Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<_____.>
<_____.>
<_____.>
<_____>
<_____>
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи направленное Заказчиком - МУ "Дирекция муниципального заказа" (ИНН: 8905027532) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300003721000829 от 17.12.2021 на капитальный ремонт здания: "Арт-резиденция в городе Ноябрьск в рамках капитального ремонта объекта "МБУ "Дворец молодежи", расположенный по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Советская, д. 27/1", цена контракта - 297 800 000,00 рублей, (извещение N 0190300003721000829), с ООО "Прайд" (ИНН 8622024795) (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 08.06.2023, (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что 17 декабря 2021 года между МУ "Дирекция муниципального заказа" (далее - Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "ПРАЙД", именуемое в дальнейшем "Подрядчик", заключен муниципальный контракт N00190300003721000829 на капитальный ремонт здания: "Арт-резиденция в городе Ноябрьск в рамках капитального ремонта объекта "МБУ "Дворец молодежи", расположенный по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Советская, д. 27/1" (далее - муниципальный контракт).
Пунктом 1.4. статьи 1 муниципального контракта установлено, что Подрядчик обязуется выполнить работы с момента заключения контракта по 30.03.2023 года, в соответствии с графиком выполнения работ, утвержденным Заказчиком (приложение N 5 к контракту).
Из Решения следует, что состоянию на 08.06.2023 Подрядчик ненадлежащим образом исполняет обязанности, предусмотренные условиями контракта, т.к. в установленный срок, в соответствии с графиком выполнения работ (приложение N 5 к контракту) работы не выполнены, а именно: прилегающая территория к зоне производства работ загрязнена; вывоз мусора не осуществляется; в полном объеме отсутствуют необходимые отделочные материалы; не завершены работы по устройству ограждений кровли; не завершены отделочные работы, подготовка под декоративную отделку; отсутствует общий журнал производства работ; не смонтирована система автоматической пожарной сигнализации; не закуплена светотехническая продукция; не закуплено оборудование для системы видеонаблюдения; система тепловодоснабжения смонтирована не в полном объеме; не произведен монтаж водосточной системы; недостаточное количество рабочего персонала на объекте, что может привести к срыву срока исполнения работ по муниципальному контракту.
О ненадлежащем исполнении обязательств по муниципальному контракту в адрес Подрядчика направлялись претензии от 22.03.2022 N 89-178-1/121-09/1952, от 05.07.2022 N 89 -178-1/121 -09/5260, от 18.08.2022 N 89-178-1/12.1-09/6789, от 04.10 2022 N 89-178-1/121 - 09/8147, от 30.11.2022 N 89-178-1/121-09/9912, от 30.12.2022 N 89-178-1/121-09/10961, от 30.12.2022 N 89-178-1/121-09/10953, от 11.01.2023 N 89-178-1/121-09/70, от 17.01.2023 N 89-178-1/10121-09/225, 23.01.2023 N 89-178-1/10121-09/339, 25.01.2023 N89-178-1/10121-09/420, 30.01.2023 N89-178-1/10121-09/554, 02.02.2023 N89-178-1/10121-09/675, 16.02.2023 N89-178-1/10121 -09/1070, 28.02.2023 N89-178-1/10121-09/1253, 06.03.2023 N89-178-1/10121 -09/1443, 14.03.2023 N89-178-1/10121-09/1626, 17.03.2023 N89-178-1/10121-09/1726, 03.04.2023 N89-178-1/10121-09/2248, 05.04.2023 N89-178-1/10121-09/2318, 07.04.2023 N89- 178-1/10121-09/2407, 25.04.2023 N89-178-1/10121 -09/2938, 12.05.2023 N89-178-1/10121- 09/3431.
Заказчик утверждает, что в действиях Подрядчика усматривается ненадлежащее исполнение обязательств по муниципальному контракту. В соответствии со ст. 11 муниципального контракта предусмотрена возможность одностороннего отказа Заказчиком от исполнения муниципального контракта:
-п. 11.1.Контракта настоящий контракт расторгается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
-п. 11.2.Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ.
Согласно ст. 450.1 ГК РФ предусмотрен отказ от договора (исполнения договора) или от осуществления прав по договору.
