Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "ПСК Стройэффект" (далее - Заявитель) на действия Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - Заказчик), ГКУ КК "ДГЗ" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края и сооружений на них в 2023-2025 годах в городском округе городе-курорте Сочи (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0818500000823004425) (далее соответственно - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа, а именно:
1) неправомерно укрупнен лот на выполнение работ по содержанию дорог, поскольку лот не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки;
2) неправомерно проводится закупка путем открытого конкурса в электронной форме вместо электронного аукциона.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 28.06.2023 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 30.06.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при проведении Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 09.06.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) Максимальное значение цены контракта - 1 463 988 334 руб.;
4) Начальная сумма цен товара, работы, услуги - 103 584 851,16 руб.;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 26.06.2023;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки, при этом указанная заявка признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) победителем Конкурса признано ООО "Стройюгрегион" с предложением о цене контракта в размере 1 463 988 334 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно укрупнен лот на выполнение работ по содержанию дорог, поскольку лот не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В целях недопущения ограничения количества участников закупок на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в Российской Федерации в Письме ФАС России от 24.04.2020 N ИА/35241/20 изложена позиция по вопросу формирования лота при проведении таких закупок, в соответствии с которой для населенного пункта, имеющего статус города в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, численность населения которого не превышает 1 млн. жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1 млрд. руб.
На заседании Комиссии установлено, что численность населения города-курорта Сочи на 2023 год составляет менее 1 миллиона жителей.
Учитывая изложенное, максимальное значение цены контракта по данной закупке не должно превышать 1 млрд. рублей.
В соответствии с описанием объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) предусмотрено оказание услуг по содержанию 39 участков автомобильных дорог в городском округе городе-курорте Сочи (в Адлерском, Лазаревском, Центральном, Хостинском районы).
Согласно Извещению максимальное значение цены контракта составляет 1 463 988 334 руб., обеспечение заявки на участие в Конкурсе - 73 199 416,70 руб., обеспечение исполнения контракта - 146 398 833,40 руб., что, по мнению ФАС России, приводит к увеличению объема выполняемых работ, максимального значения цены контракта, суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения государственного контракта, а также цены выполненных работ по контрактам (договорам), предъявляемым участниками Конкурса для подтверждения соответствия дополнительному требованию по позиции 18 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Учитывая вышеизложенное, формирование Заказчиком, Уполномоченным органом лота на выполнение Работ не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, и, как следствие, приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом сформировавших лот закупки, ограничивают число участников закупки, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрено частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно проводится закупка путем открытого конкурса в электронной форме вместо электронного аукциона.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
В силу части 6 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" утвержден прилагаемый перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукционы (далее - Перечень).
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является оказание услуг по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края и сооружений на них в 2023-2025 годах в городском округе городе-курорте Сочи (код ОКПД2: 42.11.20.300 "Работы по содержанию автомобильных дорог").
При этом Комиссией установлено, что код ОКПД2: 42.11.20.300 "Работы по содержанию автомобильных дорог" отсутствует в Перечне, в связи с чем проведение Заказчиком закупки путем открытого конкурса в электронной форме не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
3. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 15 пункта 4.1.3 проекта государственного контракта Извещения (далее - Проект контракта) установлено, что подрядчик обязан утвердить у Заказчика (уполномоченного представителя) составы выпускаемых смесей и полуфабрикатов.
На заседании Комиссии установлено, что, согласно пункту 4.1.3 Проекта контракта, подрядчик обязан выполнить предусмотренные Проектом контракта работы в объеме, с качеством, в сроки, установленными Проектом контракта, в соответствии с технической документацией по объекту закупки, с действующими нормативными документами в сфере строительства, с применением материалов и технологий, отвечающих требованиям Заказчика.
Кроме того, вышеуказанное требование ставит подрядчика в зависимость от волеизъявления Заказчика.
Учитывая изложенное, требование об утверждении составов выпускаемых смесей и полуфабрикатов с Заказчиком является неправомерным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа установившего в Проекте контракта требование о необходимости утверждения с Заказчиком составов выпускаемых смесей и полуфабрикатов, используемых при производстве Работ, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПСК Стройэффект" обоснованной в части ненадлежащего формирования лота.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 30.06.2023 по делу N 28/06/105-1534/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 июня 2023 г. N 28/06/105-1534/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2023