Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 6733-ИП/23 от 18.06.2023) на положения извещения при проведении запроса котировок в электронной форме "Приобретение, установка и оборудование детских игровых площадок и спортивных площадок на территории г.Гатчины в 2023 году".
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещено 15.06.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 366 167,43 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из содержания жалобы следует, что извещение составлено с нарушением требований законодательства о контрактной системе, а именно: не установление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки.
В соответствии с п. 5.1 ГОСТ 8.417-2002 "ГСИ. Единицы величин" к основным единицам Международной системы единиц (СИ), подлежащим обязательному применению, относится термодинамическая температура, единицей измерения которой является кельвин (обозначение К).
В соответствии с п. 5.2.2 ГОСТ 8.417-2002 "ГСИ. Единицы величин" температура Цельсия относится к производным единицам Международной системы, подлежащим обязательному применению, и измеряется в градусах Цельсия (°С).
В соответствии с п. 1.4 ГОСТ 8.157-75 "Шкалы температурные практические" "допускается применение единицы температуры - градуса Цельсия (°С). Между температурой T, выраженной в кельвинах, и температурой t, выраженной в градусах Цельсия, установлено соотношение:
t = T - T0,
где T0 = 273,15 К
Градус Цельсия равен кельвину"
Поскольку заказчик при установлении требований к значению показателя "нижняя границы диапазона температур, в котором может эксплуатироваться товар" для товара "Спортивно-игровой комплекс с четырьмя башнями и двумя горками" использовал шкалу Цельсия, Комиссия установила, что в извещении указано отрицательное значение - 45 °С (228,15 К):
- 45 °С = 228,15 К - 273,15 К
В Инструкции по заполнению заявки на участие в запросе котировок (файл "Инструкция по заполнению заявки.docx") указано, что если при установлении требований к значениям показателей заказчик использовал слова "не выше", участник закупки при заполнении заявки на участие в запросе котировок в электронной форме может указать значение, не превышающее максимальное значение, приведенное заказчиком, либо указать приведенное заказчиком максимальное значение.
Комиссия установила, что по правилам арифметики из двух отрицательных чисел меньшим является то, модуль (абсолютная величина) которого больше, например, число -46 меньше, чем число -45. Данное правило следует из принятых во всех странах мира определения отрицательных чисел, определения модуля числа и не нуждается в каких-либо пояснениях или обоснованиях. Вместе с тем, данное правило для температуры прямо следует из формулы, утвержденной п. 1.4. ГОСТ 8.157-75:
Если температура в градусах Цельсия:
t = T - T0,
то температура в кельвинах:
T= t + T0
Например, если t = - 45 °С, T= - 45 °С + 273,15 К = 228,15 К
а если t = - 46 °С, T = - 46 °С + 273,15 К = 227,15 К
227,15 кельвинов меньше, чем 228,15 кельвинов, следовательно - 46 °С меньше, ниже - 45 °С. Любое другое понимание значений температуры не соответствует государственным стандартам Российской Федерации и Международной системе единиц измерения.
Относительно довода подателя жалобы, касающегося отсутствия в инструкции пояснения относительно требований, которые указаны через союз "и", Комиссия поясняет следующее.
Требованиями к характеристикам товара "Спортивно-игровой комплекс с четырьмя башнями и двумя горками" установлено, что в конструкции данного комплекса должны быть четыре башни, при этом:
1) "к башне 1, с крышей первого типа, с высотой площадки не менее 1250 мм, должны быть пристроены: лестница, горка".
2) "к башне 4, с крышей четвертого типа, с высотой площадки не менее 1550 мм должны быть пристроены: фанерное ограждение, горка, перекладина".
В соответствии с пунктом 3.4 ГОСТ Р 52168-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний горок. Общие требования" (данный ГОСТ указан в разделе 4 Описания объекта закупки) "пристраиваемая горка - это горка, доступ к стартовому участку которой осуществляется через другое оборудование или части оборудования детской игровой площадки". В примечании к данному пункту указано, что "доступ к стартовому участку такой горки может осуществляться с помощью канатного подъемника, мостика, платформы, наклонного трапа, лестницы и других элементов оборудования". Из упомянутого определения и описания пристроенного к башням оборудования следует, что доступ к стартовому участку горок, входящих в конструкцию спортивного-игрового комплекса, осуществляется посредством площадок данных башен.
Из общей схемы горки, приведенной в пункте 5.1 ГОСТ Р 52168-2012 из схемы стартового участка горки, приведенной в пункте 5.3.4 данного ГОСТа и из чертежа пристраиваемой горки в пункте 5.4 данного ГОСТа следует, что высота стартового участка пристраиваемой горки должна совпадать с высотой платформы, к которой горка пристроена. Таким образом, высота стартового участка горки, пристроенной к башне с высотой площадки не менее 1250 мм, составляет не менее 1250 мм, а высота стартового участка горки, пристроенной к башне с высотой площадки не менее 1550 мм, составляет не менее 1550 мм.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что участнику закупки при заполнении заявки следует указать значения высот стартового участка каждой из двух горок, которые будут соответствовать значениям высот площадки башни, к которым данные горки пристроены.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Сиддхи" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 23 июня 2023 г. N 047/06/42-1581/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2023