Резолютивная часть решения оглашена 04 июля 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 06 июля 2023 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:, Членов комиссии:
в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
представителей ООО "Фирма "Новые Системные Технологии" -
представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медицинский информационно- аналитический центр" -
представителя Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" -
рассмотрев жалобу ООО "Фирма "Новые Системные Технологии" на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медицинский информационно- аналитический центр" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по модернизации централизованной подсистемы "Управление скорой и неотложной медицинской помощью" государственной информационной системы в сфере здравоохранения Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323005453),
УСТАНОВИЛА:
27.06.2023 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "Фирма "Новые Системные Технологии" (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медицинский информационно- аналитический центр" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по модернизации централизованной подсистемы "Управление скорой и неотложной медицинской помощью" государственной информационной системы в сфере здравоохранения Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323005453) (далее - Аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Заказчику, оператору электронной площадки, Уполномоченному органу - Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр организации закупок" выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представители Заявителя пояснили, что в техническом задании установлено требование о том, что Исполнитель обязан самостоятельно получить права у Правообладателя в объеме, необходимом и достаточном для оказания услуг модернизации системы. Таким образом, Заказчик устанавливает требования не к объекту закупки, а к Исполнителю, и возможность оказания Исполнителем услуг модернизации системы ставится в зависимость от действий третьего лица - Правообладателя ПК АДИС, что делает невозможным участие в данной закупке неограниченного количества участников.
Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 17 декабря 2020 года N 715 (далее - Приказ N 715) утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем, а также установлено требование о том, что контракты должны включать в себя ряд обязательных условий.
Между тем, в проекте контракта Заказчиком не установлены следующие условия:
- условия о порядке предоставления (передачи) результатов выполнения работ Заказчику (подпункты 2.1-2.7 Типовых условий);
- условие об обязанностях подрядчика (исполнителя) без увеличения цены договора передать Заказчику исключительное право на разработку (подпункт 3.1 Типовых условий);
- условие об обеспечении передачи Заказчику результатов работ, не являющихся предметом залога, ареста или иного обременения (подпункт 3.4 Типовых условий);
- условие об отсутствии ограничений, препятствующих использованию результатов работ по их назначению (подпункт 3.5 Типовых условий);
- условия о принадлежности исключительных прав и права собственности на результаты работ (подпункты 4.1-4.3 Типовых условий).
Также, представители Заявителя указали на то, что установленное в техническом задании требование о том, что Исполнитель обязан самостоятельно получить права в объеме, необходимом и достаточном для оказания услуг по модернизации системы у Правообладателя, входит в прямое противоречие с Типовыми условиями и Законом о контрактной системе, поскольку применительно к предмету Аукциона Типовыми условиями установлено, что права должен предоставить именно Заказчик, как организация, эксплуатирующая ПК АДИС в объеме прав, предоставленных Правообладателем, и заказывающая путем проведения Аукциона модернизацию системы, в которой используется ПК АДИС (п. 4.3 Типовых условий).
В этой связи, представители Заказчика просили признать жалобу обоснованной и обязать Заказчика привести Аукцион в соответствие с действующим законодательством.
Представитель Заказчика жалобу просил признать необоснованной, пояснил, что в п. 1.1 технического задания установлено: "В составе централизованной подсистемы "Управление скорой и неотложной медицинской помощью" государственной информационной системы в сфере здравоохранения Оренбургской области функционирует Программный Комплекс автоматизации диспетчерской службы станции скорой медицинской помощи (ПК АДИС)".
Таким образом, участники закупки проинформированы о том, что функционирующее программное обеспечение имеет конкретного правообладателя. Заказчик не имеет прав (исключительных и неисключительных) на программный комплекс автоматизации станций скорой медицинской помощи (ПК "АДИС"). Заказчик согласно Постановлению Правительства Оренбургской области от 03.11.2011 N 1075-п является оператором государственной информационной системы здравоохранения Оренбургской области. В состав этой системы входит централизованная подсистема "Управление скорой и неотложной медицинской помощью". Данное описание объекта закупки не ограничивает доступ к участию в Аукционе. Участник сам определяет, что ему потребуется для исполнения контракта.
Представитель Заказчика указал на то, что требования действующего законодательства в части использования типовых условий соблюдены. В Приказе N 715 предусмотрен два вида передачи прав:
- передача исключительных прав, когда осуществляется создание нового программного продукта;
- передача неисключительных прав, когда осуществляется использование уже готового программного продукта, у которого имеется правообладатель.
В рассматриваемом случае, предметом контракта является в том числе, оказание услуг по передаче прав на использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, прав на которые принадлежат подрядчику (исполнителю), в объеме, необходимом для использования Заказчиком результатов работ по договору по их целевому назначению и в соответствии с условиями договора на весь срок действия использованных исключительных прав или иной срок , установленный Заказчиком. Подрядчик (исполнитель) передает права посредством заключения лицензионного договора.
