Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - председателя Комиссии, временно исполняющего обязанности руководителя управления; Парнищевой М.М. - начальника отдела контроля закупок; Стрелковой Е.В. - главного специалиста указанного отдела; Левченко И.И. - ведущего специалиста-эксперта указанного отдела; Бутковской Н.В. - ведущего специалиста-эксперта указанного отдела,
с участием представителей от заявителей: индивидуального предпринимателя Митиненко Николая Михайловича - Митиненко Веры Николаевны, действующей на основании доверенности 28АА0966460 от 04.07.2018; индивидуального предпринимателя Харисова Юрия Мирзаевича - Дегтяревой Натальи Михайловны, действующей на основании доверенности от 05.06.2023,
в присутствии представителей муниципального заказчика - Администрации города Благовещенска: начальника отдела по организации транспортного обслуживания населения управления по развитию потребительского рынка и услуг администрации города Благовещенска Грязнова Юрия Александровича, действующего по доверенности N01-20/10807 от 04.10.2022; консультанта экспертно - правового отдела правового управления администрации города Благовещенска Козловой Евгении Юрьевны, действующей по доверенности N 17 от 09.03.2023; руководителя сектора контрактной службы управления бюджетного учета администрации города Благовещенска Хуторновой Ирины Евгеньевны, действующей по доверенности N 01-20/10808 от 04.10.2022; заместителя начальника отдела закупок управления муниципального заказа администрации города Благовещенска Пакуловой Татьяны Вячеславовны, действующей по доверенности N 01-27/76 от 10.01.2023.
(сторонам по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
рассмотрела поступившие в Амурское УФАС России жалобы от ИП Митиненко Н.М., ИП Харисова Ю.М., на действия заказчика - Администрации города Благовещенска при осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальному автобусному маршруту, объявленной извещением от 25.05.2023 N 0123300008223000321 на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru, выразившихся, по мнению заявителей, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: порядок оценки заявок не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Заявители считают, что Заказчиком сформирован и размещен в составе извещения рассматриваемой закупки порядок оценки заявок не соответствующий требованиям Закона о контрактной системе, что по мнению Заявителей привело к неверному расчету Заказчиком баллов участников конкурса. Кроме того, заявители считают, что Заказчик неверно определил значимость критерия.
Заявители просят выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства и внесении изменений в закупочную документацию (извещение от 25.05.2023 N 0123300008223000321).
Заказчик с доводами жалоб не согласился, представил письменные пояснения по делу; в части оценки транспортных средств, заявленных несколькими участниками закупки, пояснил, что согласно части 3 статьи 607 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. Просит признать жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Заседание Комиссии Амурского УФАС России осуществлено в дистанционном режиме, посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобы, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупочной процедуры
УСТАНОВИЛА:
25.05.2023 Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru опубликовано извещение N 0123300008223000321 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальному автобусному маршруту.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 13.06.2023 08:00 (МСК+6).
Дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок - 15.06.2023.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 16.06.2023.
Дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 20.06.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 21.06.2023.
Запросы на разъяснение аукционной документации не поступали.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 20.06.2023 NПРОI1 поступило 6 (шесть) заявок, все заявки признаны соответствующими требованиям извещения о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 20.06.2023 NПРОII1 все заявки признаны соответствующими требованиям извещения о закупке.
Согласно Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.06.2023 NИЭОК1, по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Победителем электронного конкурса признается участник закупки идентификационный N 114302246.
В части доводов заявителей жалоб о несоответствии Закону о контрактной системе определенного заказчиком порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, Комиссия Амурского УФАС России приходит к следующим выводам:
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, подпунктом "б" пункта 5 Положения 2604 для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, заказчик вправе не использовать стоимостной критерий оценки - "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
Приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 16.12.2022 N 173-пр/п установлены предельные максимальные уровни регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок Амурской области на 2023 год, следовательно, при осуществлении данной закупки путем проведения электронного конкурса заказчик считает возможным не устанавливать стоимостной критерий.
На основании раздела 7.3. Информационного письма Минфина России от 14.02.2022 N 24-01-09/10138 "О направлении информации о применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ" согласно пункту 12 Положения 2604 критерий оценки "расходы" может применяться исключительно в целях определения наименьшего значения не предусмотренных условиями контакта расходов, которые возникнут у заказчика после приемки закупаемых товаров, работ.
