Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), в следующем составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
_. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заказчика Государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - ГБУ РС (Я) "Центр государственной кадастровой оценки", заказчик): .., ... (представители по доверенностям);
в отсутствие:
заинтересованного лица индивидуального предпринимателя Бирюкова Виктора Анатольевича (далее также - ИП Бирюков В.А., заинтересованное лицо): отсутствовал, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев сведения, представленные заказчиком заказчика Государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) "Центр государственной кадастровой оценки" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) индивидуального предпринимателя Бирюкова Виктора Анатольевича в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по передаче неисключительных прав (лицензий) на использование программы Платформа nanoCAD 23 (основной модуль) или эквивалент (изв. N 0816500000623007256), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее также - Правила),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр государственной кадастровой оценки" об участнике закупки ИП Бирюкова В.А. для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта на оказание услуг по передаче неисключительных прав (лицензий) на использование программы Платформа nanoCAD 23 (основной модуль) или эквивалент (изв. N 0816500000623007256).
Из письменных и устных пояснений заказчика следует, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято в связи с неисполнением заинтересованным лицом обязательств по контракту.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), исследовав имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1. 18.04.2023 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ЭТП ТЭК-Торг размещено извещение N 0816500000623007256.
2. Предмет закупки - Оказание услуг по передаче неисключительных прав (лицензий) на использование программы Платформа nanoCAD 23 (основной модуль) или эквивалент.
3. Способ определения поставщика - запрос котировок в электронной форме.
4. Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 997 800,00 руб.
5. 05.09.2022 года подведены итоги электронного аукциона N0816500000623007256, где заявка ИП Бирюков В.А. признана победителем и соответствующей требованиям.
6. 10.05.2023 года заключен контракт между заказчиком и заинтересованным лицом (реестровый номер контракта 2143532361923000027).
7. 08.06.2023 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
8. 19.06.2023 года контракт расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки ИП Бирюков В.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
16.09.2022 года заключен контракт N 0816500000622013825 между заказчиком и заинтересованным лицом (реестровый номер контракта 2143513352022000011) (далее - контракт).
Согласно разделу 1 "Предмет и цена Контракта" контракта установлено следующее:
"1.1. В сроки, установленные настоящим Контрактом, Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги по передаче неисключительных прав (лицензий) на использование программы Платформа nanoCAD 23 (основной модуль) или эквивалент для нужд учреждения ГБУ РС (Я) "ЦГКО" (далее - Услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить за оказанные Услуги.
1.4. Цена Контракта составляет 133 000,00 (сто тридцать три тысячи) рублей 00 копеек, НДС не применяется. Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Контрактом или законодательством Российской Федерации.
Источник финансирования Контракта: бюджет Республики Саха (Якутия).
1.6. Исполнитель приступает к оказанию Услуг с момента подписания контракта и обязуется оказать Услуги по Контракту в полном объеме в течение 12 месяцев со дня заключения Контракта."
Из пояснений Заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта явилось тот факт, что в ходе исполнения контракта заказчиком установлено, что Исполнитель представил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям, что позволило ему стать победителем закупки.
Согласно пункту 1 раздела 4 приложению N 1 к извещению установлено следующее:
"В соответствии с положениями статей 1229, 1233 Гражданского кодекса РФ участник закупки должен являться правообладателем исключительного права или обладать правом на использование объекта интеллектуальной собственности. Участник закупки должен документально подтвердить наличие прав на использование программного обеспечения в соответствии с описанием объекта закупки (далее - ПО) являющемся автором, иным правообладателем, что должно быть подтверждено одним из перечисленных документов:
- документом, подтверждающим наличие у участника закупки исключительных прав на ПО (для правообладателя);
- лицензионным договором (лицензионным соглашением) с правообладателем, предоставляющим участнику закупки полномочия, необходимые и достаточные для исполнения обязательств по контракту;
- сублицензионным договором с лицом, с которым правообладатель ПО, заключил лицензионный договор и предоставил этому лицу права на использование ПО и которое, в свою очередь, предоставило соответствующие права участнику закупки в объеме, необходимом и достаточном для исполнения обязательств по контракту."
Для объективного рассмотрения дела, Якутским УФАС России был направлен запрос оператору электронной площадки о предоставлении сведений и документов, представленных в составе заявок на участие в закупке.
