рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Частное охранное предприятие "Волга-щит" (далее - Заявитель) на действия АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГБУЗ АО "ОДКБ им. Н.Н. Силищевой" (далее - Заказчик), Оператором электронной площадки запроса котировок электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0325200000223000075) (далее - Запрос котировок) (далее - Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Запроса котировок.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно направившего запрос в банк на блокирование денежных средств на специальном счете Заявителя.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса котировок Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Оператора электронной площадки 30.06.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 04.07.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при проведении Запроса котировок:
1) Извещение размещено в ЕИС - 14.06.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запроса котировок в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 8 287 530,48 руб.;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок - 21.06.2023;
5) на участие в Запросе котировок подано 4 заявки от участников закупки;
6) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 23.06.2023;
7) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 4 заявок участников Запроса котировок соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
8) победителем Запроса котировок признано ООО Частная охранная организация "Безопасный город" с предложением о цене контракта в размере - 4 100 000 руб.
В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 Закона о контрактной системе. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 утверждены Правила ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра независимых гарантий (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил в целях ведения реестра гарант не позднее рабочего дня, следующего за днем выдачи независимой гарантии или днем внесения изменений в условия независимой гарантии, формирует и включает в соответствии с Правилами указанные в пункте 4 Правил информацию и документы в реестр независимых гарантий.
В силу пункта 4 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде независимой гарантии оператор электронной площадки посредством взаимодействия с реестром независимых гарантий, размещенным в единой информационной системе, не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке проверяет наличие номера реестровой записи в таком реестре, сумму независимой гарантии, а также соответствие идентификационного кода закупки, указанного в независимой гарантии, идентификационному коду закупки, указанному в извещении об осуществлении закупки. Оператор электронной площадки возвращает заявку подавшему ее участнику закупки в соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе.
При этом в соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки осуществляют возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случае отсутствия номера реестровой записи в реестре независимых гарантий, размещенном в единой информационной системе, несоответствия идентификационного кода закупки, для обеспечения заявки на участие в которой выдана независимая гарантия, идентификационному коду закупки, указанному в извещении об осуществлении закупки, приглашении, а также если сумма независимой гарантии менее размера обеспечения заявок на участие в закупке, установленного заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок - 21.06.2023 в 09:00 (МСК).
Согласно Извещению размер обеспечения заявки на участие в Запросе котировок составляет 82 875,30 руб.
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что Оператором электронной площадки неправомерно отправлен запрос в банк на блокирование денежных средств на специальном счете на участие в Запросе котировок, вместо осуществления проверки наличия в реестре независимых гарантий полученной Заявителем независимой гарантии.
Комиссией установлено, что Заявителем для обеспечения заявки на участие в Запросе котировок оформлена независимая гарантия, выданная банком АО КБ "Модульбанк" (далее - Банк) от 21.06.2023 N БГ - 936480 (далее - Независимая гарантия), при этом при формировании заявки на участие в Запросе котировок Заявителем также указан специальный счет в ПАО "Сбербанк" N 40702810405000005011 (далее - Специальный счет).
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что Оператору электронной площадки не поступило сведений о наличии Независимой гарантии в реестре независимых гарантий, в связи с чем Оператором электронной площадки направлен запрос в банк на блокирование денежных средств на Специальном счете Заявителя в качестве обеспечения заявки на участие в Запросе котировок.
На заседании Комиссии установлено, что дата включения сведений о Независимой гарантии в реестр независимых гарантий - 21.06.2023 в 08:54:25, при этом Заявителем 21.06.2023 в 08:56:49 подана заявка на участие в Запросе котировок.
С учетом пункта 4 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе Оператор электронной площадки должен осуществить проверку наличия реестровой записи гарантии в реестре независимых гарантий.
При этом согласно пояснениям Оператора электронной площадки при подаче участником закупки заявки на участие в закупке функционал электронной площадки позволяет участникам закупки выбрать в качестве обеспечения заявки на участие в закупке независимую гарантию, а также указать специальный счет. Вместе с тем функционал электронной площадки позволяет одновременно указывать оба вида обеспечения, например, указать вручную номер независимой гарантии и выбрать специальный счет.
Кроме того, согласно пояснениям Оператора электронной площадки в разделе "специальный счет" формы подачи заявки на участие в закупке на выбор участником закупки независимой гарантии указывает лишь выбор "банк не выбран" в поле "банк".
Также в разделе "Независимая гарантия" формы подачи заявки указано следующее "Укажите номер специального счета, либо подождите, пока придут все сведения о банковских гарантиях, либо вы можете вручную указать номера независимых гарантий".
Указанное ввело Заявителя в заблуждение, что привело к блокированию денежных средств на Специальном счете Заявителя вместо проверки Независимой гарантии в реестре независимых гарантий.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки нарушают часть 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Заявитель подал заявку на участие в Запросе котировок, а также Оператором электронной площадки направлен запрос в банк на разблокирование денежных средств на Специальном счете Заявителя в соответствие с пунктом 3 части 10 статьи 44 Закона о контрактной системе, в связи с чем предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Частное охранное предприятие "Волга-щит" обоснованной.
2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы от 04.07.2023 по делу N 28/06/105-1549/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 июля 2023 г. N 28/06/105-1549/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2023