Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБУ "Мостотрест" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ИП Прохорова А.В. (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 16012-ЭП/23 от 26.06.2023) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку специальной обуви (далее - аукцион),а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 08.06.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200290023000134. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 499 796, 72 рублей.
1. В силу ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера за-явкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Со-единенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.06.2023 NИЭА1, заявка Заявителя была отклонена по следующим основаниям:
несоответствие информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N44 ФЗ) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки
Причина несоответствия: а именно, по позиции N5 "Ботинки тип 2" установлено требование по показателю "Подошва - выдерживаемая температура; максимальная от 280 °С". По инструкции 4. в случае, если в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение (число, перед которым установлено: "от"), при этом наименование показателя не содержит двоеточие данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение больше установленного в требовании к значению показателя числа без использования "от" руководствуясь данным положениям инструкции при заполнении заявки не допускается указывать два конкретных значения. Однако в составе заявки участником по указанному показателю предоставлено: "Подошва - выдерживаемая температура; максимальная 280 °С "; по позиции N5 "Ботинки тип 2" установлено требование по показателю "Глубина протектора: > 4 - не > 5 мм". По инструкции 20. в случае, если в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение и максимальное числовое значение с использованием конструкций: ">_ - не >_" и если требование к значению показателя содержит описанные в данном пункте инструкции конструкции, при этом наименование показателя содержит двоеточие - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения - участнику необходимо предоставить одно значение для нижней границы диапазона (должно быть в заявке больше первого значения (минимального значения) установленного в требовании к значению показателя) и одно значение для верхней границы диапазона (должно быть в заявке не более второго значения (максимального значения) установленного в требовании к значению показателя). Однако в составе заявки участником по указанному показателю предоставлено: "Глубина протектора: 4,5 мм".
В соответствии с п.п. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В соответствии с п.п. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в составе извещения о проведении рассматриваемой закупки.
Так, при описании закупаемого товара "Ботинки тип 2" Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование к показателю: "Подошва - выдерживаемая температура; максимальная" от 280 °С; "Глубина протектора": > 4 - не > 5 мм.
Также в извещении о проведении закупки Заказчиком установлена инструкция по заполнению заяви на участие в закупке, согласно которой, в случае, если в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение (число, перед которым установлено: "от"), при этом наименование показателя не содержит двоеточие данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение больше установленного в требовании к значению показателя числа без использования "от" руководствуясь данным положениям инструкции при заполнении заявки не допускается указывать два конкретных значения.
Из содержания заявки Заявителя следует, что участник закупки пренебрег указанным требованием инструкции и указал значение показателя "Подошва - выдерживаемая температура; максимальная", не превышающее установленное в описании значение, а именно 280 °С, что не соответствует требованиям извещения.
Также в инструкции определено, что в случае, если в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение и максимальное числовое значение с использованием конструкций: ">_ - не >_" и если требование к значению показателя содержит описанные в данном пункте инструкции конструкции, при этом наименование показателя содержит двоеточие - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения - участнику необходимо предоставить одно значение для нижней границы диапазона (должно быть в заявке больше первого значения (минимального значения) установленного в требовании к значению показателя) и одно значение для верхней границы диапазона (должно быть в заявке не более второго значения (максимального значения) установленного в требовании к значению показателя).
