В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 72/23 от 27.06.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:
Членов Инспекции:
в присутствии в режиме видео-конференц-связи представителя Общества с ограниченной ответственностью "АСПАКА" - , действующей на основании доверенности,
представители Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения
рассмотрев обращение Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (вх. N 2675/23 от 26.06.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "АСПАКА" (ИНН: 6317160325) в связи с уклонением от заключения контракта на поставку тряпок для мытья пола (N извещения 0353100000523000018),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему (далее - ЕИС) поступило обращение Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Заказчик, ФКУ "ГБ МСЭ по Оренбургской области" Минтруда России) (вх. N 2675/23 от 26.06.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "АСПАКА" (ИНН: 6317160325) (далее - Поставщик, Общество, Победитель), в связи с уклонением от заключения контракта на поставку тряпок для мытья пола (N извещения 0353100000523000018) (далее - закупка, аукцион).
Из обращения Заказчика следует, что Общество не подписало проект контракта в регламентированный срок - до 23.06.2023 г., в связи с чем 26.06.2023 г. ООО "АСПАКА" признано уклонившимся от заключения контракта на тряпок для мытья пола.
Представитель ООО "АСПАКА" просил представленные в отношении Поставщика сведения не включать в РНП, указав на следующее.
Победитель не направил Заказчику в сроки, указанные в ч. 5 ст. 51 Закона, проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени Заказчика, в связи с ошибкой, допущенной сотрудником, на которого была возложена ответственность за участие в настоящей закупке а именно: подписание проекта Контракта, предоставление необходимой документации (на основании акта приема-передачи ЭЦП от 01.04.2023 г., доверенности на передачу ЭЦП от 01.04.2023.) Указанный сотрудник ввиду загруженности и невнимательности, а также отсутствия опыта работы с государственными закупками, неверно истолковал нормы Закона о контрактной системе, из-за чего нарушил срок размещения подписанного проекта Контракта.
Представитель Общества обратил внимание Инспекции Оренбургского УФАС России на то, что Поставщик не имел умысла на уклонение от подписания и исполнения настоящего контракта. Несмотря на вышеуказанные обстоятельства, 26.06.2023 г. Общество перечислило денежные средства на счет Заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта, что подтверждается платежным поручением N 80 от 26.06.2023 г. на сумму 2 500,03 рублей.
26.06.2023 г. Общество направило письмо Заказчику, в котором сообщило об отсутствии намерений уклоняться от заключения контракта и о готовности исполнять его. Общество приложило к письму платежное поручение, подтверждающее внесение обеспечения исполнения контракта на счет Заказчика. 28.06.2023 г. Победителем повторно направлено письмо в адрес Заказчика, в котором ООО "АСПАКА" принесло извинения за сложившуюся ситуацию, попросило Заказчика продлить срок подписания контракта со своей стороны и отменить протокол признания участника уклонившимся от подписания контракта.
Представитель Поставщика пояснил, что ответственное лицо Заказчика признало свою вину, в отношении него принято решение о применении дисциплинарного взыскания, что подтверждается объяснительной запиской сотрудника от 26.06.2023 г., приказом о дисциплинарном взыскании от 27.06.2023 г.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав доводы представителя Общества, установила следующее.
01.06.2023 08:39 (МСК+2) Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) и на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" было размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку тряпок для мытья пола (N извещения 0353100000523000018).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 38 462,10 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи Заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
Согласно ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Из положений ч. 7 ст. 51 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае:
1) если участник закупки в соответствии с частью 6 настоящей статьи признан уклонившимся от заключения контракта;
2) отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.06.2023 г. N ИЭА1, ООО "АСПАКА" признано победителем электронного аукциона на поставку тряпок для мытья пола с предложением по цене контракта - 25 000,39 рублей.
16.06.2023 05:54 (МСК+2) Заказчиком в единой информационной системе размещен проект контракта.
Вместе с тем, в регламентированный срок - до 23.06.2023 г. Победителем проект контракта не подписан усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки.
В этой связи, 26.06.2023 12:59 (МСК) Заказчиком был сформирован протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта и размещен в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в РНП является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в РНП нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в РНП невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Как следует из пояснений ООО "АСПАКА", подписать проект контракта не представилось возможным по причине загруженности и невнимательности, а также отсутствия опыта работы с государственными закупками ответственного за подписание контракта сотрудника. Инспекция Оренбургского УФАС России находит ссылку Поставщика на указанные обстоятельства неубедительной ввиду следующего.
Предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. ООО "АСПАКА", подавшее заявку на участие в закупке, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность. Принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Между тем Инспекция Оренбургского УФАС России исследовала поступившие от Общества письменные пояснения и документы, из которых следует, что Поставщиком не осуществлялись какие-либо умышленные действия, направленные на уклонение от подписания контракта.
Материалами дела установлено, что ООО "АСПАКА" направило Заказчику письмо о намерении исполнить обязательства по контракту своевременно и в полном объеме, для чего располагает всеми необходимыми ресурсами. Так, ООО "АСПАКА" закупило товар для дальнейшей его поставки по контракту, что подтверждается счетом на оплату N 2306-111300-02814 от 16.06.2023 г. и счетом на доплату N 2306-111300-02814 от 19.06.2023 г. Общество оплатило данные счета и получило необходимый товар, о чем свидетельствует платежное поручение N 43 от 19.06.2023 г.
В материалы дела Поставщиком предоставлено ходатайство о выдаче предписания, направленного на заключение контракта. Вместе с тем в силу подпункта "б" пункта 13, подпункта "а2 пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, предписание выдается в случае, если заказчиком допущены нарушения законодательства о контрактной системе, связанные с определением участника закупки лицом, с которым заключается контракт, направлением такому участнику закупки проекта контракта, заключением контракта, признанием участника закупки уклонившимся от заключения контракта. Однако доказательств, подтверждающих нарушение указанных требований, ООО "АСПАКА" не представлено, в связи с чем удовлетворение указанного ходатайства не представляется возможным.
Вместе с тем Оренбургское УФАС России обращает внимание ООО "АСПАКА" на необходимость неукоснительного соблюдения положений Закона о контрактной системе при осуществлении деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и просит принять меры по недопущению подобных фактов в будущем.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "АСПАКА" (ИНН: 6317160325) в связи с уклонением от заключения контракта на поставку тряпок для мытья пола (N извещения 0353100000523000018), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 3 июля 2023 г. N 056/10/104-722/2023 (ключевые темы: участники закупок - реестр недобросовестных поставщиков - электронная торговая площадка - медико-социальная экспертиза - обеспечение исполнения контракта)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2023