Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 19.02.2023 N 93/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Прогресс-Арена"" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: Бесчастнова М.В. - заместитель начальника отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: Войтова С.Ю. - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, Обухова А.М. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; при участии представителя заказчика ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского" - Мальцевой Ю.А. (по доверенности), уполномоченного учреждения ОГКУ "Центр закупок" - Григоровой Ю.Л. (по доверенности), Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Белгородской области - Мирошниковой Н.А. (по доверенности), заявителя ООО "Прогресс-Арена" - Коновалюк Э.Д. (по доверенности), рассмотрев жалобу ООО "Прогресс-Арена" на положения извещения при проведении электронного аукциона "Поставка и установка штор рулонных и жалюзи оконных" (N закупки 0826500000923004012), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Прогресс-Арена" на положения извещения при проведении электронного аукциона "Поставка и установка штор рулонных и жалюзи оконных" (N закупки 0826500000923004012) (далее - Электронный аукцион).
Из содержания указанной жалобы следует:
Заказчиком нарушены требования постановления Правительства РФ от 30 апреля 2020 года N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", а именно, изделия, указанные в описании объекта закупки по порядковым N13-17 Жалюзи оконные в файле "Приложение N1. Описание объекта закупки ЖАЛЮЗИ", выполненные из алюминиевых ламелей имеющих металлическую основу, не подпадают по действия пунктов 1-7 перечня, утвержденного Постановлением N616, соответственно ограничения на эти товары не распространяются.
Жалюзи алюминиевые согласно "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" относятся к ОКПД2: 22.23.14.130 "Ставни, жалюзи и аналогичные изделия и их комплектующие (запасные части)", указанный ОКПД2 не подпадает в перечень товаров утвержденного Постановлением N616.
Как указывает Заявитель, действия Заказчика нарушают пункт 12 Постановления N616, которым установлено, что для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Представитель заказчика - ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского", уполномоченного учреждения ОГКУ "Центр закупок" - представили возражения на жалобу ООО "Прогресс-Арена", с доводами, изложенными в жалобе не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Прогресс-Арена", ознакомившись с представленными возражениями, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 07.06.2023 размещены извещение об Электронном аукционе и его приложения (электронные документы).
Объект закупки - Поставка и установка штор рулонных и жалюзи оконных.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 156 376 рублей 45 копеек.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Прогресс-Арена" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из содержания извещения об осуществлении закупки, предметом закупки являются шторы рулонные (ОКПД 13.92.22.120; КТРУ 13.92.22.120-00000018) и жалюзи оконные (ОКПД 13.92.22.120; КТРУ 13.92.22.120-00000010), на основании чего, Заказчиком в соответствии с требованиями части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств в рамках постановления Правительства РФ от 30 апреля 2020 года N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
В соответствии с частью 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных Законом контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года N 145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В устных и письменных возражениях представитель уполномоченного учреждения отметила, что в силу положений пункта 4 Правил использования КТРУ формирование сведений о наименовании закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд товаров, работ, услуг, единице измерения их количества или объема, а также описание требований к техническим (функциональным) характеристикам таких товаров, работ, услуг осуществляются с обязательным применением позиций каталога с учетом возможности указания в порядке пунктов 5 и 6 Правил использования КТРУ дополнительных технических (функциональных) характеристик объекта закупки, не предусмотренных позициями каталога.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога. Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара обоснование необходимости использования такой информации.
В силу подпункта "д" пункта 10 Правил в позицию каталога может включаться справочная информация - коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
На основании подпункта "д" пункта 10 Правил код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) указывается в справочной информации, включенной в позицию каталога, которая не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил обязательному использованию заказчиком при осуществлении закупки.
Вместе с тем, в силу пункта 12 Правил на основе кода ОКПД 2 на каждую позицию каталога формируется уникальный цифровой код. При этом такой код указывается в позиции каталога исключительно в целях нумерации и кодирования (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17 февраля 2022 года N 24-03-07/11125).
Согласно пункту 12 Правил код позиции каталога является уникальным машиночитаемым кодом и основан на ОКПД 2.
При этом требование о соответствии кода позиции каталога информации, содержащейся в справочной информации такой позиции, не установлено, в том числе поскольку в справочной информации может содержаться (в зависимости от товара, работы, услуги) несколько различных кодов ОКПД 2.
Коды ОКПД 2, как указанные в коде позиции каталога, так и в справочной информации такой позиции, в настоящее время не образуют описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2020 года N 24-06-07/75155).
При формировании объекта закупки Заказчиком был проведен мониторинг позиций Каталога на предмет наличия соответствующей позиции закупаемому товару.
В соответствии с наименованием предмета закупки, а также необходимых Заказчику качественных, функциональных и прочих характеристик, выбраны соответствующие позиции КТРУ с номерами 13.92.22.120-00000018 "Шторы рулонные" и 13.92.22.120-00000010 "Жалюзи оконные".
Позиция КТРУ 13.92.22.120-00000010 "Жалюзи оконные" содержит справочную информацию, согласно которой применение включенных в нее сведений возможно также для товаров, подпадающих под следующие коды ОКПД2:
-13.92.15.120 "Шторы для интерьеров";
- 25.99.12.130 "Изделия столовые, кухонные и бытовые и их детали из алюминия".
Заявитель утверждает, что товар "Жалюзи алюминиевые" согласно Общероссийскому классификатору по видам экономической деятельности относятся к ОКПД2 22.23.14.130 "Ставни, жалюзи и аналогичные изделия и их комплектующие (запасные части) пластмассовые".
В письменных и устных возражениях Заказчик отметил, что в соответствии с потребностью Заказчика, которая, в том числе, отражена в описании объекта закупки, материал изготовления жалюзи - алюминий. Являясь медицинским учреждением, Заказчик приобретает товар соответствующий действующим санитарно-гигиеническим нормам и правилам, которые требуют регулярной дезинфекции, алюминий более устойчив к обработке моющими и дезинфицирующими средствами.
В связи с чем, указанный Заявителем код ОКПД не соответствует закупаемому Заказчиком товару.
Кроме того, в дополнительной информации к позиции КТРУ 13.92.22.120-00000010 "Жалюзи оконные", установленные характеристики которой соответствуют требуемым потребительским свойствам и качествам закупаемого товара, отсутствует код ОКПД2 22.23.14.130 "Ставни, жалюзи и аналогичные изделия и их комплектующие (запасные части) пластмассовые".
Заказчики обязаны выполнять требования нормативных правовых актов, устанавливающих в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг.
Перечни товаров, подпадающие под те или иные запреты, установленные указанными нормативными правовыми актами, составлены на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Выбранный Заказчиком код ОКПД2 13.92.22.120 "Жалюзи оконные" подпадает под действие Постановления N 616.
На основании вышеизложенного, основания для применения Заказчиком кода ОКПД2 22.23.14.130 "Ставни, жалюзи и аналогичные изделия и их комплектующие (запасные части) пластмассовые", а также для неприменения положений Постановления N 616 отсутствуют.
Заказчик дополнительно в устных и письменных возражениях отметил, что на участие в закупке подано 6 заявок, что подтверждает отсутствие ограничений при проведении Электронного аукциона.
Руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Прогресс-Арена" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: М.В. Бесчастнова
Члены Комиссии: С.Ю. Войтова
А.М. Обухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 22 июня 2023 г. N 031/06/106-439/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2023