Однако в нарушение указанного положения инструкции в составе заявки участником по указанному показателю предоставлено: "Глубина протектора: 4,5 мм", что не соответствует требованиям извещения.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что у комиссии Заказчика имелись достаточные основания для отклонения заявки Заявителя по основаниям, изложенным в протоколе.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
2. В свою очередь, согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный Законом о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями Заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в извещении инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Согласно установленной Заказчиком инструкции, Заказчиком приведены следующие правила представления сведений о предлагаемом к поставке товаре:
1. в случае установления в наименовании показателя "требоваться (-уются), (-уется)" - то данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить значение указанное в требовании к значению показателя в неизменном виде, без использования в заявке "требоваться (-уются), (-уется)", так как "требоваться (-уются), (-уется)" в заявке не указывает на конкретность предлагаемого значения в первой части заявки; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение, если в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение или максимальное числовое значение;
2. показатель - это совокупность наименования показателя, требования к значению показателя и единицы измерения (при наличии), соответственно, каждый показатель состоит из наименования показателя , требования к значению показателя и единицы измерения (при наличии); при наличии единицы измерения, участник закупки в первой части заявки указывает единицу измерения, которая указана Заказчиком в показателе;
3. в случае, если в требовании к значению показателя указано максимальное числовое значение (число, перед которым установлено: "не ", "<"), при этом наименование показателя содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня: "макс", "максимально (-ная)/ (- ное) / ( -ный)", "наибольшая (-ий)/ (-ее)", "больший (-его)", "значение (-ию)", "максимальному", данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение не более и не равное установленного в требовании к значению показателя числа без использования "не
", "<"; руководствуясь данным положениям инструкции при заполнении заявки не допускается указывать два конкретных значения; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения, если в требовании к значению показателя указано максимальное числовое значение;
4. в случае, если в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение (число, перед которым установлено: "от", "выше", "не ", "более", ">"), при этом наименование показателя содержит двоеточие или не содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня: "минимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наименьший (-ая)/ (-ее)" "значение (-ию)", "минимум", "min" данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение больше установленного в требовании к значению показателя числа без использования "от", "выше", "не
", "более", ">" руководствуясь данным положениям инструкции при заполнении заявки не допускается указывать два конкретных значения;
5. в случае если установлено требование о соответствии товара взаимоисключающим нормативно-техническим документам, то данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить варианты значений, соответственно товар должен соответствовать тому нормативно-техническому документу, который распространяется на товар в соответствии со значениямипоказателей которого данный товар выбран участником для предоставления в составе первой части заявки на участие; в этом случае участнику следует предоставить в заявке соответствие товара конкретной нормативно - технической документации, которая распространяется именно на данный товар; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения;
6. в случае установления в показателе "не", "допускается", "менее" или "не", "допускается", "более" - то данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить значение указанное в требовании к значению показателя в неизменном виде; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение, если в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение или максимальное числовое значение;
7. в случае установления требования к значению показателя с применением "или" и/или "либо" или "и/или" при этом наименование показателя содержит двоеточие, то показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить варианты значений из установленных в требовании кзначению показателя, и потребностям
Заказчика удовлетворяет каждый из вариантов таких значений (
что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара, и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением или несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика
); в случае использования "или", "либо" участник закупки в заявке на
участие в
закупке обязан указать
один из вариантов значений показателя, а в случае использования "и/или" - участник закупки обязан указать не менее одного варианта значения показателя, включая первое из вариантов значений; выбрав одно или несколько из вариантов значений показателей товара, участнику необходимо указать соответствующие характеристики товара именно для выбранного значения показателя; для показателей, которые установлены для других вариантов значений, участник указывает вместо значения показателя слова
знаки: "не определяется", "
не нормируется
", "Х"; руководствуясь данным положением инструкции при предоставлении информации в первой части заявки участник должен предоставить одно или несколько из вариантов значений без использования "либо", "или" и/или "и/или"; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения;
