На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. 4 Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила) в соответствии с Приказом Оренбургского УФАС России N 76/23 от 26.06.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция Оренбургского УФАС России) в составе:
Руководителя Инспекции:
членов Инспекции:
в присутствии представителя Администрации города Оренбурга -
представители ООО "Пассажирский альтернативный транспорт" на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены, ходатайств не заявляли,
проведя внеплановую документарную проверку действий Администрация города Оренбурга при проведении заказа на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу по муниципальному маршруту города Оренбурга N 65Н (N заказа 6063967), размещенного с помощью электронного магазина России "РТС-Маркет" (market.rts-tender.ru),
УСТАНОВИЛА:
Из ФАС России в Оренбургское УФАС России поступило поручение (исх. N 28/47597/23 от 16.06.2023 г., вх. N 2396-ЭП/23 от 19.06.2023 г.) о проведении внеплановой проверки на основании поступившего обращения ООО "Пассажирский альтернативный транспорт" (далее - Заявитель) на действия администрация города Оренбурга (далее - Заказчик) при проведении заказа на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу по муниципальному маршруту города Оренбурга N 65Н (N заказа 6063967), размещенного с помощью электронного магазина России "РТС-Маркет" (market.rts-tender.ru) (далее - Заказ 6063967).
Присутствующий на заседании Инспекции Оренбургского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что заказ N 6063967 осуществлялся в рамках п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе с соблюдением требований, установленных Федеральным законом РФ от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказом Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 30 декабря 2019 года N 191 "Об утверждении порядка осуществления закупок малого объема и определении информационных систем, предназначенных для осуществления закупок малого объема".
В ходе изучения материалов дела, в соответствии с положениями ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее:
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом местного самоуправления или муниципальным заказчиком муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе, конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) возможно при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Постановления Администрации города Оренбурга от 16.03.2023 г. N 343-п, обеспечение осуществления закупок малого объема, проводимых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе осуществляется на основании приказа Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 30.12.2019 г N 191 "Об утверждении порядка осуществления закупок малого объема и определении информационных систем, предназначенных для осуществления закупок малого объема"
Согласно пункту 13 (далее - Приказ 191) заключение контракта (договора) в ИС осуществляется в электронной форме с участником ЗМО, предложение на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным заказчиком в сведениях о закупке, и содержит наименьшую цену контракта (договора), а в случае, предусмотренном пунктом 10 настоящего Порядка, с участником ЗМО, предложение на участие в закупке которого признано лучшим после предложения участника ЗМО, в отношении которого были выявлены несоответствия требованиям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка.
В соответствии с п. 1 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), настоящий Порядок разработан в целях реализации механизма осуществления закупок товаров, работ, услуг в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в электронной форме, а также в целях определения порядка проведения закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" неконкурентным способом осуществления закупок, предусмотренным пунктами 21.2, 21.3 Типового положения о закупке товаров, работ, услуг, утвержденного приказом министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 20 декабря 2019 года N 180 (далее - Типовое Положение).
В соответствии с п. 3 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), информационные системы (далее - ИС), указанные в пункте 1 настоящего приказа, обеспечивают возможность проведения закупок малого объема способами, предусмотренными пунктом 7 настоящего Порядка, обмена документами, заключения контрактов (договоров) по результатам проведения закупок малого объема. ИС также предоставляют возможность получения информации о рыночных ценах товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
В соответствии с п. 4 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), выбор ИС для проведения закупок малого объема осуществляется заказчиками самостоятельно.
В соответствии с п. 6 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), закупки малого объема проводятся заказчиками одним из способов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, а в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, - также путем выбора одного из имеющихся предложений участников, размещенных в ИС (оферт) или без использования ИС.
В соответствии с п. 7 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), закупки малого объема могут быть осуществлены заказчиками путем проведения котировочных сессий, формирования потребностей или иным способом, предусматривающим необходимость размещения заказчиками в ИС информации о своей потребности (о закупаемом товаре, работе, услуге (иных условиях проведения закупки)) (далее - сведения о закупке), подачи участниками ЗМО предложений на участие в закупке, победителем в которой признается участник ЗМО, предложение на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным заказчиком в сведениях о закупке, и содержит наименьшую цену контракта (договора).
Срок подачи участниками ЗМО предложений на участие в закупке, устанавливаемый заказчиком в сведениях о закупке, не может быть менее 4 рабочих часов. Указанный срок исчисляется в соответствии с установленным режимом рабочего времени заказчика.
Внесение изменений в сведения о закупке не допускается.
Заказчик вправе отказаться от проведения процедуры ЗМО до окончания срока подачи предложений на участие в ЗМО.
В соответствии с п. 7.1 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), сведения о закупке должны содержать следующую информацию и документы:
- описание объекта закупки;
- начальная (максимальная) цена контракта (договора) и информация о количестве закупаемого товара, объеме подлежащей выполнению работы, оказанию услуги. В случае если количество закупаемого товара, объем подлежащей выполнению работы, оказания услуги невозможно определить, сведения о закупке должны содержать начальную (максимальную) цену единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта (договора);
- проект контракта (договора).
Заказчик вправе включить в сведения о закупке иные сведения, информацию и документы.
В соответствии с п. 8 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), в целях осуществления закупки малого объема одним из способов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, заказчик формирует сведения о закупке с использованием государственной информационной системы "Региональная информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Оренбургской области" (далее - ГИС РИС) и направляет их в ИС.
Заказчики муниципальных районов, городских округов, городских поселений Оренбургской области формируют сведения о закупке с использованием ГИС РИС и направляют их в ИС или в соответствии с размещенными на сайтах ИС регламентами (инструкциями) работы и настоящим Порядком формируют указанные сведения непосредственно в ИС.
