Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 14.02.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0345100006023000001 на капитальный ремонт кровли крыши (УКСНЭР) (далее - электронный аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 000 000,00 рублей.
По результата электронного аукциона, между Заказчиком и Участником 06.03.2023 был заключен контракт N 18 (далее - Контракт), цена составила 720 000,00 рублей (снижение на 28%).
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 13.06.2023 Контракт расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Вместе с тем, представитель Участника явку на заседание не обеспечил, письменные пояснения, запрошенные у Участника в адрес Ленинградского УФАС России не поступали.
Уведомление N ИМ/5347/23 от 27.06.2023 направлено по электронной почте, дополнительно размещено в ЕИС для ознакомления неограниченному кругу лиц.
Таким образом, Участник, уведомленный надлежащим образом, не предоставил никаких письменных пояснений, явку на заседание в формате видеоконференцсвязи не обеспечил, не отправил Комиссии Ленинградского УФАС документов с фактами своей добросовестности, исходя из чего, Комиссия считает, что Исполнитель представил тот пакет документов, которыми располагал и считал достаточным для принятия соответствующего решения по рассматриваемому делу.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 9.1. Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС, ознакомившись с Контрактом и Техническим заданием (неотъемлемая часть Контракта), выявила, что в соответствии с п. 1.1. Контракта 1.1. Исполнитель обязуется выполнить работы по капитальному ремонту кровли крыши (далее - работы) для нужд ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Работы), а Государственный заказчик обязуется обеспечить приемку и оплату выполненных работ.
По Контракту:
- 1.2. Работы по настоящему Контракту выполняются в соответствии с условиями технического задания (Приложение N 1 к Контракту) и локального сметного расчёта (Приложение N 2 к Контракту), являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
- 4.2. Срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 01.06.2023 (включительно).
- 5.1. По окончании выполнения работ Исполнитель в течение 10 (десяти) рабочих дней формирует с использованием единой информационной системы акт сдачи-приемки выполненных работ.
Согласно п. 13.1 Контракт вступает в силу с даты его заключения и действует
до 30.06.2023 (включительно).
Неотъемлемыми частями Контракта являются:
Приложение N 1 - Техническое задание.
Приложение N 2 - Локальный сметный расчёт.
Приложение N 3 - Заключение экспертизы.
По Техническому заданию, Заказчику необходимы работы.
N п/п |
Наименование |
Ед. изм. |
Кол. |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Раздел 1. Капитальный ремонт кровли | ||||
1 |
Разборка мелких покрытий и обделок из листовой стали: поясков, сандриков, желобов, отливов, свесов и т.п. (конек) |
м |
157 |
|
2 |
Разборка мелких покрытий и обделок из листовой стали: поясков, сандриков, желобов, отливов, свесов и т.п. (ендовы) |
м |
16 |
|
3 |
Разборка мелких покрытий и обделок из листовой стали: поясков, сандриков, желобов, отливов, свесов и т.п. (примыкания) |
м |
38,5 |
|
4 |
Разборка покрытий кровель: из волнистых и полуволнистых хризотилцементных листов |
м2 |
863 |
|
5 |
Смена обрешетки с прозорами: из досок толщиной до 30 мм |
м2 |
43,2 |
|
6 |
Ремонт деревянных элементов конструкций крыш: смена стропильных ног из досок |
м |
48 |
|
7 |
Огнебиозащитное покрытие деревянных поверхностей готовыми составами для обеспечения: показателей пожарной опасности древесины Г1, РП1, В1, Д2, Т2, по НПБ 244 и для получения трудногорючей и медленно распространяющей пламя древесины по ГОСТ 12.1.044 |
м2 |
135 |
|
8 |
Устройство пароизоляции: прокладочной в один слой |
м2 |
863 |
|
9 |
Установка и разборка наружных инвентарных лесов высотой до 16 м: трубчатых для прочих отделочных работ |
м2 |
185,56 |
|
10 |
Монтаж кровельного покрытия: из профилированного листа при высоте здания до 25 м |
м2 |
863 |
|
11 |
Устройство мелких покрытий (брандмауэры, парапеты, свесы и т.п.) из листовой оцинкованной стали (коньки, ендовы) |
м2 |
92,6 |
|
12 |
Устройство мелких покрытий (брандмауэры, парапеты, свесы и т.п.) из листовой оцинкованной стали |
м2 |
16,8 |
|
Таким образом, Комиссия Ленинградского УФАС усматривает, что стороны изначально знали о всех объемах, сроках, количестве и качеству предъявляемым к работам, которые должны соответствовать требованиям установленным действующим Контрактом и приложениями к нему.
Из существа обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от 13.06.2023 принято в связи с тем, что полный объем работ к указанному сроку не выполнен, при этом часть выполненных работы не соответствовала качеству и требованиям Контракта, работы выполнены с отступлениями, то есть Заказчик не получил тот результат, на который он рассчитывал при заключении Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующие важные обстоятельства.