8. в случае установления в наименовании показателя "должна (-но) / (-ен) / (-ны) быть:" - то данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить значение указанное в требовании к значению показателя в неизменном виде, без использования в заявке "должна (-но) / (-ен) / (-ны) быть", так как "должна (-но) / (-ен) / (-ны) быть" в заявке не указывает на конкретность предлагаемого значения в первой части заявки; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение, если в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение или максимальное числовое значение;
9. в случае, если в требовании к значению показателя указано максимальное числовое значение (число, перед которым установлено: "не больше, "до", "не выше",
не >
, "
"), при этом наименование показателя содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня: "максимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наибольший (-ая)/ (-ее)" "значение (-ию)", "номинальный (-ная) / (- ное)" "значением", "номинальному", данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение не более установленного в требовании к значению показателя числа без использования "не больше", "до", "не выше", "не >", "
"; руководствуясь данным положениям инструкции при заполнении заявки не допускается указывать два конкретных значения;
10. в случае, если наименование показателя не содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня "минимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наименьший (-ая)/ (-ее)" "номинальный (-ная) / (- ное)", "максимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наибольший (-ая)/ (-ее)" "значение (-ию)", при этом в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение и максимальное числовое значение с использованием конструкций (символ многоточие обозначает число; первое значение минимальное, второе максимальное): "выше_ менее_", "от_ и менее", "не
- менее
", "выше
- не
", "более
и менее
",
от
не
, ">
и <
" - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение в заявке больше минимального значения и меньше максимального значения установленных в требовании к значению показателя без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций; если требование к значению показателя содержит описанные в данном пункте инструкции конструкции, при этом наименование показателя содержит двоеточие и/или содержит слово и/или словосочетание из конкретного перечня "диапазон", "в диапазоне", "интервал значений", "регулируемый (- мая) / (- мое)", "регулировка (- ки)", "значения (- ям)", "регулируемого" - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения - участнику необходимо предоставить одно значение для нижней границы диапазона (должно быть в заявке больше первого значения (минимального значения) установленного в требовании к значению показателя) и одно значение для верхней границы диапазона (должно быть в заявке меньше второго значения (максимального значения) установленного в требовании к значению показателя) без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций, в предложении участника значение нижней границы должно быть менее значения верхней границы; часть данного пункта инструкции о предоставлении одного конкретного значения имеет приоритет над частью данного пункта о предоставлении двух конкретных значений; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде;
11. при предоставлении информации в первой части заявки участникам необходимо учитывать, что согласно положениям, ст. 33 Закона о контрактной системе, один и тот же показатель не может относиться к нескольким видам показателей, используемых Заказчиком при описании объекта закупки, соответственно Заказчиком описаны все слова, словосочетания, знаки и символы, которые указывают на тот или иной вид показателя, а также указаны приоритеты одних положений инструкции над другими, что позволяет указать информацию в первой части заявки в соответствии с Законом;
12. в случае, если наименование показателя не содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня "минимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наименьший (-ая)/ (-ее)" "номинальный (-ная) / (- ное)", "максимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наибольший (-ая)/ (-ее)" "значение (-ию)", при этом в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение и максимальное числовое значение с использованием конструкций (символ многоточие обозначает число; первое значение минимальное, второе максимальное): "не меньше_ - не больше_", "не <_ - не больше_", "свыше_ не выше_", "не ниже_ и до_", "свыше_ и не >",
не меньше
и не >
, "не <
и до
", "
и до
", "
-
" данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение в заявке не меньше минимального значения и не более максимального значения установленных в требовании к значению показателя без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций; если требование к значению показателя содержит описанные в данном пункте инструкции конструкции, при этом наименование показателя содержит двоеточие и/или содержит слово и/или словосочетание из конкретного перечня "диапазон", "в диапазоне", "интервал значений", "регулируемый (- мая) / (- мое)", "регулировка (- ки)", "значения", "значениям" - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения - участнику необходимо предоставить одно значение для нижней границы диапазона (должно быть в заявке не менее или больше первого значения (минимального значения) установленного в требовании к значению показателя) и одно значение для верхней границы диапазона (должно быть в заявке не более или меньше второго значения (максимального значения) установленного в требовании к значению показателя) без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций, в предложении участника значение нижней границы должно быть менее значения верхней границы; часть данного пункта инструкции о предоставлении двух конкретных значений имеет приоритет над частью данного пункта о предоставлении одного конкретного значения; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде;