Статьей 715 ГК РФ установлено, что, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
На основании вышеизложенного, муниципальное учреждение "Дирекция муниципального заказа", действующее в силу ст. 72 Бюджетного кодекса РФ от имени муниципального образования город Ноябрьск, руководствуясь ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", ст.11 муниципального контракта от 17.12.2021 N0190300003721000829, ст. 450.1 и п. 2 ст. 715 ГК РФ комиссией принято решение:
1. В связи с ненадлежащим исполнением условий муниципального контракта ООО "ПРАЙД" принятых на себя обязательств в установленные контрактом сроки, отказаться от исполнения муниципального контракта от 17.12.2021 N 0190300003721000829 в одностороннем порядке.
2. В соответствии с п.2.8. муниципального контракта от 17.12.2021 N 0190300003721000829 Подрядчик обязан вернуть Заказчику, полученный аванс в полном объеме или его неотработанную часть в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты расторжения контракта.
3. В случае неисполнения Подрядчиком п.2.8, муниципального контракта от 17.12.2021 N 0190300003721000829 в добровольном порядке в установленный срок, Заказчиком будет направлено требование об осуществлении возврата аванса в соответствии с условиями независимой гарантии.
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 22.06.2023 NАД/1809 направленное на указанный в контракте адрес электронной почты, представил объяснение по факту одностороннего расторжения контракта в котором сообщил, что "17" декабря 2021 года между Муниципальным заказчиком - МУ "Дирекция муниципального заказа", и Подрядчиком - Обществом с ограниченной ответственностью "ПРАЙД", был заключен Муниципальный контракт N 0190300003721000829 на капитальный ремонт здания: "Арт-резиденция в городе Ноябрьск в рамках капитального ремонта объекта "МБУ "Дворец молодежи", расположенный по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Советская, д. 27/1" (далее по тексту Контракт).
В дальнейшем, "21" апреля 2023 года Сторонами было подписано Дополнительное соглашение N 10 к Контракту, согласно которого, срок выполнения Подрядчиком работ на объекте был продлен по "30" июня 2023 года.
Согласно п. 2.1. Контракта - "Цена настоящего контракта составляет 297 800 000,00 (двести девяносто семь миллионов восемьсот тысяч) рублей 00 копеек (с учетом НДС 20%) и определяется ведомостью цены контракта (приложение N 4 к контракту), составленной на основании соответствующей сметной документации (приложение N 3 к контракту). Цена настоящего контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, установленных ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и включает: стоимость строительно-монтажных работ, стоимость материалов, транспортных расходов, стоимость погрузоразгрузочных работ, стоимость топлива, водоснабжения, электроснабжения и иных ресурсов на весь период выполнения работ, прочие расходы, в том числе компенсационные выплаты или, командировочные расходы (при их наличии), непредвиденные расходы, сумму таможенных пошлин| и иных обязательных платежей.
Согласно пп. 3.1.21 п. 3.1. Контракта - "Подрядчик обязан: Привлекать третьих лиц для исполнения своих обязательств по контракту с согласия Заказчика и предоставлением Заказчику копий соответствующих допусков к работам, заключенных договоров, а также документов, подтверждающих выполнение и расчеты в рамках вышеуказанных договоров".
Так, "20" декабря 2021 г. во исполнение Муниципального контракта N 0190300003721000829 от 17.12.2021 г. между Подрядчиком - Обществом с ограниченной ответственностью "ПРАЙД" и Обществом с ограниченной ответственностью "СВАРОГ" (именуемым в дальнейшем - Субподрядчик) был заключен Договор субподряда N 02/2021 -С на капитальный ремонт здания: "Арт-резиденция в городе Ноябрьск в рамках капитального ремонта объекта "МБУ "Дворец молодежи" расположенного по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Советская, д. 27/1"(далее по тексту - "Договор").
Субподрядчик выполняет работы в соответствии с проектной документацией (Приложение N 1 к Договору) и сметой (Приложение N 2 к Договору), представленной Подрядчиком и сметной документацией (Приложение N 3 к Договору, разработанной Субподрядчиком и утвержденной Подрядчиком".
На протяжении всего срока действия Договора Подрядчик исполнял все его условия надлежащим образом и своевременно производил перечисление авансовых платежей в адрес Субподрядчика.
Однако в адрес Подрядчика неоднократно поступали Письма и Претензии от Заказчика в связи с исполнением Субподрядчиком Муниципального контракта начиная с июля 2022 года.
Так, 05.07.2022 г. от Заказчика в адрес Подрядчика была направлена Претензия за исх. N 5260 о ненадлежащем исполнении Муниципального контракта N 0190300003721000829 от 17.12.2021 г. В свою очередь Подрядчик направил Претензию за исх. N 892/1 от 05.07.2022 в адрес Субподрядчика о ненадлежащем исполнении Договора субподряда.
