Резолютивная часть решения оглашена "22" июня 2023 г.
Решение изготовлено в полном объеме "26" июня 2023 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
*** |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
*** |
главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
|
*** |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;
|
При участии посредством ВКС:
- *** - представителя МБДОУ "Безруковский детский сад" комбинированного вида, по доверенности;
рассмотрев дело N 042/06/32-767/2023, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - МБДОУ "Безруковский детский сад" комбинированного вида требований ФЗ N 44-ФЗ при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0139300027723000339 "Оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на Объектах Заказчика путем реализации Перечня ЭЭМ на Объектах Заказчика", руководствуясь административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
16.06.2023 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ИП Блиновой Н.А. (вх. N 5536-ЭП от 16.06.2023), на действия заказчика - МБДОУ "Безруковский детский сад" комбинированного вида при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0139300027723000339 "Оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на Объектах Заказчика путем реализации Перечня ЭЭМ на Объектах Заказчика".
Заявитель ИП Блинова Н.А. считает, что заказчик неправомерно требует реестровую запись контрактов для подтверждения опыта.
В процессе рассмотрения жалобы Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
31.05.2023 г. в единой информационной системе в сфере закупок заказчиком - МБДОУ "Безруковский детский сад" комбинированного вида было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0139300027723000339 "Оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на Объектах Заказчика путем реализации Перечня ЭЭМ на Объектах Заказчика".
Начальная максимальная цена контракта - 12 720 776,90 рублей.
Согласно части 8 статьи 32 ФЗ N 44-ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденное Постановлением Правительства РФ N 2604 "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно пункту 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В конкурсной документации о проведении закупки приведен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в котором установлено следующее:
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение графой 3 |
Положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
1 |
2 |
3 |
1. |
Цена договора, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
Оценке заявок по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" подлежит Предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой договора) и экономией в денежном выражении указанных расходов, предложенной участником такого открытого конкурса и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником такого открытого конкурса проценту этой экономии, с учетом особенностей, установленных статьей 108 Федерального закона N 44-ФЗ; |
2. |
Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом договора |
В рамках показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом договора" применяются следующий, детализирующий показатель оценки: Общее количество исполненных участником закупки договоров. При этом детализирующему показателю: Исполненным считается договор: - срок действия которого закончен; - выполнены обязательств сторонами в полном объеме; - исполнение договора не должно содержать претензии/штрафные санкции в отношении Исполнителя. Предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом договора: - осуществление действий (оказание услуг, выполнение работ, выполнение мероприятий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов; Сведениями об опыте выполнения работ являются: сведения о номере, дате заключения и предмете договора; информацией о заказчике: его Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом договора: 1.Для договоров заключенных в рамках закупок в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд": - информационная справка участника закупки с указанием реестрового номера из реестра договоров в Едином реестре государственных и муниципальных договоров на официальном сайте http:\\zakupki.gov.ru, в статусе ЕИС "Исполнение завершено", даты, наименования заказчика, наименование услуг и/или работ, ценой договора (в случае отсутствия указанных данных в системе ЕИС к информационной справке прилагаются сканкопии договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями и актом о выполнении сторонами обязательств в полном объеме); - последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
2. Для договоров заключенных в рамках закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" - информационная справка участника закупки с указанием реестрового номера из реестра договоров в Едином реестре государственных и муниципальных договоров на официальном сайте http:\\zakupki.gov.ru, даты заключения договора, наименования заказчика, наименование услуг и ценой договора (в случае отсутствия указанных данных в системе ЕИС к информационной справке прилагаются сканкопии договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями); - сканкопии актов о выполнении сторонами обязательств в полном объеме; - последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
