Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 77 Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Молот" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 15871-ЭП/23 от 23.06.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по физической охране, обеспечению контрольно-пропускного режима и сохранности имущества в образовательных учреждениях Выборгского района Санкт-Петербурга в 2024-2025 годах (извещения N 0172200004623000063) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 27.04.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004623000063. Начальная (максимальная) цена контракта - 37 800 320, 00 руб.
В жалобе ООО "Молот" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию "качественные характеристики объекта закупки".
Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными Заказчиком документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом, согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
В силу п. 16 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что в рамках нестоимостного критерия оценки заявок "Характеристики объекта закупки" Заказчиком предусмотрена оценка наличия у участника закупки оборудования, инструментов и иных необходимых средств, а также обеспечения необходимым количеством квалифицированного персонала.
В частности, в указанном порядке оценки Заказчиком определено, что для оценки заявок по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки" установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: оснащение квалифицированного персонала участника закупки надлежащим оборудованием, инструментами и иными необходимыми средствами; применение мер по контролю качества оказываемых услуг; осуществление своевременного контроля качества оказания услуг; обеспечение надлежащей технологии управления рисками при оказании услуг; обеспечение профессиональной подготовки; применение мер безопасности; обеспечение надлежащей технологии оказания услуг.
Также в установленном Заказчиком порядке оценки заявок определено, что под обеспечением профессиональной подготовки (третье свойство) понимается перечень сведений, содержащий в том числе следующую информацию: информацию о правовой подготовке; информацию о психологической подготовке сотрудников; информацию о физической подготовке.
Под оснащением квалифицированного персонала участника закупки надлежащим оборудованием, инструментами и иными необходимыми средствами (первое свойство) понимается совокупность оборудования, инструментов и иных необходимых средств, используемых непосредственными исполнителями (подрядчиками) при оказании услуг, с указанием по каждому такому оборудованию, инструменту и иному необходимому средству в отдельности: наименования, количества, формы право пользования, марки, модели (при наличии), реквизитов документов, подтверждающих соответствие установленным обязательным требованиям в соответствии с действующим законодательством РФ (при необходимости в соответствии с действующим законодательством РФ), минимальных характеристик и пояснений, позволяющих четко определить сферу их применения в процессе оказания соответствующих услуг.
При этом, согласно п.п. 24-25 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена оценка наличия у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, а также наличия у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации исключительно в рамках критерия "Квалификация участников закупки", при этом возможность осуществления оценки заявок по указанным показателям в рамках критерия "Характеристики объекта закупки" действующим Положением не предусмотрено.
В рассматриваемом же случае Заказчиком искусственно осуществлена подмена соответствующих детализирующих показателей, не применяемых в отношении установленного им критерия оценки, что не соответствует Положению и не направлено на выявление лучших условий исполнения контракта по критерию "Характеристики объекта закупки".
Кроме того, как верно отмечено подателем жалобы, что представление участником закупки в рамках рассматриваемого критерия сведений об имеющимся у него оборудовании, которое будет использовано в ходе исполнения контракта (к примеру, описание фонарика, наручников или металлоискателя) не позволяет выявить наилучшее предложение в отношении условий исполнения контракта при проведении закупки, оставляет оценку заявок на субъективное усмотрение конкурсной комиссии Уполномоченного органа, Заказчика.
Так, в силу п.п. г) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке должна содержать с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критерию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.
При этом, согласно ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе, при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
2) информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Таким образом, исходя из совокупности вышеуказанных положений Закона о контрактной системе, следует, что предложение участника закупки относительно качественных, функциональных и экологические характеристик объекта закупки должна указываться участником закупки с учетом описания объекта закупки, включая требований к товарам, используемым при оказании закупаемых услуг. В свою очередь, в рассматриваемом случае требований к характеристикам, потребительским свойствам товаров, используемых при оказании закупаемых услуг, Заказчиком не установлено.
Следовательно, действия Заказчика, установившего в извещении порядок оценки заявок по критерию "Характеристики объекта закупки", несоответствующий нормам Положения, в указанной части нарушают п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. При этом, Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы Заявителя и повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Молот" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 июня 2023 г. N 44-26010/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2023