27.07.2022 г. от Заказчика в адрес Подрядчика было направлено Письмо за исх. N 384 о том, что на Объекте не выполняются в полном объеме отдельные виды работ, также работы выполняются с отставанием от графика выполнения работ, что в свою очередь было донесено до Субподрядчика с просьбой увеличить количество работников на объекте также незамедлительно приступить к выполнению перечисленных работ в письме. В противном случае, к Субподрядчику будут применены штрафные санкции, предусмотренные условиям договора и действующим законодательством РФ.
04.08.2022 г. от Заказчика в адрес Подрядчика было направлено Письмо за исх. N 6379, о том, что замечания, указанные в Письме N 384 от 27.07.2022 г. не устранены, также в свою очередь Подрядчик донес данную информацию до Субподрядчика с просьбой увеличить количество работников на объекте, а также незамедлительно приступить к выполнению перечисленных в Письме работ. В противном случае, к Субподрядчику будут применены штрафные санкции, предусмотренные условиям Договора и действующим законодательство РФ.
18.08.2022 г. от Заказчика в адрес Подрядчика была направлена Претензия за исх. N 6789 о срыве сроков исполнения Муниципального контракта и не выполнении некоторых видов работ на Объекте, а также требованием оплатить штрафные санкции в размере 100 000 (сто тысяч) руб. 00 коп. В свою очередь, Подрядчиком была направлена Претензия за исх. N 924/1 от 18.08.2022 г. в адрес Субподрядчика с требованием увеличить количество работников на Объекте, а также незамедлительно приступить к выполнению работ в соответствии с графиком и требованием оплатить штрафные санкции в размере 100 000 (сто тысяч) руб. 00 коп.
04.10.2022 г. от Заказчика в адрес Подрядчика была направлена Претензия за исх. N 8147 об отставании от графика выполнения работ и отсутствии поставок необходимых материалов и оборудования для продолжения производства части работ на объекте и требованием оплатить штрафные санкции в размере 100 000 (сто тысяч) руб. 00 коп. В свою очередь Подрядчиком была направлена Претензия за исх. N 954/1 от 04.10.2022 в адрес Субподрядчика с требованием обеспечить поставку необходимых материалов и оборудования для продолжения производства указанных работ и ускорить темпы производства работ в соответствии с графиком, а также требованием оплатить штрафные санкции в размере 100 000 (сто тысяч) руб. 00 коп.
15.11.2022 г. Заказчиком в адрес Подрядчика было выдано Предписание N 1, в котором был указан срок запуска временного отопления на объект - 100% - 24.11.2022 г. Указанное предписание было донесено Подрядчиком до сведения Субподрядчика. В связи с тем, что по состоянию на 29.11.2022 г. Подрядчик не исполнил вышеуказанное предписание, 30.11.2022 г. Заказчик написал Претензию в адрес Подрядчика с требованием оплатить штрафные санкции в размере 100 000 (сто тысяч) руб. 00 коп. В свою очередь Подрядчиком была направлена Претензия в адрес Субподрядчика с аналогичным требованием и указанием причин его направления, а также нарушений, выявленных в организации работ на Объекте.
Кроме того, в связи с наличием многократных нарушений условий Муниципального контракта при проведении на Объекте работ Субподрядчиком, Заказчиком были направлены Претензии в адрес Подрядчика от 22.03.2022 N 89-178-1/121-09/1952, от 30.12.2022 г. N 89-178-1/121-09/10691, от 30.12.2022 г. N 89-178-1/121-10953, от 11.01.2023 г. N 89-178- 1/121-09/70, от 17.01.2023 г. N 89-178-1/10121-09/225, от 23.01.2023 г. N 89-178-1/10121- 09/339 от 25.01.2023 г. N 89-178-1/10121-09/420, от 30.01.2023 г. N 89-178-1/10121-09/554, от 02.02.2023 г. N 89-178-1/10121-09/675, от 16.02.2023 г. N 89-178-1/10121-09/1070, от 28.02.2023 г. N 89-178-1/10121-09/1253, от 06.03.2023 N 89-178-1/10121-09/1443, от 14.03.2023 г. N 89-178-1/10121-09/1626, от 17.03.2023 г. N 89-178-1/10121-09/1726, от 03.04.2023 г. N 89-178-1/10121-09/2248, от 05.04.2023 г. N 89-178-1/10121-09/2318, от 07.04.2023 г. N 89-178-1/10121-09/2407, от 25.04.2023 г. N 89-178-1/10121-09/2938, от 12.05.2023 г. N 89-178-1/10121-09/3431 с требованием оплатить штрафные санкции в размере 100 000 (сто тысяч) руб. 00 коп. В свою очередь, Подрядчиком были направлены Претензии в адрес Субподрядчика с аналогичными требованиями и указанием причин их направления, а также нарушений, выявленных в организации работ на Объекте.