Также, представитель Заказчика отметил, что Заказчик не имеет прав (исключительных и неисключительных) на программный комплекс автоматизации станций скорой медицинской помощи (ПК АДИС), соответственно ссылка на п. 4.3 Типовых условий не правомерна.
Представитель Уполномоченного органа жалобу просил признать необоснованной, поддержал в полном объеме довод представителя Заказчика, пояснил, что, действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки. Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом, данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Условиями технического задания Заказчиком предусмотрено, что требуемые к выполнению услуги по модернизации централизованной подсистемы "Управление скорой и неотложной медицинской помощью" государственной информационной системы в сфере здравоохранения Оренбургской области - осуществляются путем внедрения специализированного программного обеспечения, отвечающего требованиям настоящего технического задания. Иными словами, в рассматриваемой ситуации под модернизацией действующей подсистемы - следует понимать "преобразование" устаревшей, путем "внедрения" специализированного ПО, в том числе, в целях повышения эффективности функционирования системы здравоохранения Оренбургской области. В содержании ТЗ Заказчика указано, что в составе централизованной подсистемы "Управление скорой и неотложной медицинской помощью" государственной информационной системы в сфере здравоохранения Оренбургской области функционирует Программный Комплекс автоматизации диспетчерской службы станции скорой медицинской помощи (ПК АДИС).
При оказании требуемых Заказчику услуг, Исполнителю не запрещается использовать программное обеспечение, разработанное третьими лицами, с последующим предоставлением заказчику простой (неисключительной) лицензии. Настоящие условия, в том числе, предусмотрены и условиями проекта контракта Заказчика (п.1.5).
Также, представитель Уполномоченного органа пояснил, что поскольку Заказчиком настоящее ПО уже используется в своей деятельности, соответственно, указанное способствует соблюдению интересов правообладателя с целью исключения неправомерного (незаконного) использования его продукции иными лицами.
Представитель Уполномоченного органа отметил, что Заявитель является правообладателем системы ПК АДИС, может являться участником настоящей закупки и обжалуемое им положение в данной ситуации позволит "обойти" требуемое условие ТЗ, поскольку неисключительные права для оказания услуг по модернизации у него уже имеются. При этом, в случае победы иного участника - согласно условиям ТЗ - такой участник обязан получить неисключительные права у настоящего заявителя путем заключения с ним соответствующего соглашения, обратное будет нарушать условия заключенного контракта
Представитель Уполномоченного органа указал, что запрета на неиспользование условий типового контракта, в случае если такие условия не требуются к исполнению Заказчику, действующим законодательством о контрактной системе не установлено.
Необходимо отметить, что раздел 1 типового контракта предусматривает два вида передачи прав. От этого зависит использование тех или иных пунктов условий типовых контрактов. Это передача исключительных прав, когда осуществляется создание нового программного продукта. Либо передача неисключительных прав, когда осуществляется использование уже готового программного продукта, на который уже имеется правообладатель.
Согласно техническому заданию, модернизация Системы осуществляется путем внедрения специализированного программного обеспечения, отвечающего требованиям технического задания. То есть предусмотрено не создание, а внедрение уже готового программного обеспечения. Соответственно в техническом задании указано на передачу неисключительных прав.
Предметом контракта является в том числе оказание услуг по передаче прав на использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат подрядчику (исполнителю), в объеме, необходимом для использования заказчиком результатов работ по договору по их целевому назначению и в соответствии с условиями договора на весь срок действия использованных исключительных прав или на иной срок, установленный заказчиком. Подрядчик (исполнитель) передает права посредством заключения лицензионного договора.
В связи с чем, в целях соответствия разделу 1 Типового контракта, Заказчиком в своем проекте контракта использованы лишь п. 1.2 Типовых условий.
Более того, поскольку условиями закупки создание ПО не предусмотрено, положения раздела 2 также Заказчиком не включены в проект контракта.
Также, представитель Уполномоченного органа отметил, что раздел 4 Типовых условий - Заказчик в содержание проекта контракта не включал исходя из того, что в рамках оказания услуг передаются только неисключительные права.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам.
