Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "СК-55" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Лечебно-реабилитационный центр "Подмосковье" Федеральной налоговой службы" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт объекта капитального строительства - зданий корпусов ФБЛПУ "ЛРЦ "Подмосковье" ФНС России", расположенного по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, деревня Аксаково, ул. Подмосковная, владение 1, строение 1 (основного корпуса галереи-переход, технического подполья, 1-го, 2-го, 3-го этажей здания основного корпуса (литера "А" корпус N1), технического подполья, 2-го, 3-го этажей здания основного корпуса (литера "А2" корпус N3)) (извещение N 0348100099623000041 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии в части принятия неправомерного решения о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено 22.05.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 331 542 016,64 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 09.06.2023;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки,
5) заявка 1 участника закупки признана соответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией принято неправомерное решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с частью 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
Согласно части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Законом о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Законом о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Законом о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 13.06.2023 NПРОII1 (далее - Протокол) заявка Заявителя с идентификационным номером заявки "114404783" признана несоответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса по следующим основаниям:
"Отказ в принятии гарантии согласно ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 7 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ) Представленная в качестве обеспечения заявки независимая гарантия от 06 июня 2023 г. N 20518-23-10 не соответствует требованиям ст. 45 Закона 44-ФЗ. Требования к независимой гарантии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Независимая гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Гаранта на условиях, определенных гражданским законодательством и ст. 45 Закона 44-ФЗ. В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 08 ноября 2013 г. N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе. В соответствии с данными требованиями независимая гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид которой предусмотрен Законом о контрактной системе, лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона 44-ФЗ. Таким образом, требования к независимой гарантии также регулируются Гражданским законодательством. В соответствии с определением Верховного суда РФ от 05.02.2009 N 20-В08-16 доверенность подтверждает наличие у поверенного прав действовать от имени доверителя, определяет условия и границы реализации этих прав. Она предназначена для предъявления третьим лицам, в отношениях с которыми поверенный выступает от имени доверителя. Таким образом, третьи лица должны иметь возможность убедиться в том, что у поверенного есть необходимые полномочия. На основании п. 2 ст. 368 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) независимая гарантия выдается в письменной форме, позволяющей достоверно определить условия гарантии и удостовериться в подлинности ее выдачи определенным лицом в порядке, установленном законодательством, обычаями или соглашением гаранта с бенефициаром. Согласно п.2 ст.434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путём составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго п.1 ст.160 ГК РФ. Пунктом 1 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии (утв. Президиумом Верховного суда РФ 05.06.2019) установлено, что для возникновения обязательства из независимой гарантии достаточно одностороннего волеизъявления гаранта, если иное прямо не предусмотрено в тексте самой гарантии. В настоящем случае, поскольку подписантом по независимой гарантии от 06 июня 2023 г. N 20518-23-10 является лицо, действующее на основании доверенности, то невозможно установить волеизъявление гаранта на выдачу указанной независимой гарантии без предъявления доверенности третьим лицам. Документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени банка (гаранта) не представлены. Доверенность подтверждает наличие у поверенного прав действовать от имени доверителя, определяет условия и границы реализации этих прав. Она предназначена для предъявления третьим лицам, в отношениях с которыми поверенный выступает от имени доверителя. Таким образом, третьи лица должны иметь возможность убедиться в том, что у поверенного есть необходимые полномочия. На основании п. 2 ст. 368 ГК РФ независимая гарантия выдается в письменной форме, позволяющей достоверно определить условия гарантии и удостовериться в подлинности ее выдачи определенным лицом в порядке, установленном законодательством, обычаями или соглашением гаранта с бенефициаром. Поскольку подписантом независимой гарантии является лицо, действующее на основании доверенности, Заказчику невозможно установить легитимность представленной независимой гарантии: - невозможно установить волеизъявление гаранта на выдачу указанной независимой гарантии; - объём вверенных полномочий; - сроки действия вверенных полномочий; - субъекты, в отношении которых вправе выступать поверенный. В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 45 Закона 44-ФЗ основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона 44-ФЗ. Позиция подтверждается решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-50003/21-122-240 от 02.06.2021, решением ФАС России по делу N 20/44/105/2241 от 24.12.2020, решением Московского УФАС России по делу N 077/06/106-22926/2020 от 28.12.2020, решением Московского УФАС России по делу N 077/06/106-19286/2021 от 09.11.2021, решением Московского УФАС России по делу N 077/06/106-12381/2022 от 18.08.2022, решением Московского УФАС России по делу N 077/06/106-12466/2022 от 18.08.2022, решением Московского УФАС России по делу N 077/06/106-14040/2022 от 15.09.2022, решением Московского УФАС России по делу N 077/06/106-14098/2022 от 16.09.2022, решением Московского УФАС России по делу N 077/06/106-14058/2022 от 16.09.2022, решением Московского УФАС России по делу N 077/06/106-14065/2022 от 19.09.2022, решением Московского УФАС России по делу N 077/06/106-17145/2022 от 18.11.2022, решением Санкт-Петербургского УФАС России от 20.03.2023 по делу N 44-902/23".
На заседании Комиссии установлено, что в составе заявки Заявителя в качестве обеспечения заявки представлена независимая гарантия N 20518-23-10 от 06.06.2023 года, выданная ПАО "Промсвязьбанк" (далее - Независимая гарантия).
Вместе с тем Комиссией установлено, что сведения о Независимой гарантии включены в реестр независимых гарантий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1005) предусмотрено, что независимая гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной усиленной квалифицированной электронной подписью, лица, имеющего право действовать от имени банка, на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона о контрактной системе.
Преамбула Постановления N 1005 не входит в перечень требований, которые должна содержать независимая гарантия, а указывает на безусловную обязанность выдачи такой независимой гарантии лицом, имеющим право действовать от имени банка. При этом прямого требования о предоставлении доверенности уполномоченного сотрудника банка одновременно с самой независимой гарантией Закон о контрактной системе, Постановление N 1005, не содержит.
Вместе с тем, представителем Заказчика не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих о том, что Независимая гарантия банком не выдавалась.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии в части признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии в части признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса нарушают пункт 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК-55" обоснованной.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Материалы дела от 23.06.2023 N 050/06/105-21268/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе передать соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 23 июня 2023 г. N 050/06/105-21268/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2023