В соответствии с пунктом 1.4. Договора Субподрядчик обязуется выполнять работы с момента заключения Договора по "30" марта 2023 года, в соответствии с графиком выполнения работ, утвержденным Подрядчиком (приложение N 5 к Договору).
Пунктом 3.1.5. Договора установлено, что Субподрядчик поставляет на Объект необходимые материалы, оборудование, комплектующие изделия, конструкции и системы по ценам, согласованным с Подрядчиком. Все поставляемые материалы должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество. Копии сертификатов и иных вышеуказанных документов должны быть предоставлены Подрядчику до начала производства работ, выполняемых с использованием указанных материалов, изделий и конструкций.
Подрядчик принятые по Договору обязательства исполнял надлежащим образом, принимал и оплачивал в сроки, установленные Договором. В свою очередь субподрядчик принятые обязательства исполнял ненадлежащим образом:
- работы велись с грубым нарушением сроков, установленных графиком;
- технический персонал на объекте отсутствовал;
- материалы, необходимые для выполнения работ отсутствовали;
- работы выполнялись с нарушением норм и правил;
- квалифицированный персонал на объекте отсутствовал.
"08" июня 2023 г. Заказчиком было направлено в адрес Подрядчика Решение об одностороннем расторжении Муниципального контракта и требование о возврате суммы неотработанного Подрядчиком аванса по Контракту в размере 64 254 106 (Шестьдесят четыре миллиона двести пятьдесят четыре тысячи сто шесть) рублей 54 копейки.
Указанные денежные средства были возвращены Заказчику в рамках банковской гарантии, выданной ПАО АКБ "Металлинвестбанк" по требованию Заказчика, что подтверждается Платежными поручениями N 1 и N 2 от 20.06.2023 г. с отметками банка об их исполнении.
"08" июня 2023 г. Подрядчиком было направлено Письмо в адрес Субподрядчика за исх. N 262 о необходимости направить своих представителей на заседание комиссии по вопросу расторжения Контракта и передачи Объекта, а также необходимой исполнительной документации в адрес Заказчика.
Субподрядчик на данное Письмо ответ не предоставил и своих представителей для передачи исполнительной документации на заседание комиссии не направил.
Согласно п. 11.2 Договора - Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора по основаниям, предусмотренным ГК РФ.
"15" июня 2023 г. за исх. N271 Подрядчиком было направлено в адрес Субподрядчика Уведомление о расторжении Договора субподряда N 02/2021-С на капитальный ремонт здания "Арт-резиденция в городе Ноябрьск в рамках капитального ремонта объекта "МБУ "Дворец молодежи" расположенного по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Советская, д. 27/1" и требованием в течение 3-х рабочих дней с момента его получения возврата Подрядчику суммы неосвоенного выплаченного авансового платежа в размере 64 935 365 (Шестьдесят четыре миллиона девятьсот тридцать пять тысяч триста шестьдесят пять) рублей 54 копейки.
Подрядчик утверждает, что:
1) Сам Подрядчик действовал добросовестно в отношении принятых на себя обязательств перед Заказчиком по Муниципальному контракту N 0190300003721000829 от 17.12.2021 г., что проявлялось в:
- уведомлении им Заказчика о заключении Договора субподряда N 02/2021-С от 20.12.2021 г. с ООО "СВАРОГ";
- содействии в устранении нарушений, выявленных Заказчиком на Объекте, что подтверждается Письмом б/н от 10.03.2023 г., направленном Подрядчиком в адрес Заказчика.
- осуществлении контроля за ходом выполнения работ и направлении Претензий, а также требований в адрес Субподрядчика об устранении нарушений в процессе их выполнения на Объекте;
- своевременном перечислении денежных средств Подрядчиком в адрес Субподрядчика для закупки и поставки последним необходимых материалов и техники на Объект в целях своевременного исполнения им принятых на себя обязательств, а также оплат за выполненные работы.
