Резолютивная часть решения объявлена 28.06.2023 г.
Изготовлено в полном объеме 29.06.2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Ностаева Н.В. - председатель Комиссии, врио руководителя Калмыцкого УФАС России,
Мергенова А.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Габунов А.В.- член Комиссии, специалист первого разряда Калмыцкого УФАС России,
при участии:
представителей Заказчика:
заместителя главы администрации Ики-Бурульского РМО РК - Владимирова А.Т. (доверенность от 23.06.2023 г. N б/н)
начальника отдела экономики и прогнозирования администрации Ики-Бурульского РМО РК - Шараевой З.Н. (доверенность от 23.06.2023 г. N б/н);
в отсутствии представителя Заявителя - индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П.,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П., проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 21 июня 2023 года поступила жалоба от индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П. на действия Заказчика - Администрации Ики-Бурульского РМО РК при проведении открытого аукциона в электронной форме по объекту: "Выполнение работ по устройству тротуаров и парковки в п.Ики-Бурул Ики-Бурульского района Республики Калмыкия", реестровый номер извещения N 0105300001823000008.
В соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалоба была принята. Уведомлением N НН/828/23 от 22.06.2023 г. рассмотрение жалобы индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П. назначено на 27 июня 2023 года в 10 часов 30 минут.
Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно не установлено обязательное дополнительное требование к участникам в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, поскольку данным пунктом установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
26.06.2023 г. представителем Заказчика направлены письменные возражения на довод жалобы индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П.
27.06.2023 г. представители Заказчика на рассмотрении жалобы озвучили возражения жалобе, с доводом Заявителя не согласны, считают, что положения извещения установлены в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе, в удовлетворении заявленных в жалобе требований просят отказать.
В целях полного и всестороннего изучения материалов объявлен перерыв, заседание продолжилось 28 июня 2023 года в 14 часов 00 минут, лица, участвующие в деле, уведомлены надлежащим образом.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Калмыцкого УФАС России, установила следующее.
13.06.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0105300001823000008 о проведении открытого аукциона в электронной форме по объекту: "Выполнение работ по устройству тротуаров и парковки в п.Ики-Бурул Ики-Бурульского района Республики Калмыкия".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 722 019,00 рублей. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе: в 08 часов 00 минут по московскому времени "21" июня 2023 года. Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): "22" июня 2023 года.
1. Согласно пункту 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного закона.
Согласно сводной ведомости объемов работ на выполнение работ по устройству тротуаров и парковки в п. Ики-Бурул Ики-Бурульского района Республики Калмыкия (приложение N 1 к техническому заданию) задачами Подрядчика является выполнение работ по устройству тротуаров и парковки в п. Ики-Бурул в соответствии с локальными сметными расчетами (Приложение N 3 к Контракту), техническим заданием, проектом контракта.
Комиссией установлено, что работы, предусмотренные техническим заданием, локальными сметными расчетами, проектом контракта не предусматривают выполнение работ в соответствии с позициями, установленными пунктом 3 Постановления Правительства N 2571, ввиду чего Заказчиком соответствующие дополнительные требования к участникам закупки не устанавливались.
Заявитель участие в заседании Комиссии не принимал, доказательства, подтверждающие изложенные доводы и опровергающие доводы Заказчика, не представил.
При установленных обстоятельствах Комиссия Калмыцкого УФАС приходит к выводу, что положения извещения установлены Заказчиком в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе, следовательно, довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией калмыцкого УФАС России установлено следующее.
Согласно итоговому протоколу N 0105300001823000008-2-1 от 22.06.2023 г. по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка, на основании п.1 ч.1 ст.52 Федерального закона N 44-ФЗ определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону признается несостоявшимся.
На основании п. 6 ч.2 ст. 52 Федерального закона N 44-ФЗ заключить контракт с участником с идентификационным номером заявки 1, в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в связи с признанием поданной им единственной заявки на участие в электронном аукционе соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Заявка на участие в аукционе была подана ООО "Агронива" (ИНН 0814068174, адрес: Республика Калмыкия, г. Элиста, Северная Промышленная зона-1, 132)
ООО "Агронива" находится в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.08.2016 г., имеет статус малого предприятия.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Согласно ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Статьей 34 Закона о контрактной системе закреплены требования, предъявляемые к составлению, содержанию и заключению контракта.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка РФ от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно п. 4 Правил определения размера штрафа, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 г. N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Вместе с тем, в пункте 11.6 "Ответственность сторон" проекта контракта Заказчиком установлено следующее: "За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно)".
Таким образом, Заказчиком установлен размер ответственности за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе согласно недействующей редакции Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 г. N 1042.
Указанные действия нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также требования, установленные Постановлением Правительства N 1042.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П. - необоснованной.
2. Признать в действиях комиссии Заказчика - Администрации Ики-Бурульского РМО РК нарушение ч.8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - Администрации Ики-Бурульского РМО РК обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Ностаева Н.В.
Члены комиссии Мергенова А.А.
Габунов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 29 июня 2023 г. N 008/06/42-116/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2023