20.06.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по модернизации централизованной подсистемы "Управление скорой и неотложной медицинской помощью" государственной информационной системы в сфере здравоохранения Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323005453).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 11 665 000,00 рублей.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом, в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, а также требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В техническом задании установлено следующее: "Исполнитель обязан самостоятельно получить права в объеме, необходимом и достаточном для оказания услуг по модернизации системы у Правообладателя". Также, в техническом задании установлено: "Модернизация Системы осуществляется путем внедрения специализированного программного обеспечения, отвечающего требованиям настоящего технического задания" и "В составе централизованной подсистемы "Управление скорой и неотложной медицинской помощью" государственной информационной системы в сфере здравоохранения Оренбургской области функционирует Программный Комплекс автоматизации диспетчерской службы станции скорой медицинской помощи (ПК АДИС)".
Комиссией Оренбургского УФАС России принят во внимание тот факт, что Заявитель является правообладателем Программного Комплекса автоматизации диспетчерской службы станции скорой медицинской помощи (ПК АДИС).
Проанализировав положения технического задания, учитывая что Заказчик не имеет прав (исключительных и неисключительных) на программный комплекс "ПК АДИС", учитывая специфику закупки, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к выводу о том, что описание объекта закупки подобным образом не противоречит требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Приказом Минцифры России от 17.12.2020 г. N 715 утверждены Типовые условия контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем (далее - Типовые условия).
В п. 1.1 Типовых условий указано: "Подрядчик (исполнитель) по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок выполнить работы:
вариант 1: по созданию и (или) развитию (модернизации) государственной (муниципальной) информационной системы (далее - работы, Система), а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их;
вариант 2: по созданию и (или) развитию (модернизации) иной информационной системы (далее - работы, Система), а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их".
Объектом закупки является "оказание услуг по модернизации централизованной подсистемы "Управление скорой и неотложной медицинской помощью" государственной информационной системы в сфере здравоохранения Оренбургской области". Согласно техническому заданию, модернизация Системы осуществляется путем внедрения специализированного программного обеспечения, отвечающего требованиям настоящего технического задания. Таким образом, положения раздела 2 Типовых условий, в данном случае, применению не подлежат.
При этом, Заказчиком в проекте контракта использованы пункты 1.2, 3.2, 3.3, 3.4, 3.6, 3.7, Типовых условий, которые установлены в проекте контракта:
1.2. Услуга оказывается Исполнителем в соответствии с национальными стандартами и государственными стандартами в части требований к проектированию, стадиям создания, видам, комплектности и обозначению документов, видам испытаний при создании и (или) развитии (модернизации) государственных (муниципальных) информационных систем и (или) иных информационных систем, а также в соответствии с качественными, количественными и иными характеристиками работ, определенными в описании объекта закупки, согласно требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 27 июля 2006 года N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также иных нормативных правовых актов в сфере контрактной системы, информационных технологий, защиты информации, правовой защиты интересов государства в области интеллектуальной собственности, регулирующих соответствующие отношения и непосредственно указанных в техническом задании, являющемся его неотъемлемой частью.
1.5. Исполнитель оформляет передачу неисключительных прав на специальное программное обеспечение установленное в результате оказания услуги по модернизации централизованной подсистемы "Управление скорой и неотложной медицинской помощью" государственной информационной системы в сфере здравоохранения Оренбургской области на ГБУЗ "Оренбургская областная клиническая станция скорой медицинской помощи" города Оренбурга, которое является Оператором централизованной подсистемы "Управление скорой и неотложной медицинской помощью" государственной информационной системы в сфере здравоохранения Оренбургской области путем заключения лицензионного (сублицензионного) соглашения.
5.2.1. Без увеличения цены Договора передать Оператору централизованной подсистемы "Управление скорой и неотложной медицинской помощью" государственной информационной системы в сфере здравоохранения Оренбургской области права на использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат исполнителю и которые использовались при оказании услуги по Договору, в объеме, необходимом для использования результатов услуги по Договору по их целевому назначению и в соответствии с условиями настоящего Договора на весь срок действия использованных исключительных прав или на иной срок, установленный заказчиком. Исполнитель передает указанные права посредством заключения лицензионного (сублицензионного) договора.
5.2.2. Согласовать с заказчиком необходимость использования при выполнении работ охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат третьим лицам, объем и порядок приобретения прав на их использование.
5.2.3. Обеспечить отсутствие нарушений исключительных, авторских и смежных прав третьих лиц при реализации технических, программных, организационных и иных решений, предусмотренных техническим заданием на выполнение работ.
5.2.4. Обеспечить выполнение требований к порядку создания (развития) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 13 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", устанавливаемых к таким информационным системам указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, Комиссией Оренбургского УФАС России нарушений положений Закона о контрактной системе не цстановлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фирма "Новые Системные Технологии" на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медицинский информационно- аналитический центр" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по модернизации централизованной подсистемы "Управление скорой и неотложной медицинской помощью" государственной информационной системы в сфере здравоохранения Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323005453) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 4 июля 2023 г. N 056/06/106-728/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2023