Из письменных пояснений заказчика следует, что если расходы включены в условия заключаемого контракта (в том числе контракта жизненного цикла), то их оценка фактически осуществляется в рамках критерия "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", поскольку в этом случае они образуют цену заключаемого контракта. Дополнительная оценка таких расходов в рамках критерия "расходы" стала бы дублирующей.
Таким образом, вышеназванный критерий оценки не применим к данному предмету закупки и с учетом отсутствия стоимостного критерия.
На основании подпункта "д" пункта 5 Положения 2604 при проведении конкурсов сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов.
Указанная норма является императивной и не допускает отступлений при ее применении.
Согласно пункту 2 Предельных величин значимости критериев оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Приложения N 2 к Положению 2604 работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам, имеют предельные величины без учета стоимостного критерия оценки, в своей сумме не дающие 100 процентов, что является недопустимым при проведении расчетов по формулам.
В связи с вышеизложенным в соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении по рассматриваемой закупке Заказчиком установлены следующие критерии:
1) "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", значимость критерия оценки - 40%;
2) "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", значимость критерия оценки - 60%.
Сумма величин значимости всех используемых Заказчиком критериев составляет 100% (сто) процентов.
Согласно пункту 16 Положения 2604 для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением 2604, один или несколько из следующих показателей оценки: а) качественные характеристики объекта закупки; б) функциональные характеристики объекта закупки; в) экологические характеристики объекта закупки. Пунктом 17 Положения 2604 установлено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 Положения 2604, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки. К показателю "Функциональные характеристики объекта закупки" заказчиком установлены детализирующие показатели: - характеристика N 1 - общее количество транспортных средств (автобусов) не ранее 2020 года выпуска с низкопольным кузовом (транспортное средство с низким расположением пола в соответствии с п. 3.1. ГОСТ Р ИСО 16121-4-2011). К оценке по детализирующему показателю (характеристике N 1) принимаются транспортные средства (автобусы) с годом выпуска не ранее 2020 года с низким расположением пола. Лучшим является наибольшее значение детализирующего показателя с учетом установленного предельного максимального значения характеристики объекта закупки. Предельное максимальное количество транспортных средств (автобусов) принимаемых к оценке составляет 9 (девять) единиц (с учетом резервного); - характеристика N 2 - общее количество транспортных средств (автобусов) не ранее 2020 года выпуска оснащенных оборудованием для перевозки пассажиров из числа инвалидов, соответствующим национальному стандарту РФ 51090-2014 (в части наличия вспомогательных посадочных устройств, оборудованной площадки для размещения пассажиров в креслах - колясках). К оценке по детализирующему показателю (характеристике N 2) принимаются транспортные средства (автобусы) не ранее 2020 года выпуска оснащенные оборудованием для перевозки пассажиров из числа инвалидов, соответствующим национальному стандарту РФ 51090-2017 (в части наличия вспомогательных посадочных устройств, оборудованной площадки для размещения пассажиров в креслах-колясках). 6 Лучшим является наибольшее значение детализирующего показателя с учетом установленных предельного минимального значения характеристики объекта закупки и предельного максимального значения характеристики объекта закупки. Предельное минимальное количество транспортных средств (автобусов) принимаемых к оценке составляет 3 (три) единицы. Предельное максимальное количество транспортных средств (автобусов) принимаемых к оценке составляет 9 (девять) единиц (с учетом резервного); характеристика N 3 - общее количество транспортных средств (автобусов) не ранее 2020 года выпуска, вместимостью не менее 60 пассажиров). К оценке по детализирующему показателю (характеристика N 3) принимаются транспортные средства (автобусы) не ранее 2020 года выпуска пассажировместимостью не менее 60 пассажиров. Лучшим является наибольшее значение детализирующего показателя с учетом установленного предельного максимального значения характеристики объекта закупки. Предельное максимальное количество транспортных средств (автобусов) принимаемых к оценке составляет 9 (девять) единиц (с учетом резервного). Согласно пункту 24 Положения 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением 2604, один или несколько из следующих показателей оценки: а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов; б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов; в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта; г) наличие у участников закупки деловой репутации; д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Заказчиком установлены два показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" и "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов". К показателю оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" установлен детализирующий показатель: - характеристика квалификации участников закупки N 1 - общее количество исполненных участником закупки договоров. 