3. Для иных гражданско-правовых договоров - информационная справка участника закупки с указанием даты заключения договора, наименования, ИНН заказчика, наименование услуг и ценой договора; - сканкопии договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями; - сканкопии актов о выполнении сторонами обязательств в полном объеме; - сведения, подтверждающие исполнение обязательств сторонами в стоимостном выражении (цена договора) - платежные поручения об оплате заказчиком в адрес исполнителя с отметкой банка об исполнении и/или заверенные банком выписки по счету исполнителя по договору (с указанием реквизитов плательщика/получателя, информации о назначения платежа). - к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры. - последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок; |
Вместе с тем, в п. 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 установлены следующие подтверждающие документы:
"В случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);"
Комиссией Кемеровского УФАС установлено, что требования заказчика при подтверждении опыта выполнения работы, оказания услуг в случае отсутствия указанных данных в системе ЕИС к информационной справке прилагаются сканкопии договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями и актом о выполнении сторонами обязательств в полном объеме исключает необходимость предоставления участником закупки документов поименованных в Постановлении Правительства РФ N 2604 от 31.12.2021 и содержащихся в извещении заказчика, а именно перечня исполненных контрактов (договоров) с указанием сроков выполнения работ, стоимости, даты заключения и номера контракта (договора), наименования Заказчика, стоимости исполненных обязательств (рекомендуемая форма представлена в Приложении N 1 к Приложению N 4 к Извещению); копий исполненных контрактов (договоров); актов сдачи-приемки выполненных работ, подтверждающих исполнение контрактов (договоров).
Таким образом заказчиком нарушено положения части 8 статьи 32 ФЗ N 44-ФЗ,
за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Заявитель считает, что заказчик незаконно установил одновременно два требования применительно к нахождению участника закупки в РНП.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что в извещении о проведении электронного аукциона N 0139300027723000339 требования к участникам закупки установлены в соответствии со статьей 31 ФЗ N 44-ФЗ.
Довод заявителя является необоснованным, нарушений ФЗ N44-ФЗ не установлено.
По мнению ИП Блиновой Н.А., заказчиком нарушены требования пункта 1 части 15 статьи 48 ФЗ N 44-ФЗ.
Подпунктом "в" пункта 28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 установлено следующее:
В случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего положения документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);"
Заказчиком, для Показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" установлено следующее:
"Исполненным считается договор:
- срок действия которого закончен;
- выполнены обязательств сторонами в полном объеме;
- исполнение договора не должно содержать претензии/штрафные санкции в отношении Исполнителя".
Согласно пункта "а" части 15 статьи 48 ФЗ N 44-ФЗ не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов в соответствии с пунктом 1 части 14 настоящей статьи:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) осуществляют оценку ценовых предложений по критерию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона;
б) на основании результатов оценки первых и вторых частей заявок на участие в закупке, содержащихся в протоколах, предусмотренных частями 6 и 13 настоящей статьи, а также оценки, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, первая и вторая части которой признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия.
Комиссия Кемеровского УФАС России проанализировав закупочную документацию приходит к выводу о том, что требования Заказчика о предоставлении исполненных договоров не содержащие в себе претензии/штрафные санкции в отношении Исполнителя, не соответствуют п.28 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604. Постановление допускает к принятию к оценке исполненного договора при исполнении, которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Довод заявителя является обоснованным, заказчиком нарушены требования пункта 1 части 15 статьи 48 ФЗ N 44-ФЗ, за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Блиновой Н.А. на действия заказчика - МБДОУ "Безруковский детский сад" комбинированного вида МБДОУ при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0139300027723000339 "Оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на Объектах Заказчика путем реализации Перечня ЭЭМ на Объектах Заказчика" обоснованной.
2.Признать заказчика - МБДОУ "Безруковский детский сад" комбинированного вида нарушившим требования пункта "а" части 15 статьи 48, части 8 статьи 32 ФЗ N44-ФЗ.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 042/06/33-752/2023 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
***
**** |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 27 июня 2023 г. N 042/06/32-767/2023 (ключевые темы: участники закупок - товар. работа. услуга. - открытый конкурс - энергетическая эффективность - энергосбережение)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2023