06.03.2023 стороны заключили Контракт.
Согласно Контракта, работы должны быть закончены в срок не позднее 01.06.2023.
Из материалов дела следует, что 27.03.2023 Подрядчик приступил к работам, вместе с тем, как указывает Заказчик, работы на объекте велись крайне медленно, группы рабочих постоянно менялись, на объект Общество не выходило неделями, тем не менее он не вмешивался в деятельность Исполнителя.
02.06.2023 Заказчик направил Подрядчику претензию N65/мо/61/15-228 о том, что срок исполнения обязательств закончился 01.06.2023, но ему не представлен документ о приемке с выставлением штрафных санкций.
Поскольку ответа на претензию не получено, 07.06.2023 Заказчик направил Подрядчику претензию (вход N 3660) с требованием исполнить обязательства.
13.06.2023 по результатам комиссионного осмотра Заказчиком объекта (Участник не явился на осмотр), установлено, что работы не выполнены в соответствии с условиями Контракта, о чем составлен Акт, которым зафиксировано в п.5 и 6 следующее:
В этот же день (13.06.2023) Заказчик направил Подрядчику претензию N65/мо/62/15-1046ж о некачественном выполнении работ, также принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Поскольку в установленный срок после принятия решения об одностороннем отказе (10-тидневный срок) Участник не устранил причины его принятия, на связь с Заказчиком Обществом не выходило.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято - 13.06.2023.
В материалах дела имеется информация о получении решения 13.06.2023 в 18:18 (МСК) через ЕИС (https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/reject-info.html?id=2839667).
Из обращения и пояснений представителя Заказчика следует, что в ходе исполнения обязательств Заказчик неоднократно шел Участнику навстречу и указывал на необходимость исполнить обязательства, поскольку нуждался в проведении работ по ремонту кровли, а в результате работы выполнена некачественно и не в полном объеме.
Комиссии не представлено доказательств добросовестного поведения Участника (письменных пояснений Общества), а в виду его отсутствия на заседании Комиссии, Управлению не представлено документов, которые могли бы подтверждать позицию о невозможности исполнить Контракт и о том, что Участник стремился выполнить обязательства.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссия не рассматривала гражданско-правовой спор между сторонами, так как это не входит в сферу ее компетенции. Комиссия лишь на основе представленных документов, письменных и устных пояснений сторон оценивала добросовестность/недобросовестность со стороны Участника.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению в действиях (бездействии) Участника фактов, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публично-правовой ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
2) Комиссия исходит из того, что подписав Контракт, Участник согласился со всеми его условиями (в том числе со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью Контракта).
Весь объем работ, требования к качеству и сроки были изначально известны Участнику, Комиссии не представлено документов, которые свидетельствуют о том, что Участник сталкивался с обстоятельствами, препятствующими исполнению Контракта.
Участник не подтвердил Комиссии, со ссылками на документы, причины не проведения качественных работ с учетом всех положений Технического задания.
Материалами дела подтверждается, что документы о завершении работ в ЕИС не загружались, также Участник не предоставил, на дату заседаний опровержения выводов, изложенный в Акте от 13.06.2023 по качеству части работ, выполненных по Контракту Участником с недостатками.
Анализ документов, имеющихся в материалах дела, позволяет Комиссии сделать вывод о том, что Заказчик, со своей стороны предупреждал Участника о необходимости исполнения обязательств в рамках заключенного Контракта, а Участник сознательно не исполнил часть обязательств.
Комиссия также не обладает доказательствами о сложностях исполнения обязательств, о таких фактах Заказчику также не сообщалось.
Материалами дела подтверждается, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе 13.06.2023, при сроке исполнения обязательств до 01.06.2023, то есть предоставляя Участнику срок как для исполнения своих обязательств, так и исправления некачественно выполненных работ.
Комиссия подчеркивает, что односторонний отказ не лишал Участника возможности мобилизовать все имеющиеся мощности и показать Заказчику свою заинтересованность в выполнении в кротчайшие сроки, что привело бы к отзыву одностороннего отказа, вместе с тем, к выполнению всего объема Участник не приступал, замечания не устранены.
Таким образом, Участник, имея возможность выполнить обязательства по Контракту не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для признания его поведения добросовестным.
3) При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для Исполнителя последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что выполнение работ по ремонту кровли не осуществлялась качественно и в полном объеме, что повлекло негативные последствия для Заказчика и учитывая объект закупки имеет последствия, поскольку некачественный настил может повлечь протечки и порчу имущества.
То есть, Комиссия приходит к выводу, что работы оказались сорванными в результате действий (бездействия) Исполнителя, а Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при подписании Контракта с Участником.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
включить сведения об ООО "ПК-ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 30 июня 2023 г. N 047/10/104-1679/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2023