На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 12.04.2023 N 213/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение Прокуратуры Ростовской области (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства транспорта Ростовской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию 3 618,939 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Ростовской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0158200000521000124) (далее соответственно - Извещение, Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно укрупнен лот на выполнение работ по содержанию дорог, поскольку лот не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки.
В ходе проведения внеплановой проверки 29.06.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 03.07.2023.
В соответствии с Извещением, документацией о проведении Конкурса (далее - Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 25.11.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) максимальное значение цены контракта - 1 783 126 299 руб.;
4) начальная сумма цен единиц товара (работы, услуги) - 43 061 600,20 руб.;
5) источник финансирования - бюджет Ростовской области, КБК - 81004091610022400244;
6) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 17.12.2021;
7) в соответствии с частью 16 статьи 54.4 Закона о контрактной системе (далее в ред. от 02.07.2021) Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям Документации и Закона о контрактной системе;
8) Заказчиком с ООО "Т-Транс" заключен государственный контракт от 30.12.2021 N 0158200000521000124_71556 - ГК (реестровый номер в ЕИС - 2616305371522000002).
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно укрупнен лот на выполнение работ по содержанию дорог, поскольку лот не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции,в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В целях недопущения ограничения количества участников закупок на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в Российской Федерации ФАС России письмом от 24.04.2020 N ИА/35241/20 изложена позиция по вопросу формирования лота при проведении таких закупок, в соответствии с которой для автомобильных дорог субъекта Российской Федерации, численность населения столицы которого составляет более 1 млн жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,5 млрд руб.
Вместе с тем согласно Извещению объектом Конкурса является выполнение работ по содержанию 3 618,939 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Ростовской области, численность жителей столицы которой превышает 1 млн человек.
При этом формирование объекта закупки с максимальным значением цены контракта в размере 1 783 126 299 руб., обеспечением заявки на участие в Конкурсе в размере 17 831 262,99 руб., обеспечением исполнения контракта в размере 178 312 630 руб. налагает на участников Конкурса дополнительные финансовые обязательства, поскольку размер вышеуказанных обязательств зависит от максимального значения цены контракта, что приводит к ограничению количества потенциальных участников закупки.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что формирование Заказчиком объекта закупки на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения с максимальным значением цены контракта в размере 1 783 126 299 руб. не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, о чем свидетельствует количество поданных заявок на участие в Конкурсе, а именно 1 заявка.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего объект закупки, ограничивают число участников закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанное нарушение истек.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. В связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности материалы от 03.07.2023 по делу N П-186/23 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 июля 2023 г. N П-186/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2023