензии N 1/33-ЭА от 29.12.2022 г. (штраф в размере 1000,00 (Одна тысяча) рублей 00 копеек в связи с нарушением срока предоставления отчётной документации и пеня в размере 270,08 (Двести семьдесят) рублей 08 копеек в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом).
В нарушение условий контракта Исполнитель по состоянию на 06.06.2023 г. недостатки результатов оказанных услуг не устранил; требования, указанные в претензиях N 1/33-ЭА от 29.12.2022 г. и 2/33-ЭА от 02.02.2023 г. проигнорировал полностью, в том числе в части уплаты неустойки.
Согласно пункту 3.4.1. Контракта, Исполнитель обязан своевременно и надлежащим образом оказать услуги и представить Заказчику отчетную документацию по итогам исполнения Контракта.
Согласно пункту 3.4.4. контракта, Исполнитель обязан устранить недостатки, выявленные при приёмке результатов оказанных услуг за свой счет.
Таким образом, Исполнитель допустил существенные отступления от условий Контракта, тем самым нарушив пункты 3.4.1. и 3.4.4. Контракта.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Согласно статье 464 Гражданского кодекса Российской Федерации, если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи (пункт 2 статьи 456), покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи.
В случае, когда принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом в указанный срок, покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 8.5. Контракта, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, частью 3 статьи 723 ГК РФ, статьей 464 ГК РФ, Заказчик решил отказаться от исполнения контракта на оказание услуг по формированию информационных материалов, приобретение неисключительных прав на публикацию авторского фото-видео контента, для наполнения медиаканала "Visit Yamal" и туристического портала visityamal.ru N 33-ЭА от 17.11.2022 г., заключенного с ИП Цыпиным ИА.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 20.06.2023 N АД/1797/23 объяснений по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта не представил, своих представителей на заседание комиссии не направил.
Указанное уведомление было направлено Исполнителю на адрес электронной почты tenders@resolla.com который указан в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте и при заключении контракта.
При вынесении решения Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, от пояснений отказалось и принимает решение на основании представленных документов Заказчиком.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 8.4. Контракта расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа в соответствии с действующим законодательством или настоящим Контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
17.11.2022 между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт N 33-ЭА (далее - Контракт).
06.06.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.06.2023 Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Таким образом, 06.06.2023 является датой надлежащего уведомления.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Исполнителя нарушение условий контракта не устранены (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе), Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и Контракт считается расторгнутым с 19.06.2023.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 19.06.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Проведя проверку факта расторжения контракта Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении Исполнителя, выразившимся в ненадлежащем исполнении условий Контракта.
Комиссией установлено, что контракт был заключен 17.11.2022.
Согласно п. 1.1. Контракта Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуг по формированию информационных материалов, приобретение неисключительных прав на публикацию авторского фото-видео контента, для наполнения медиаканала "Visit Yamal" и туристического портала visityamal.ru (Приложение N 1) и расчету стоимости услуг (Приложение N 2), а Заказчик обязуется принять и оплатить услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с п. 1.2. Контракта место оказания услуг: Ямало-Ненецкий автономный округ.
В соответствии с п. 1.3. Контракта оказание услуг осуществляется Исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления и требования к качеству такого вида услуг, в соответствии с условиями Контракта.
В соответствии с п. 1.4. Контракта срок оказания услуг: в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты заключения контракта.
Согласно предоставленным материалам, Комиссия установила, что работы выполнялись с нарушением установленных сроков и не в полном, что подтверждается претензиями, направленными Исполнителю от 29 декабря 2022 г. N 1/33-ЭА и от 02 февраля 2023 г. N 2/33-ЭА.
Комиссия установила, что Исполнитель неоднократно нарушал условия Контракта, что Исполнитель не исполнял взятые на себя обязательства заключив Контракт.
Исполнитель на заседании Комиссии не представлены доказательства и информация, позволяющие прийти к выводу о невозможности исполнения условий Контракта надлежащим образом.
Проведя проверку содержащихся в обращении заказчика фактов, Комиссия контрольного органа приходит к выводу о недобросовестных действиях исполнителя, выразившихся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту (услуги не исполнялись).
Действия Исполнителя, выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем, заключения контракта и неисполнения заключенного контракта в дальнейшем.
Заключая в рамках своей предпринимательской деятельности гражданско-правовые договоры, Исполнитель обязан был оценивать реально имеющую возможность своевременного исполнения принятых на себя обязательств (в том числе, исходя из установленного способа их исполнения и иных условий, применительно к которым сторонами согласованы условия обязательства и на которые Исполнитель рассчитывал для своевременного их выполнения).
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Доказательств возникновения у Исполнителя каких-либо обстоятельств, возникших в следствии непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии не представлено.
Халатность, небрежность и непредусмотрительность также являются разновидностью недобросовестного поведения в ходе закупочной процедуры, а поэтому установление административным органом в действиях хозяйствующего субъекта именно умысла на неисполнения условий контракта обязательным не являются. При оценке действий хозяйствующего субъекта на предмет их добросовестности необходимо принимать во внимание наличие у него возможности по соблюдению требований действующего законодательства и принятия им действия, направленные на его соблюдение.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств по контракту установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Исполнителем, материалами дела установлен.
Дополнительно Комиссией установлено, что информация об ИП Цыпин И.А. содержится в Реестре недобросовестных поставщиков в связи с существенным нарушением обязательств по иным контрактам.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Исполнителе, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ИП Цыпин И.А. (ИНН 471501088123), по обращению ГБУ ЯНАО "Агентство по развитию регионального туризма" (ИНН 8901019080 по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 33-ЭА от 17.11.2022 на оказание услуг по формированию информационных материалов, приобретение неисключительных прав на публикацию авторского фото-видео контента, для наполнения медиаканала "Visit Yamal" и туристического портала visityamal.ru, цена контракта - 360 100,00 рублей, (извещение N 0190200000322011290), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ИП Цыпин И.А. (ИНН 471501088123), в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 27 июня 2023 г. N 089/10/104-453/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2023