Резолютивная часть решения оглашена 28 июня 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 03 июля 2023 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:
Членов Комиссии:,
В присутствии посредством видео-конференц-связи:
представителя департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга - , действующей на основании доверенности,
и.о. председателя Комитета муниципального заказа администрации города Оренбурга - , действующего на основании доверенности,
представители Общества с ограниченной ответственностью "РЕГИОН ГРУПП", на рассмотрение жалобы не явились, о дате, времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом (исх. N НР/1588/23 от 23.06.2023 г.),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "РЕГИОН ГРУПП" на действия департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования, нанесение дорожной разметки и установка дорожных знаков в г. Оренбурге (номер извещения 0153300066923000379),
УСТАНОВИЛА:
22.06.2023 г. в Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "РЕГИОН ГРУПП" (далее - Заявитель, Общество) на действия департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (далее - Заказчик, департамент) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования, нанесение дорожной разметки и установка дорожных знаков в г. Оренбурге (номер извещения 0153300066923000379) (далее - закупка, конкурс).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Комитету муниципального заказа администрации города Оренбурга (далее - Уполномоченный орган) выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик неправомерно установил формулы оценки заявок на участие в закупке, а именно: в разделе 3 "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом 2 настоящего документа" указан пп. "е" п. 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604), предусматривающий предельное максимальное значение характеристики объекта закупки.
Между тем в разделе 2 "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" Заказчиком в п. 2 "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" указана формула, предусмотренная пп. "б" п. 2 Постановления N 2604. Указанные противоречивые требования, по мнению Заявителя, ограничивают конкуренцию и нарушают положения Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика жалобу просил признать необоснованной, указав, что разночтения в порядке оценки заявок, на которые указывает Заявитель, являются технической ошибкой, не искажающей смысл установленных требований. Существующее противоречие не повлияло на результаты оценки заявок, поскольку на участие в конкурсе была подана лишь одна заявка, в связи с чем критерии оценки заявок не применялись. Кроме того, в адрес Заказчика не поступало запросов о даче разъяснений положений извещения в порядке ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе. В связи с изложенным представитель Заказчика просил признать жалобу необоснованной.
Из пояснений представителя Уполномоченного органа следует, что ошибочной указанный пп. "е" п. 20 Постановления N 2604, подразумевающий применение предельного максимального значения характеристики объекта закупки, к рассматриваемой закупке не применим. Заказчиком при размещении Извещения о проведении конкурса Приложением к Извещению "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" не установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки. В настоящей закупке определен порядок оценки по детализирующему показателю: лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, что соответствует пп. "б" п. 20 Постановления N 2604. Представитель Уполномоченного органа отметил, что требования, установленные Заказчиком, соответствуют положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем просил признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам:
31.05.2023 17:36 (МСК+2) на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) и на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования, нанесение дорожной разметки и установка дорожных знаков в г. Оренбурге (номер извещения 0153300066923000379).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 331 055 015,65 рублей.
В силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе, проведение открытого конкурса в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе, электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную пп. 1-23 указанной части статьи.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из положений пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что извещение об осуществлении закупки должно содержать также порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" устанавливает порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Так, следуя пункту 3 Постановления N 2604, законодателем установлены следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 24 Постановления N 2604, оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Постановления N 2604, применяются детализирующие показатели (пункт 25 Положения).
В соответствии с подпунктом "а" пунктом 28 Постановления N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Постановления N 2604, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
В соответствии с подпунктом "б" пункта 28 Постановления N 2604, оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается.
В соответствии с п. 20 Постановления N 2604, если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул:
б) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
е) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
Материалами дела установлено, что Заказчиком размещен файл "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" (Приложение в Извещению), в котором установлены следующие критерии оценки заявок:
"1. Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги
Значимость критерия оценки: 60.00%
Формула оценки или шкала оценки: Оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктом 9 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение):
где:
Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение);
Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки: п. 9 Положения
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
Значимость критерия оценки: 40.00%
Показатели оценки: наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта
Значимость показателя: 100.00%
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров
Значимость детализирующего показателя: 100.00%
Формула оценки или шкала оценки:
где:
Хi - значение (общая стоимость исполненных договоров), содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки ";
Хmin - минимальное значение (общая стоимость исполненных договоров), содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки ";
Хmax - максимальное значение (общая стоимость исполненных договоров), содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки ".
Если установлены предусмотренные пунктом 20 Положения предельное максимальное значение характеристики объекта закупки и в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше такого предельного значения, баллы по детализирующему показателю в соответствии с пунктом 20 Положения присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки.
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки: пп. "е" п.20 Положения.
Оценивается предложение участника об общей цене исполненных участником закупки государственных (муниципальных) контрактов / гражданско-правовых договоров за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе (оценивается суммарный объем выполненных работ, связанных с предметом контракта, исчисляемый в рублях).
Под работами, связанными с предметом контракта понимается выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги".
Из указанного следует, что оценка заявок по детализирующему показателю - общая цена исполненных участником закупки договоров - осуществляется в порядке, установленном подпунктом "б" пункта 20 Постановления N 2604. Между тем пункт 2 раздела 3 "Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", регламентирующий применение критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки содержит указание на подпункт "е" пункта 20 Постановления N 2604.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Из положений части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, проанализировав положения Извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки N 0153300066923000379, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком нарушены требования положений ч. 3 ст. 7 и ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, что влечет административную ответственность по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах доводы жалобы Заявителя признаются обоснованными.
Вместе с тем из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.06.2023 г., по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке - ООО "КОМПАНИЯ "ОРЬТЕХЦЕНТР" (идентификационный номер заявки 219). В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 52 Закона 44-ФЗ, электронная процедура признана несостоявшейся.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе, в случае проведения электронного конкурса оценка по критериям оценки заявок на участие в закупке, установленным в извещении об осуществлении закупки, не осуществляется.
Таким образом, существующее противоречие, содержащееся в "Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", не повлияло на отклонение заявок участников закупки. При таких обстоятельствах Комиссия Оренбургского УФАС России считает возможным предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "РЕГИОН ГРУПП" на действия департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга при проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования, нанесение дорожной разметки и установка дорожных знаков в г. Оренбурге (номер извещения 0153300066923000379) обоснованной.
2. Признать департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга нарушившим ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 28 июня 2023 г. N 056/06/106-702/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2023