7 Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта: 1) исполненный контракт (договор), предметом которого является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам. К оценке принимаются исключительно исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе, при исполнении которых подрядчиком исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек), договоры, в случае их предоставления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями; 2) акты приемки выполненных работ, составленные при исполнении указанных договоров. При этом последний акт, составленный при исполнении договора, предусмотренного подпунктом 1 настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К показателю оценки "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" установлены детализирующие показатели: - характеристика квалификации участников закупки N 1 - общее количество транспортных средств (автобусов) предназначенных для перевозки пассажиров не ранее 2020 года выпуска, пассажировместимостью не менее установленной условиями контракта (не менее 52 пассажира, где оценивается количество транспортных средств (автобусов) предназначенных для перевозки пассажиров не ранее 2020 года выпуска, пассажировместимостью не менее установленной условиями контракта (не менее 52 пассажира), принадлежащих участнику закупки на праве собственности или ином законном основании. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки транспортных средств (автобусов), которые будут использоваться при выполнении работ: - инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии транспортных средств (автобусов) в собственности участника закупки); - договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки транспортных средств (автобусов) (при отсутствии транспортных средств (автобусов) в собственности участника закупки); - копии паспортов транспортных средств* на каждую единицу транспортных средств (автобусов). 8 *в случае наличия паспорта транспортного средства в электронном виде предоставляется выписка из электронного паспорта транспортного средства с приложением свидетельства транспортного средства; - характеристика квалификации участников закупки N 2 - наличие здания или сооружения или помещения для стоянки (хранения/ремонта/технического обслуживания транспортных средств (автобусов) площадью не менее 270 кв.м, где оценивается наличие здания или сооружения или помещения для стоянки (хранения/ремонта/ технического обслуживания транспортных средств (автобусов) площадью не менее 270 кв.м, расположенного на территории муниципального образования города Благовещенска или на расстоянии не более 10 км от границы территории муниципального образования города Благовещенска. Перечень документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов у участника закупки (здания или сооружения или помещения для стоянки (хранения/ремонта/ технического обслуживания транспортных средств (автобусов) площадью не менее 270 кв.м, расположенного на территории муниципального образования города Благовещенска или на расстоянии не более 10 км от границы территории муниципального образования города Благовещенска): - выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимого имущества, выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества в собственности участника закупки); - договор аренды объекта недвижимого имущества, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством) на срок исполнения контракта, с приложением акта передачи арендованного объекта недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества и выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на праве аренды); - иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки в течение срока исполнения контракта объекта недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на ином законном основании).
В соответствии с письменными пояснениями Заказчика, представленными в материалы дела, формируя порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном конкурсе, заказчик исходил из имеющейся потребности в закупке с учетом специфики своей деятельности и получения лучших условий исполнения контракта.
Также следует отметить, что установленные в конкурсной документации критерии оценки были выбраны заказчиком исходя из его права на установление критериев, позволяющих определить участника закупки, наиболее удовлетворяющего потребностям заказчика. Действующее законодательство о контрактной системе не содержит норм, непосредственно конкретизирующих содержание критериев, сведений, относящихся к критериям, порядок оценки и сопоставления заявок.
В соответствии с представленными в материалы дела документами и сведениями, размещенными в единой информационной системе, Комиссия Амурского УФАС приходит к выводу о соответствии установленного Заказчиком в извещении рассматриваемой закупки порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Закону о контрактной системе.
Рассмотрев жалобы от Индивидуального предпринимателя Митиненко Николая Михайловича, Индивидуального предпринимателя Харисова Юрия Мирзаевича, на действия заказчика - Администрации города Благовещенска при осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальному автобусному маршруту, объявленной извещением от 25.05.2023 N 0123300008223000321 на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru, проведя внеплановую проверку названной закупочной процедуры, руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
РЕШЕНИЕ:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Митиненко Николая Михайловича необоснованной.
2. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Харисова Юрия Мирзаевича необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 30 июня 2023 г. N 028/06/106-495/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2023