13. в случае, если в требовании к значению показателя указано максимальное числовое значение (число, перед которым установлено: "менее"), при этом наименование показателя содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня: "макс", "наибольший (-ая)/ (-ее)", "больший", "большего", "значение (-ию)", "номинальное (-ная) / (- ный)", "max", "максимальному" данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение меньше установленного в требовании к значению показателя числа без использования "менее"; руководствуясь данным положениям инструкции при заполнении заявки не допускается указывать два конкретных значения;
14. в случае установления в наименовании показателя слова из конкретного перечня: "исполнение", "класс", "номер", "тип", "группа", "состав", "материал", при этом не содержит двоеточие, то данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить варианты значений - участник предоставляет в первой части заявки один номер, группу, исполнение, класс, тип, состав, материал поставляемого товара из указанных в требовании к значению показателя; выбрав один материал, состав, группу, тип, номер, класс, исполнение участник предоставляет в заявке значения по выбранному исполнению, классу, номеру, материалу, составу, группе, типу, соответственно для показателей, которые относятся к не выбранным типам, номерам, классам, исполнениям, группам, составам, материалам или не нормируются в соответствии с государственными стандартами, в заявке участником предоставляется по этим показателям "не применяется" или "не нормируется" или "Х"; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение, также имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения;
15. в случае, если в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение (число, перед которым установлено: "не меньше", "не ниже", "свыше", "не <", ""), при этом наименование показателя содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня: "минимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наименьший (-ая)/ (-ее)" "значение (-ию)", "минимум", "номинальный", "номинальная" данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение не менее установленного в требовании к значению показателя числа без использования "не меньше", "не ниже", "свыше", "не <", "
"; руководствуясь данным положениям инструкции при заполнении заявки не допускается указывать два конкретных значения;
16. в случае если в наименовании показателя установлено несколько различных условий и/или характеристик и/или свойств товара, то требование установлено для каждого условия и/или характеристики и/или свойства товара и участникзакупки должен указать в первой части заявки значения для каждого условия
и/или
характеристики и/или свойства исходя из положений данной инструкции. Пример показателя: длина и ширина изделия: более 100 мм. Пример значений, которые может указать участник в данном случае: длина и ширина изделия: - 140 мм (длина изделия), 110 мм (ширина изделия). В случае, если участником будет установлено одно конкретное значение в заявке, без явного указания, что
оно соответствует для всех условий и/или характеристик и/или свойств товара, то комиссией это будет расцениваться как предоставление сведений для первого условия и/или характеристики
и/или свойства товара, и как непредставление конкретного значения для остальных условий
и/или характеристик и/или свойств товара;
17. наименование товара, единица измерения, а так же наименование показателя предоставляются в заявке в неизменном виде; "требоваться (-уются)/ (-уется)", "должна (-но) / (-ен) / (-ны) быть", "должно (-ен) (-на) (-ны)", "необходим", "необходимо (-ма)/ (-мы)", "нужен", " нужно (-ны), (-на)" не являются частью наименования и не должны быть представлены в заявке участника, так как данные слова и словосочетания в заявке участника не указывают на фактическое наличие указанной характеристики;
18. в случае, если показатель не содержит указаний на то, что он относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение либо к виду показателя по которому необходимо предоставить варианты значений, либо к виду показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения, то данный показатель относится к показателю по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде - участник в заявке предоставляет наименование показателя, требование к значению показателя и единицу измерения в неизменном виде;
19. в случае, наименование показателя содержит двоеточие и/или содержит слово и/или словосочетание из конкретного перечня "диапазон", "в диапазоне", "интервал значений", "регулируемый (-мого) / (- мая) / (- мое)", "регулировка (- ки)", "значения", "значениям" при этом в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение и максимальное числовое значение с использованием конструкций (символ многоточие обозначает число; первое значение минимальное, второе максимальное): "не <_ и менее_", "не меньше_ менее_", "не ниже_ - менее", "не меньше
- не
", "не ниже
и не
",
свыше
- не