В соответствии с п. 9 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), при проведении закупки малого объема одним из способов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, заказчик рассматривает информацию о характеристике товара, работы, услуги, которая поступила к нему исключительно посредством ИС. В случае предоставления участником ЗМО общего ценового предложения, без учета стоимости за каждую единицу товара, работы, услуги, отклонение заказчиком участника закупки по такому основанию не допускается.
В соответствии с п. 13 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), заключение контракта (договора) в ИС осуществляется в электронной форме с участником ЗМО, предложение на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным заказчиком в сведениях о закупке, и содержит наименьшую цену контракта (договора), а в случае, предусмотренном пунктом 10 настоящего Порядка, с участником ЗМО, предложение на участие в закупке которого признано лучшим после предложения участника ЗМО, в отношении которого были выявлены несоответствия требованиям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка.
05.05.2023 г. с помощью электронного магазина России "РТС-Маркет" (market.rts-tender.ru) Заказчиком размещен заказ на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу по муниципальному маршруту города Оренбурга N 65Н (N заказа 6063967).
Общая стоимость заказа составляет 216 146,88 рублей.
Дата и время поставки: "01.07.2023 - 30.06.2024".
Адрес доставки: "г. Оренбург, Маршрут N65 Н Монтажников улица - Гаранькина улица - Салмышская улица - Инверторная улица - Саморядова улица - Братьев Хусаиновых улица - Северный проезд - Джангильдина улица - Просторная улица - Родимцева улица - Брестская улица - Дзержинского проспект - Театральная улица - Транспортная улица - Победы проспект - 8 Марта улица - Володарского улица - Комсомольская улица - Постникова улица - Парковый проспект - Орлова улица - Коммунаров проезд - Кондукторский переулок - Госпитальный переулок - Чичерина улица - Кирова улица".
В своём обращении ООО "Пассажирский альтернативный транспорт" указывает на то, что указанная закупка не размещена в единой информационной системе в сфере закупок.
Данный довод несостоятелен, так как согласно Порядку, утвержденном Приказом 191, Заказчики формируют сведения о закупке с использованием ГИС РИС и направляют их в ИС или в соответствии с размещенными на сайтах ИС регламентами (инструкциями) работы и настоящим Порядком формируют указанные сведения непосредственно в ИС.
В рассматриваемом случае, Заказ 6063967 размещен с помощью электронного магазина России "РТС-Маркет" (market.rts-tender.ru), что соответствует требованиям Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191).
Также согласно доводу Заявителя в электронной форме закупки малого объема могут быть осуществлены только в отношении товаров, поскольку указанное прямо следует из положений ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Данный довод Инспекцией Оренбургского УФАС России также признается несостоятельным, поскольку Заказчиком Заказ 6063967 размещался в рамках п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Кроме того, ООО "Пассажирский альтернативный транспорт" указывает на то, что Заказчиком установлен неразумный, ограничивающий потенциальных участников срок подачи заявок.
Заказ 6063967 размещен с помощью электронного магазина России "РТС-Маркет" (market.rts-tender.ru) 05.05.2023 г. в 06 часов 15 минут по московскому времени, дата окончания подачи заявок 10.05.2023 г. 08 часов 00 минут по московскому времени.
В п. 7 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом N 191) установлено, что срок подачи участниками ЗМО предложений на участие в закупке, устанавливаемый заказчиком в сведениях о закупке, не может быть менее 4 рабочих часов. Указанный срок исчисляется в соответствии с установленным режимом рабочего времени заказчика.
На основании изложенного, довод Заявителя признается Инспекцией Оренбургского УФАС России несостоятельным.
Заявитель указывает на то, что Заказчиком не размещены документы, позволяющие определить требования к участникам и к их заявкам, определить порядок проведения закупки.
Месте с тем, из объяснений Заказчика следует, что требования к участникам на электронной торговой площадке РТС-тендер выставляются автоматически в рамках формирования закупки при выборе соответствия требованиям п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Представители ООО "Пассажирский альтернативный транспорт" на рассмотрение дела не явились, уточняющие вопросы не представилось возможным задать.
На основании изложенного, довод Заявителя признается Инспекцией Оренбургского УФАС России несостоятельным.
Также согласно доводу Заявителя в целях ограничения допуска к участию в закупке, форма закупки умышленно определена как малая, искусственно и необоснованно занижена цена контракта. Данная закупка не может являться малой, указанные действия осуществлены Заказчиком с целью преодоления требований Федерального закона РФ от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Данный довод Инспекцией Оренбургского УФАС России также признан необоснованным, поскольку заказ N 6063967 проводился Заказчиком в рамках п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), что допускается при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей) в соответствии с требованиями, установленными Порядком осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191).
Представители Заказчика в ходе проведения внеплановой проверки также пояснили, что общая стоимость заказа - 216 146,88 рублей, рассчитана с учетом требований ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также в соответствии с порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.01.2021 г. N 351). Закупка осуществлялась с учетом лимитов, установленных п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, п. 32-33 Правил, Инспекция Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
С учетом положений п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, Федерального закона РФ от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказа Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 30 декабря 2019 года N 191 "Об утверждении порядка осуществления закупок малого объема и определении информационных систем, предназначенных для осуществления закупок малого объема", нарушений Закона о контрактной системе в действиях Администрации города Оренбурга при проведении заказа на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу по муниципальному маршруту города Оренбурга N 65Н (N заказа 6063967), размещенного с помощью электронного магазина России "РТС-Маркет" (market.rts-tender.ru) не установлено.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 29 июня 2023 г. N 056/10/99-714/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2023