Из представленных оператором сведений установлено что заинтересованным лицом в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям был представлены следующие документы:
- сублицензионный договор на предоставление прав на использование программ для ЭВМ от 07.02.2022 г., заключенный между ООО "ЛАНИТ Трейдинг" и ООО "Лайксофт";
- лицензионный договор о предоставлении прав на использование программ для ЭВМ N 2 от 10.01.2023 г., заключенный между ООО "Лайксофт" и ИП Бирюков Виктор Анатольевич.
Из пояснений заказчика следует, что правообладателем программного обеспечения nanoCAD 23 необходимого для оказания услуг, согласно Реестра программного обеспечения, является АО "Нанософт".
При этом, права на использование программного обеспечения, являющегося предметом контракта, у данных лиц отсутствуют.
Согласно разделу 9 Контракта предусмотрен следующий порядок расторжения Контракта:
"9.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
9.3. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения данного вида обязательства.
9.6. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, установленных частью 15 статьи 95 Закона N44-ФЗ и относящихся к предмету Контракта.
9.7. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
9.9. Исполнитель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств."
В силу подпункта "б" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае если в ходе исполнения контракта установлено, что при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Учитывая изложенное, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 08.06.2023 (далее - Решение) и размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС).
Согласно сведениям ЕИС контракт расторгнут 19.06.2023 года:
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком соблюден порядок расторжения контракта.
Материалами дела установлено следующее:
10.05.2023 года заключен контракт между заказчиком и заинтересованным лицом (реестровый номер контракта 2143532361923000027).
08.06.2023 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
19.06.2023 года контракт расторгнут.
Как следует из пояснений заинтересованного лица умышленного (намеренного) предоставления недостоверных сведений о соответствии участника закупки дополнительным требованиям не имелось, поскольку заинтересованному лицу достоверно не были известны недостатки заключенных сублицензионного и лицензионного договоров наличия, в том числе у контрагента исполнителя, прав на использование соответствующих программ для ЭВМ.
При этом, доказательств принятия заинтересованным лицом мер для надлежащего исполнения условий контракта, либо доказательств наличия объективных причин (не зависящих от хозяйствующего субъекта), повлекших за собой невозможность исполнения обязательств не представлено. Соответственно, указанные в решении фактические обстоятельства дела свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении ИП Бирюковым В.А. при исполнении контракта, отсутствии стремления исполнить последний в полном соответствии с его условиями, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для Заказчика, выразившимся в расторжении контракта, и, как следствие, недостижении поставленных целей для удовлетворения государственных нужд, целевого и эффективного использования бюджетных средств.
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что информация об ИП Бирюкове В.А. содержится в Реестре в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по иному государственному контракту.
В соответствии с частью 6 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 данной статьи.
Таким образом, включению в реестр недобросовестных поставщиков подлежат сведения о лицах, с которыми контракты расторгнуты, в том числе в одностороннем порядке.
В силу подпунктов "а", "б" пункта 13 Правил N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом:
орган контроля устанавливает информацию о лицах, указанных в пункте 3 части 3 статьи 104 Федерального закона;
орган контроля на основании мотивированного запроса в письменной форме вправе запрашивать и получать информацию и документы, необходимые для рассмотрения обращения и проведения таких проверок;
рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки, созданной в соответствии с пунктом 4 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений";
заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля;
заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта);
участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта;
проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона, и с учетом настоящих Правил.
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно пункту 15 Правил N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссией антимонопольного органа в порядке принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе нарушений не выявлено.
Заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта.
При этом поставщиком не представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также тот факт, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на неисполнение контрактных обязательства, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что заинтересованное лицо подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России решила
р е ш и л а:
включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации сроком на два года сведения, представленные заказчиком Государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) "Центр государственной кадастровой оценки" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) индивидуального предпринимателя Бирюкова Виктора Анатольевича в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по передаче неисключительных прав (лицензий) на использование программы Платформа nanoCAD 23 (основной модуль) или эквивалент (изв. N 0816500000623007256) (место нахождения: 119602, г. Москва, ул. Никулинская, д.6, корпус 3, кв. 158, ОГРНИП: 322774600442007, ИНН: 772905326503, Дата присвоения ОГРНИП: 21.07.2022)
Дата события <*> |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
19.06.2023 |
21.06.2023 |
20.06.2023 |
0 |
21.06.2023 |
28.06.2023 |
27.06.2023 |
0 |
30.06.2023 |
30.06.2023 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 июня 2023 г. N 014/06/104-1006/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2023