2) При заключении Договора субподряда у Подрядчика отсутствовала возможность предвидеть негативные последствия в виде нарушения Субподрядчиком делегированных ему обязательств по Контракту
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 11.1. Контракта настоящий контракт расторгается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
17.12.2021 заключен муниципальный контракт N00190300003721000829 на капитальный ремонт здания: "Арт-резиденция в городе Ноябрьск в рамках капитального ремонта объекта "МБУ "Дворец молодежи", расположенный по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Советская, д. 27/1".
08.06.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
08.06.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 20.06.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
01.11.2022 Заказчиком принято решение связи с ненадлежащим исполнением условий муниципального контракта ООО "ПРАЙД" принятых на себя обязательств в установленные контрактом сроки, отказаться от исполнения муниципального N 0190300003721000829 в одностороннем порядке на основании ст. 450.1 и п. 2 ст. 715 ГК РФ.
О ненадлежащем исполнении обязательств по муниципальному контракту в адрес Подрядчика направлялась претензия от 04.10.2022 N 89-178-1/121-09/8147.
По результатам проверки 11 ноября 2022 года заказчиком установлено устранение нарушений исполнения муниципального контракта ООО "ПРАЙД", послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 01.11.2022 года.
08.06.2023 Заказчиком повторно принято Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Проведя проверку содержащихся в обращении Заказчика фактов, Комиссия приходит к выводу о недобросовестном поведении Подрядчика, выразившимся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту, Подрядчик обязательства не исполнил.
Согласно предоставленным материалам, Комиссия установила, что работы выполнялись с нарушением установленных сроков и не в полном объеме, что подтверждается материалами, представленными Заказчиком и Подрядчиком, а также представителями на заседании Комиссии.
О ненадлежащем исполнении обязательств по муниципальному контракту в адрес Подрядчика направлялись многочисленные письма и претензии, что подтверждается материалами и представителем Подрядчика.
Представитель Подрядчика на заседании Комиссии пояснил, что неисполнение Договора связано с недобросовестными действиями субподрядной организации - ООО "СВАРОГ".
Согласно п 3.1.21. Контракта предусмотрено, что подрядчик вправе привлекать субподрядные организации для выполнения работ на объекте.
Согласно п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ ответственность за действия субподрядной организации несет подрядчик как за свои собственные.
Комиссия принимает во внимание тот факт, что авансы, выплаченные Подрядчику в полном размере. Заказчик обязательства исполнял надлежащим образом, принимал и оплачивал в сроки, установленные Договором.
На заседании комиссии Представитель подрядчика подтвердил, что обязательства по Контракту Заказчиком выполнялись в полном объеме и не послужили основанием неисполнения своих обязательств по Контракту Заказчиком.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Комиссия отмечает, что Подрядчик, подавая заявку на участие в конкурсе, согласился со всеми изложенными в конкурсная документация, Контракте требованиями Заказчика.
Действуя в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Халатность, небрежность и непредусмотрительность также являются разновидностью недобросовестного поведения в ходе закупочной процедуры, а поэтому установление административным органом в действиях хозяйствующего субъекта именно умысла на неисполнения условий контракта обязательным не являются. При оценке действий хозяйствующего субъекта на предмет их добросовестности необходимо принимать во внимание наличие у него возможности по соблюдению требований действующего законодательства и принятия им действия, направленные на его соблюдение.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по контракту установленным.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Подрядчике, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Прайд" (ИНН 8622024795), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Костылеву Снежанну Геннадиевну (ИНН: 862201717401), членов коллегиального исполнительного органа Хусаинова Артура Закировича (ИНН: 862200675244) по обращению МУ "Дирекция муниципального заказа" (ИНН: 8905027532) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300003721000829 от 17.12.2021 на капитальный ремонт здания: "Арт-резиденция в городе Ноябрьск в рамках капитального ремонта объекта "МБУ "Дворец молодежи", расположенный по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Советская, д. 27/1", цена контракта - 297 800 000,00 рублей, (извещение N 0190300003721000829), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении об ООО "Прайд" (ИНН 8622024795), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Костылеву Снежанну Геннадиевну (ИНН: 862201717401), членов коллегиального исполнительного органа Хусаинова Артура Закировича (ИНН: 862200675244) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 30 июня 2023 г. N 089/10/104-458/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2023