, "не <_ - <_" - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения - участнику необходимо предоставить одно значение для нижней границы диапазона (должно быть в заявке не менее или больше первого значения (минимального значения) установленного в требовании к значению показателя) и одно значение для верхней границы диапазона (должно быть в заявке меньше второго значения (максимального значения) установленного в требовании к значению показателя) без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций, в предложении участника значение нижней границы должно быть менее значения верхней границы; если требование к значению показателя содержит описанные в данном пункте инструкции конструкции, при этом наименование показателя не содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня "минимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наименьший (-ая)/ (-ее)" "номинальный (-ная) / (- ное)", "максимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наибольший (-ая)/ (-ее)" "значение (-ию)" - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение в заявке не менее минимального значения и меньше максимального значения установленных в требовании к значению показателя без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций; часть данного пункта инструкции о предоставлении одного конкретного значения имеет приоритет над частью данного пункта о предоставлении двух конкретных значений; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде;
20. в случае, если наименование показателя не содержит двоеточие и/или содержит слово из конкретного перечня "минимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наименьший (-ая)/ (-ее)" "номинальный (-ная) / (- ное)", "максимальный (-ная)/ (- ное) / ( -но)", "наибольший (-ая)/ (-ее)" "значение (-ию)", при этом в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение и максимальное числовое значение с использованием конструкций (символ многоточие обозначает число; первое значение минимальное, второе максимальное): "от_ - не больше_", "более_ - не больше_", "выше_ - не >_", "более_ и до_", "от_ и до_", "выше_ и не больше_", ">_ - не >_" - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение - участник предоставляет значение в заявке больше минимального значения и не более максимального значения установленных в требовании к значению показателя без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций; если требование к значению показателя содержит описанные в данном пункте инструкции конструкции, при этом наименование показателя содержит двоеточие и/или содержит слово и/или словосочетание из конкретного перечня "диапазон", "в диапазоне", "интервал значений", "регулируемый (- мая) / (- мое)", "регулировки (- ка)", "регулируемого", "значения", "значениям" - данный показатель относится к виду показателя по которому необходимо предоставить два конкретных значения - участнику необходимо предоставить одно значение для нижней границы диапазона (должно быть в заявке больше первого значения (минимального значения) установленного в требовании к значению показателя) и одно значение для верхней границы диапазона (должно быть в заявке не более второго значения (максимального значения) установленного в требовании к значению показателя) без использования слов и словосочетаний из перечисленных конструкций, в предложении участника значение нижней границы должно быть менее значения верхней границы; часть данного пункта инструкции о предоставлении двух конкретных значений имеет приоритет над частью данного пункта о предоставлении одного конкретного значения; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде;
21. в случае установления в наименовании показателя слов из конкретного перечня "назначение", "вид", "применение", "изготовлено", "получение", "состоит", "род" при этом наименование показателя содержит и/или не содержит двоеточие, то данный показатель относится к виду показателя, по которому необходимо предоставить значения в неизменном виде - участник в заявке предоставляет наименование показателя, требование к значению показателя и единицу измерения в неизменном виде; данное положение имеет приоритет над видом показателя по которому необходимо предоставить одно конкретное значение, если в требовании к значению показателя указано минимальное числовое значение или максимальное числовое значение.
Анализ указанной инструкции по заполнению заявок, в том числе, в части послужившей формальным основанием для отклонения заявок на участие в закупке, свидетельствует о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения. Указанная инструкция по заполнению заявок не только не определяет точного порядка заполнения заявок, но и в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару. Более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию отдельные положения инструкции не определяют порядка заполнения заявок, а дают разъяснения, трактовку относительно тех или иных значений, установленных Заказчиком, что не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1-п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) то-вара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
Комиссия УФАС отмечает, что само по себе описание отдельных товарных позиций, с учетом положений инструкции, создает препятствия для определения потребности Заказчика, в частности, при описании товарной позиции "Ботинки тип 2" Заказчиком установлено требование к показателю: "Подошва - выдерживаемая температура; максимальная" от 280 °С. Таким образом, с одной стороны, Заказчиком установлено требование к максимальному значению показателя, при этом одновременно Заказчиком определено, что указанное им значение является минимальным, что создает неопределённость восприятия потребности Заказчика и не корреспондируется с положением ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения безусловно повлияли на результат закупки, и стали причиной формальных нарушений, допущенных участниками закупки при представлении сведений о предлагаемых ими к поставке товаров.
3. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Прохорова А.В. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 2, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 июня 2023 г. N 44-2628/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2023